Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2013 г. N 15АП-11655/13
город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2013 г. |
дело N А32-5014/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сулименко О.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Ленинградскаярайгаз": представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ленинградскаярайгаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2013 по делу N А32-5014/2013, принятое судьей Погореловым И.А., по заявлению открытого акционерного общества "Ленинградскаярайгаз" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании недействительным предписания о приостановлении хозяйственной деятельности
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Ленинградскаярайгаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар (далее - административный орган, управление) о признании недействительным предписания от 17.12.2012 N 15-35-352ЭФР-4 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обществом не оспаривается тот факт, что в ходе своей деятельности им осуществляется выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Таким образом, изложенное в оспариваемом предписании требование о прекращении деятельности по выбросу загрязняющих веществ в отсутствие инвентаризации источников выбросов и разрешения на выброс метана является законным, как соответствующее нормам Законов N 7-ФЗ и 96-ФЗ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что основанием для вынесения оспариваемого Предписания явилось проведение повторной проверки общества, что противоречит пункту 57 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды, утвержденного приказом N 282 от 26.07.2010 г. Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 56* настоящего Административного регламента, Росприроднадзором и (или) его территориальным органом после согласования ее проведения с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей . Такого согласования у государственного инспектора Росприроднадзора на момент проверки не было. Из оспариваемого предписания следует, что общество должно приостановить эксплуатацию объектов ГРП и ШРП, газораспределительного пункта, которые обеспечивают поставку газа по индивидуальным домам, в здания и сооружения всей станицы Ленинградской, что противоречит прямому назначению общества по обеспечению бесперебойной поставки газа. Вопросы приостановления деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг закреплены ст. 3.12 КоАП РФ, согласно которой административное приостановление деятельности назначается только судьей. Таким образом, требования, изложенные в предписании N 15-35-352 ЭФР-4 государственного инспектора регионального отдела федерального экологического надзора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, выходят за пределы полномочий службы Росприроднадзора. Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка N 174 Ленинградского района Краснодарского края от 24.01.2013 г. общество освобождено от административной ответственности по данному делу.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, административный орган 10.05.2012 выдал обществу предписание N 05-99-51-ЭН-4, согласно которому заявителю предписано не допускать хозяйственную деятельность в отсутствие инвентаризации источников выбросов (ГРП, ШРП) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс метана в атмосферный воздух, сроком до 20.10.2012.
30 ноября 2012 года в ходе проведения проверки исполнения предписания N 05-99-51-ЭН-4 установлено следующее.
В управление 19.10.2012 поступило письмо общества вх. N 04/3569ф, в котором заявитель сообщил информацию о мерах, принятых в целях исполнения требований ранее выданного предписания. Общество 08.06.2012 заключило с ООО "Экология Агро" договор N 08-06-В на проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проект нормативов предельно допустимых выбросов и получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В настоящее время документы находятся в стадии разработки.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что общество в указанный срок не исполнило предписание N 05-99-51-ЭН-4.
По указанному факту административный орган составил протокол об административном правонарушении от 17.12.2012 N 15-35-352ЭФР-3 по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также управление выдало обществу предписание от 17.12.2012 N 15-35-352ЭФР-4, согласно которому заявителю предписано не допускать хозяйственную деятельность в отсутствие инвентаризации источников выбросов (ГРП, ШРП) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс метана в атмосферный воздух, сроком до 17.03.2013.
Не согласившись с предписанием от 17.12.2012 N 15-35-352ЭФР-4, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц-природопользователей, среди которых поименованы нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Указанные нормативы должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Частью 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе выбросы в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы, допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды являются, в том числе, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха устанавливаются Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ).
Пункт 1 статьи 22 Закона N 96-ФЗ обязывает юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводить инвентаризацию выбросов таких веществ и их источников в порядке, определенном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (пункт 2 статьи 25 Закона N 96-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Пунктом 3 указанной статьи также предусмотрено, что вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Оценив содержание обжалованного ненормативного акта, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о соответствии изложенных в предписании требований перечисленным нормам законодательства о защите окружающей среды.
Предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При вынесении предписания уполномоченное должностное лицо проверяющего органа должно указать, в том числе, положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения.
Предписание должно содержать законные требования, которым на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Оценив содержание предписания от 17.12.2012, суд апелляционной инстанции считает, что оно соответствует перечисленным критериям.
Из материалов дела видно, и заявителем не оспаривается, что общество в ходе своей деятельности осуществляет выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ.
Таким образом, изложенное в оспариваемом предписании требование о прекращении деятельности по выбросу загрязняющих веществ в отсутствие инвентаризации источников выбросов и разрешения на выброс метана является законным, как соответствующее перечисленным нормам Законов N 7-ФЗ и 96-ФЗ. Требование обоснованно обращено обществу как лицу, допускающему выброс вредных веществ при осуществлении своей хозяйственной деятельности в отсутствие инвентаризации и разрешений.
Оценивая реальность срока исполнения предписания (установлен до 17.03.2013), суд учитывает, что первоначально 10.05.2012 административный орган выдал обществу аналогичное предписание N 05-99-51-ЭН-4 сроком исполнения до 20.10.2012. Таким образом, для приведения своей деятельности в соответствие с установленными нормами законодательства обществу, фактически, предоставлено одиннадцать месяцев. Однако на момент проведения судебного заседания 02.04.2013 заявитель не представил доказательства принятия всех мер для устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства и не обосновал объективную невозможность выполнения предписания в указанный срок.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным ссылку общества на заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия договора N 08-06/В. Нарушение третьими лицами сроков исполнения договора на проведение работ по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ не исключает обязанности хозяйствующего субъекта, в результате деятельности которого данные вещества образуются, исполнять требования природоохранного законодательства и воздерживаться от выбросов загрязняющих веществ в отсутствие предусмотренного законом разрешения.
Довод апелляционной жалобы о том, что административное приостановление деятельности в соответствии со статьей 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначается только судьей, не влияет на законность обжалованного ненормативного акта. Административное приостановление деятельности - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В рассматриваемом случае целью выдачи предписания является устранение установленных нарушений законодательства.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что постановлением мирового судьи судебного участка N 174 Ленинградского района Краснодарского края от 24.01.2013 г. общество освобождено от административной ответственности по данному делу. Мировой суд в своем постановлении от 24.01.2013 г. по делу N 5-20/2013 указал, что действия ОАО "Ленинградскаярайгаз" подпадают под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Однако общество было освобождено судом от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, а не с отсутствием состава административного правонарушения.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При таких обстоятельствах обществом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства в обоснование своих доводов о нарушении оспариваемыми ненормативными актами своих прав и интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, 17.12.2012 Управлением законно и обоснованно выдано предписание N 15-35-352ЭФР-4, в соответствии с которым обществу предписано не допускать хозяйственную деятельность в отсутствии инвентаризации источников выбросов (ГРП, ШРП) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс метана в атмосферный воздух.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2013 по делу N А32-5014/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.