20 сентября 2013 г. |
А79-13922/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общественной организации "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" (428023, Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул.Академика Королева, д.1, оф.13; ИНН 2128015540, ОГРН 1022100007984)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.02.2013
по делу N А79-13922/2012,
принятое судьей Ростовой З.М.
по заявлению общественной организации "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" о признании недействительным постановления администрации города Чебоксары от 02.10.2012 N 325 и незаконным решения администрации города Чебоксары об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
общественной организации "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" - Тихонова В.П. на основании протокола учредительного собрания от 09.03.2010 N 29, Ванифадьевой А.Ю. по доверенности от 20.03.2013 сроком действия до 31.10.2013,
администрации города Чебоксары - Яхатина С.А. по доверенности от 06.09.2013 N 29/01-3819,
и установил:
общественная организация "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" (далее - Фонд помощи переселенцам, Общественная организация, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании недействительным постановления администрации г.Чебоксары (далее - орган местного самоуправления) от 02.10.2012 N 325 "О подготовке документации по планировке территории" и незаконными действий администрации г.Чебоксары, выразившихся в отказе выдать градостроительный план земельного участка площадью 2072 кв.м, кадастровый номер 21:01:010901:49, расположенного по адресу: г.Чебоксары, ул.Гражданская, для строительства многоквартирного жилого дома. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления выдать испрашиваемый градостроительный план.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.02.2013 Общественной организации отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд помощи вынужденным переселенцам обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального права.
По мнению Общественной организации, градостроительный план земельного участка оформляется и выдается заявителю без каких-либо встречных условий и обязательств; проведения публичных слушаний в данном случае также не требовалось; оспариваемые ненормативный правовой акт и действия органа местного самоуправления препятствуют получению правообладателем земельного участка разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, чем существенно нарушаются права Фонда.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 по делу N А79-13922/2012 апелляционная жалоба была удовлетворена и решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии отменялось и принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Фонда.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 по настоящему делу постановление суда апелляционной инстанции от 08.05.2013 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам на основании заявления администрации г.Чебоксары.
В судебном заседании при повторном рассмотрении апелляционной жалобы представители Фонда помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики в полном объеме поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, просили отменить обжалуемый судебный акт.
Представитель администрации г.Чебоксары в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании выразил несогласие с позицией Общественной организации, считая законным и обоснованным обжалуемый судебный акт, просил оставить без изменения.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что на основании постановления администрации г.Чебоксары от 15.10.1997 N 1767 Фонду помощи беженцам и вынужденным переселенцам Чувашской Республики на период строительства индивидуальных жилых домов в районе пересечения улиц Гражданской и Эльменя в г.Чебоксары предоставлен в аренду сроком на 5 лет (до 2002 года) земельный участок площадью 70 000 кв.м.
Распоряжением от 28.01.2004 N 266-р администрация г.Чебоксары внесла изменения в постановление от 15.10.1997 N 1767 в части названия арендатора земельного участка на общественную организацию "Фонд помощи вынужденным переселенцам", а также уточнила площадь земельного участка на 67 477 кв.м и срок аренды - до 25.10.2007.
23.01.2004 Инспекция Госархстройнадзора Минстроя Чувашской Республики выдала Общественной организации разрешение N 5 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству группы многоквартирных жилых домов поз. 1, 2, 3, 5, 6, 7 "со встроено-пристроенными помещениями и автостоянками, пристроя к жилому дому позиция 1", 8, 9, 10, 11 и детского сада поз.14".
Срок действия разрешения устанавливался до 01.01.2006, действие разрешения продлевалось до завершения строительства жилого дома позиция 6, до 31.12.2010; для завершения строительства жилых домов позиция 5, 6, до 01.01.2011.
Распоряжением администрации г.Чебоксары от 25.09.2009 N 3996-р утвержден проект застройки микрорайона "Байконур" ЮЗР г.Чебоксары.
Выделенный изначально Организации земельный участок площадью 70000 кв.м был разделен на несколько земельных участков, в том числе земельный участок площадью 2072 кв.м, кадастровый номер 21:01:010901:49, который также являлся предметом аренды.
Распоряжениями органа местного самоуправления от 26.04.2011 N 1010-р, от 08.11.2011 N 2939-р Фонду помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики продлевались сроки аренды земельного участка площадью 2072 кв.м по ул.Гражданской для завершения строительства детского сада (поз.14) до 13.10.2011 и до 06.10.2012, а также заключался договор аренды земельного участка от 26.05.2011 N 105/4933-М и подписывался договор (без номера без даты) аренды земельного участка сроком до 06.10.2012.
В декабре 2010 года администрация г.Чебоксары проинформировала заявителя об отсутствии в ближайшие годы финансирования на строительство детского сада и потребности в строительстве детского сада на 100 мест, а не на 200 мест (как планировалось).
С учетом этих обстоятельств ООО "Проектное бюро "Байконур-Чебоксары" внесло изменения в проектную документацию.
Письмом от 20.07.2011 N 849 исх. главный архитектор г.Чебоксары сообщил Фонду о согласовании измененного проекта планировки территории для строительства вместо здания детского сада многоквартирного жилого дома с пристроенным детским садом.
Письмами от 18.08.2011 N 730, от 28.09.2011 N 767, от 18.11.2011 N 864, от 28.11.201 N 892, от 21.12.2011 N 936 о 19.01.2012 N 29, от 02.02.2012 N 37, от 01.03.2012 N 86, от 15.11.2012 N 393 Общественная организация обращалась в администрацию г.Чебоксары с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка под размещение многоквартирного дома (поз.14) с пристроенным детским садом (поз.11) в целях дальнейшего внесения изменений в договор аренды земельного участка и получения разрешения на строительство, в выдаче которого ему было отказано со ссылками на статьи 42, 45, 46, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 31.08.2012 N 316 Фонд обратился в администрацию г.Чебоксары с просьбой провести публичные слушания по вопросу строительства многоквартирного жилого дома с квартирами эконом класса (поз.14) с пристроенным детсадом (поз.11) комплекса жилых домов МКР "Байконур".
02.10.2012 администрация г. Чебоксары издала распоряжение N 325, которым заявителю предложено приступить к подготовке документации по планировке территории микрорайона "Байконур" ЮЗР г. Чебоксары и направить подготовленный проект планировки территории в администрацию г. Чебоксары на рассмотрение и принятие решения о проведении публичных слушаний по проекту планировки территории.
Полагая, что распоряжение от 02.10.2012 N 325 и действия администрации г.Чебоксары по отказу в выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома (поз.14) с пристроенным детсадом (поз.11) МКР "Байконур" в г. Чебоксары противоречат положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, Фонд помощи беженцам обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 4, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта и решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статей 40 и 41 Земельного кодекса Российской Федерации владелец земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
В силу части 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельные участки, предназначенные для строительства объекта, требуется подготовка градостроительного плана, которая осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Подготовка градостроительных планов земельных участков в силу статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам как в составе проекта межевания территории, так и в виде отдельного документа.
Из содержания части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Данная норма содержит исчерпывающий перечень, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка.
Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93 утвержден порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка.
Градостроительный план земельного участка содержит в себе информацию о кадастровом номере земельного участка, разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства.
Установлено, что Общественная организация неоднократно обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 2072 кв.м, кадастровый номер 21:01:010901:49, с целью получения разрешения на строительство многоквартирного дома поз.14 с пристроенным детским садом поз.11.
Однако изначально этот земельный участок формировался и ставился на кадастровый учет именно для завершения строительства детского сада, что подтверждается сведениями органа кадастрового учета (кадастровая выписка о земельном участке от 22.05.2013 N 21/3-1/13-78682).
Изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка администрацией г.Чебоксары не утверждалось, в договор аренды земельного участка сторонами соответствующие изменения не вносились, решение по измененному проекту планировки территории с учетом строительства вместо здания детского сада многоквартирного жилого дома с пристроенным детским садом в установленном порядке не принималось.
Заявлением от 31.08.2012 N 316 Фонд обратился в администрацию г.Чебоксары с просьбой о проведении публичных слушаний.
По результатам рассмотрения заявления Фонда орган местного самоуправления издал постановление от 02.10.2012 N 325.
При этом суд апелляционной инстанции установил из материалов дела и объяснений представителей лиц, участвующих в деле, что на основании решения органа кадастрового учета от 21.12.2011 N Ф/11-42523 земельный участок с кадастровым номером 21:01:010901:49 снят с кадастрового учета 21.12.2011. Таким образом, земельный участок с указанной даты перестал существовать как объект прав и на него невозможно оформить кадастровый паспорт.
В то же время Фонд при отсутствии выданного в установленном порядке разрешения приступил к строительству многоквартирного жилого дома на месте, предназначенном для строительства детского сада.
Данные обстоятельства имеют существенное значение для разрешения настоящего спора и свидетельствуют об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
В то же время в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предметом защиты в суде являются именно нарушенные или оспариваемые права и законные интересы, обратившегося заинтересованного лица.
Право на иск по смыслу названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту определяется именно данными обстоятельствами - действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд вынужденных переселенцев не доказал в сложившейся ситуации нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
При установленных обстоятельствах орган местного самоуправления располагал законными основаниями отказать Фонду в оформлении, утверждении и выдаче градостроительного плана на земельный участок площадью 2072 кв.м, кадастровый номер 21:01:010901:49, для проектирования и строительства многоквартирного жилого дома поз.14 с пристроенным детским садом поз.11, а также издать постановление от 02.10.2012 N 325.
Суд апелляционной инстанции считает, что действия по отказу в выдаче градостроительного плана земельного участка и издание постановления администрации г.Чебоксары от 02.10.2012 N 325 "О подготовке документации по планировке территории" соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы Общественной организации в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Неверное применение судом первой инстанции Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не привело к принятию неправильного по существу судебного акта и не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба Общественной организации не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Приведенные в апелляционной жалобе заявителем доводы не опровергают установленных судом обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.02.2013 по делу N А79-13922/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.02.2013 по делу N А79-13922/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общественной организации "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-13922/2012
Истец: Общественная организация "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики", ОО "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" г. Чебоксары
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2014 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2052/13
09.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12496/13
20.09.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2052/13
16.09.2013 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2052/13
22.08.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2052/13
31.07.2013 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10122/13
08.05.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2052/13
27.02.2013 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-13922/12