г. Санкт-Петербург |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А56-8670/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): Летодиани И.В., представителей Дворниченко А.А. по доверенности от 28.02.2013, Сергеева В.М. по доверенности от 02.09.2013
от ответчика (должника): представителя Суконкиной Ю.С. по доверенности от 09.09.2013 N 02-04-01/23728
от 3-го лица: представителя Бардавелидзе Е.В. по доверенности от 11.01.2013 N 7200-14-02/47
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-16531/2013, 13АП-16533/2013) Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу и Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2013 по делу N А56-8670/2013 (судья Исаева И.А.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Ираклион"
к Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Санкт-Петербургу
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ираклион" (далее - ООО "Ираклион", Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо), выразившееся в ненаправлении поручения в территориальный орган Федерального казначейства о перечислении на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "Ираклион" суммы НДС, подлежащей возмещению из федерального бюджета по итогам за 4-й квартал 2011 г., в размере 22 012 780 руб. на основании решения УФНС России по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 14.09.2012 N 16-13/33928, в порядке установленном п. 8 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); об обязании налоговый орган возместить обществу с ограниченной ответственностью "Ираклион" НДС за 4-й квартал 2011 г. в сумме 22 012 780 руб., путем его возврата на расчетный счет Общества на основании решения УФНС России по Санкт-Петербургу от 14.09.2012 N 16-13/33928, а именно в соответствии с п. 8 ст. 176 НК РФ направить поручение на возврат суммы налога непосредственно в УФК по Санкт-Петербургу; об обязании УФК по Санкт-Петербургу в соответствии с п. 8 ст. 176 НК РФ в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществить возврат Обществу НДС.
Определением суда первой инстанции от 14.05.2013 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФК по Санкт-Петербургу.
Решением суда первой инстанции от 28.06.2013 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах инспекция и УФК по Санкт-Петербургу просят решение суда первой инстанции отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представители налогового органа и УФК по Санкт-Петербургу доводы по жалобам поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представители заявителя с жалобами не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговым органом в период с 19.01.2013 по 19.04.2012 была проведена камеральная налоговая проверка декларации по НДС за 4-й квартал 2011 г., представленной ООО "Ираклион". По итогам налоговой проверки налоговым органом были приняты решение N 5345 от 26.07.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение N 24 от 26.07.2012 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.
Вышеуказанные решения Инспекции были обжалованы Обществом в соответствии с п. 3, 5 ст. 102.2, ст. 139 НК РФ в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 14.09.2012 N 16-13/33928 апелляционная жалоба Общества удовлетворена частично. Решение налогового органа N 5345 от 26.07.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изменено путем отмены в части:
- необоснованности вычетов по НДС, за исключением эпизода с приобретением книг "Москва и москвичи", "Петербург и петербуржцы";
- завышении налоговой базы по НДС, за исключением эпизода с отражением оборотов и исчислением НДС с реализацией книг "Москва и москвичи", "Петербург и петербуржцы".
Решение налогового органа N 24 от 26.07.2012. об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, изменено с учетом изменений, внесенных в решение N5345 от 26.07.2012.
Таким образом, сумма НДС, подлежащая возмещению Обществу из бюджета по итогам за 4-й квартал 2011 г., составила 22 012 780,00 руб.
19.09.2012 Общество подало заявление в налоговый орган о возврате суммы НДС, подлежащей возмещению, на свой расчётный счёт.
21.09.2012 приняты решения о возврате налога (т.3 л.д.17-18).
11.10.2012 Общество в порядке п. 1 ст. 139 НК РФ подало жалобу начальнику Инспекции Храбровой Т.А. на бездействие подчиненных должностных лиц в связи с неперечислением суммы НДС на расчётный счёт Общества в сроки, предусмотренные ст. 176 НК РФ. В установленные п. 3 ст. 140 НК РФ сроки ответ на указанную жалобу получен не был, сумма НДС, подлежащая возмещению, на расчетный счет Общества не поступила.
31.01.2013 ООО "Ираклион" обратилось в Инспекцию для проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам.
Налоговым органом выдана "Выходная форма по формату информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" утвержденная приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня" по состоянию расчетов на 01.01.2013" N 746387 от 31.01.2013 время 14:58:53 исполнитель: Попугайло Галина Владимировна.
Данная форма формируется и распечатывается из базы данных "Расчеты с бюджетом" (далее - КРСБ) в налоговых органах. В КРСБ отражаются сведения о расчетах с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами. В карточках фиксируются исчисленные и уплаченные суммы налогов, начисленные и уплаченные пени, штрафные санкции.
Лицевые счета (КРСБ) являются документами внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, т.е. внутренним документом налогового органа, который осуществляет контроль за уплатой налогов и сборов.
Из данной формы видно, что в разделе 3 "Сальдо расчетов" - код реквизита 030801 по НДС положительное сальдо ООО "Ираклион" в Инспекции составляет 21 979 479, 96 руб. с учетом уменьшений начислений по налогу и пеней за 2012 г.
Соответственно, на лицевой счет ООО "Ираклион" в налоговым органом была внесена сумма НДС, подлежащая возмещению за 4-й квартал 2012 г. на основании решения Управления N 16-13/33928 от 14.09.2012.
При получении выписки из ОАО "Энергомашбанк" г. Санкт-Петербург по счету N 407028810001090077060 на 31.01.2013 с момента открытия счета, было установлено, что указанная сумма на расчетный счет Общества не поступала.
Таким образом, из полученных документов Обществу стало известно о нарушении его права на возврат суммы НДС на расчетный счет.
Поскольку инспекцией возврат НДС в сумме 22 012 780 руб. не произведен, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании незаконного бездействия налогового органа и обязании возвратить налог.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал на обоснованность заявленных требований, как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
Пунктом 7 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Согласно пункту 8 статьи 176 НК РФ поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В соответствии с пунктом 9 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Таким образом, действующее налоговое законодательство обязывает налоговые органы направить поручение на возврат суммы налога непосредственно в орган Федерального казначейства на следующий день после принятия налоговым органом решения о возврате.
Судом первой инстанции справедливо отмечено, что порядок деятельности налогового органа, установленный локальными актами, не может отменять требований пункта 8 статьи 176 НК РФ, согласно которому поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Данная норма также не содержит положений о возможности принявшего решение налогового органа перенаправить такое решение в другой налоговый орган, а, тем более, в какую-либо иную организацию, созданную ФНС России.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что пункт 8 статьи 176 НК РФ предусматривает направление налоговым органом документа в виде поручения, а не файла и заявки, а ведомственные и подзаконные акты не могут изменять установленный статьей 176 НК РФ порядок возврата НДС.
Регламент взаимодействия между налоговыми органами при осуществлении обмена с Управлением N 04-06/349@, который предусматривает направление файлов в органы Федерального казначейства для исполнения через Межрайонные инспекции по централизованной обработке данных, является не законодательством о налогах и сборах, а внутренним документом налоговых органов и не может изменять порядок возврата НДС, установленный статьей 176 НК РФ.
Соответственно, факт изъятия следственными органами файла с заявкой на возврат Обществу НДС не является основанием для Инспекции не осуществлять такой возврат, и постановление о производстве выемки не отменяет обязанности Инспекции на основании вынесенного ею же решения о возврате и норм Налогового кодекса Российской Федерации произвести возврат налога и не препятствует такому возврату.
В материалах дела отсутствует вступивший в законную силу приговор суда общей юрисдикции, установленные в котором обстоятельства влияли бы на право Общества на возврат спорных сумм налога за 4 квартал 2011.
Вопросы выявления схемы незаконного возмещения налога из бюджета, обстоятельства, установленные при проведении выездной налоговой проверки, не имеют отношения к предмету настоящего спора, поскольку в данном деле не проверяется обоснованность применения налоговых вычетов по НДС и возмещения налога из бюджета. Предметом спора по настоящему делу является оспаривание бездействия Инспекции, которое выразилось в неисполнении уже вынесенного налоговым органом решения о возмещении НДС об обоснованности применения налоговых вычетов по НДС в спорной сумме и возмещения налога в этой сумме Обществу.
Довод Инспекции о возможности двойного возврата Обществу НДС является несостоятельным, так как спорные суммы налога налогоплательщику фактически возвращены не были.
В материалах дела отсутствуют сведения о наличии у Общества недоимок по налогам, сборам, пеням, штрафам, вследствие чего возврат налога не мог быть произведен налоговым органом.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что налоговый орган не исполнил надлежащим образом положения пункта 8 статьи 176 НК РФ.
Соответственно, налоговым органом было допущено неправомерное бездействие, выразившееся в неисполнении вынесенного Инспекцией же решения о возмещении НДС за 4 квартал 2011.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Обществом подана жалоба на решения Инспекции в вышестоящий налоговый орган в порядке статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ; от 02.08.20112). По результатам рассмотрения данной жалобы Управлением принято решение от 14.09.2012, которым жалоба Общества частично удовлетворена. Указанное решение получено Обществом 19.11.2012, заявление в арбитражный суд подано 19.02.2013.
Таким образом, Обществом срока на подачу заявления не пропущен и оснований для обращения с ходатайством о его восстановлении с указанием уважительных причин его пропуска, не требовалось.
Поскольку возврат НДС в порядке установленным ст. 176 НК РФ не осуществлен, а именно инспекцией принято только решение о возврате, но не направлено в соответствии с требованиями ст.176 НК РФ в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования налогоплательщика о признании незаконным бездействия инспекции и обязании налогового органа возвратить НДС в размере 22 012 780,00 руб.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий,принятия решения.
Требование Общества об обязании УФК по Санкт-Петербургу в соответствии с п. 8 ст. 176 НК РФ в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществить возврат Обществу НДС не носит самостоятельного характера, а направлено на восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, суд первой инстанции в данном случае обоснованно удовлетворил требование Общества, обязании УФК по Санкт-Петербургу в соответствии с п. 8 ст. 176 НК РФ в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществить возврат Обществу НДС.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2013 по делу N А56-8670/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8670/2013
Истец: ООО "Ираклион"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N27 по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8623/13
24.09.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16531/13
28.06.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-8670/13