г. Москва |
|
25 сентября 2013 г. |
Дело N А41-56398/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Воробьевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ильхананов М.И., доверенность от 25.01.2013,
от заинтересованного лица: Барков А.Н., доверенность от 23.01.2013 N 1.2.5/190,
рассмотрев в судебном заседании вопрос о возобновлении производства по делу N А41-56398/12, по апелляционной жалобе Индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Имамова Амана Амановича (ОГРНИП 312774622901022; ИНН 772465225974) на решение Арбитражного суда Московской области от 03.04.2013 по делу N А41-56398/12, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению Индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Имамова Амана Амановича (ОГРНИП 312774622901022; ИНН 772465225974) к администрации Красногорского муниципального района Московской области (ОГРН 1025002864710; ИНН 5024002077) о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Имамов Аман Аманович (далее - заявитель, предприниматель, Имамов А.А.) обратился в Арбитражный суд Московской области к администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация, администрация Красногорского района) с заявленными требованиями:
- признать незаконным бездействие администрации Красногорского муниципального района Московской области, изложенное в письме от 04.10.2012 N 1.26-80/4072, содержащее отказ в обеспечении выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и предоставление земельного участка в аренду Индивидуальному предпринимателю - Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Имамову Аману Амановичу;
- обязать администрацию Красногорского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу принять решение об обеспечении процедуры выбора индивидуальным предпринимателем - Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Имамовым Аманом Амановичем, не застроенного земельного участка ориентировочной площадью около 7,4 га, под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, с последующим предоставлением в аренду сроком на 49 лет, земельного участка, находящегося в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:11:0050410:125, 50:11:0050410:120 и 50:11:0050410:113, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка, граничащего с земельными участками с кадастровыми номерами 50:11:0050410:123, 50:11:0050410:43, 50:11:0050410:6, 50:11:0050410:107, 50:11:0050410:18, расположенного в границах Московской области, Красногорского муниципального района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, дер.Александровка (согласно прилагаемой схемы).
В обоснование заявленных требований предприниматель при рассмотрении дела судом первой инстанции пояснил, что он обратился с указанным заявлением в администрацию Красногорского района, но администрация отказала ему в выборе участка с последующим предоставлением в аренду, ссылаясь на то, что заявителем не соблюдены требования статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, не представлены доказательства, подтверждающие его право на испрашиваемый земельный участок, в частности, факт постоянного проживания на соответствующей территории и очередность. Предприниматель считает, что Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Земельный кодекс РФ, предоставляют ему как Главе крестьянского (фермерского) хозяйства право на выбор и предоставление в аренду земельного участка по месту осуществления им деятельности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, ссылался на возражения на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о незаконности отказа администрации Красногорского муниципального района Московской области, выраженный в письме от 04.10.2012 N 1.26-80/4072, в обеспечении выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и предоставление земельного участка в аренду Индивидуальному предпринимателю - Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Имамову Аману Амановичу, вместе с тем необоснованности требований заявителя об обязании администрации принять решение об обеспечении процедуры выбора не застроенного земельного участка ориентировочной площадью около 7,4 га.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве.
25.09.2012 предприниматель обратился в администрацию Красногорского района с заявлением о выборе с предварительным согласованием места размещения объекта, и последующем предоставлении в аренду, земельного участка ориентировочной площадью 7,4 га, необходимый для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства, в дер. Александровка с.п.Ильинское Красногорского района Московской области.
Письмом от 04.10.2012 администрация ответила заявителю, что в соответствии с Положением "О порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе", утвержденным решением Совета депутатов Красногорского района от 29.10.2009 N 483/28, земельные участки предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке очередности, с постановкой на очередь при предоставлении в администрацию необходимых документов. Согласно пункту 10 статьи 8 "Особенности и нормы предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, решения Совета депутатов Красногорского района от 26.09.2010 N 709/39 "О внесении изменений и дополнений в Положение "О порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе", гражданин не регистрируется в очереди на предоставление земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, если он не является жителем Красногорского района.
Не согласившись с данным ответом, Имамов А.А. обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области указал, в том числе и на несоблюдение предпринимателем решения N 483/28 Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29.10.2009 "Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе" (в ред. Решений Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 26.08.2010 N 709/39, от 28.06.2012 N 1177/66).
Вместе с тем, решение N 483/28 Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29.10.2009 "Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе" было оспорено заявителем в рамках дела NА41-8886/13.
Судебным актом Арбитражного суда Московской области по делу N А41-8886/13 установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует пункту 2 статьи 19, пункту 1 статьи 34 и ст.36 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 11, пунктам 1, 3, 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, отказ администрации, выраженный в письме от 04.10.2012 N 1.26-80/4072, со ссылкой на Положение "О порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе", утвержденного решением Совета депутатов Красногорского района от 29.10.2009 N 483/28 является незаконным.
Вместе с тем, в предмет спора по настоящему делу входит требование заявителя обязать администрацию Красногорского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу принять решение об обеспечении процедуры выбора индивидуальным предпринимателем - Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Имамовым Аманом Амановичем, не застроенного земельного участка ориентировочной площадью около 7,4 га, под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, с последующим предоставлением в аренду сроком на 49 лет, земельного участка, находящегося в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:11:0050410:125, 50:11:0050410:120 и 50:11:0050410:113, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка, граничащего с земельными участками с кадастровыми номерами 50:11:0050410:123, 50:11:0050410:43, 50:11:0050410:6, 50:11:0050410:107, 50:11:0050410:18, расположенного в границах Московской области, Красногорского муниципального района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, дер.Александровка (согласно прилагаемой схемы).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 81 ЗК РФ, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 названной статьи Закона, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Как следует из материалов дела, в качестве обоснования размеров испрашиваемых земельных участков заявитель указал на осуществление деятельности фермерского хозяйства, производство и переработку сельскохозяйственной продукции, транспортировки (перевозки), хранения и реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства (л.д.17).
Оценив все обстоятельства дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств суд апелляционной инстанции полагает, что предприниматель не обосновал размера предоставляемых земельных участков.
Так, общая площадь испрашиваемых земельных участков составляет 7,4 га.
Фраза общего характера о намерении производить сельскохозяйственную продукцию не позволяет прийти к выводу об обоснованности размера испрашиваемых земельных участков.
Каких-либо документов, подтверждающих необходимый размер земельного участка и подтверждающих, что заявитель действительно намерен осуществлять деятельность по организации КФХ в материалы дела не представлено.
Таким образом, поданное предпринимателем заявление не соответствует статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Данная правовая позиция соответствует судебной практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.04.2012 N ВАС-3599/12.
Из материалов дела следует, что заявитель просит предоставить в аренду сроком на 49 лет, земельный участок, который находится в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:11:0050410:125, 50:11:0050410:120 и 50:11:0050410:113, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка, граничащего с земельными участками с кадастровыми номерами 50:11:0050410:123, 50:11:0050410:43, 50:11:0050410:6, 50:11:0050410:107, 50:11:0050410:18, расположенного в границах Московской области, Красногорского муниципального района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, дер.Александровка (согласно прилагаемой схемы) под строительство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В силу положений пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Вместе с тем, заявитель в обращении к администрации прямо не указывает о намерении осуществить выбор земельных участков под строительство конкретного объекта, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном названным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Учитывая вышеизложенное, признание незаконным отказа администрации Красногорского муниципального района Московской области, выраженного в письме от 04.10.2012 N 1.26-80/4072 не влечет обязанность администрации в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу принять решение об обеспечении процедуры выбора индивидуальным предпринимателем - Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Имамовым Аманом Амановичем, не застроенного земельного участка ориентировочной площадью около 7,4 га, под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, с последующим предоставлением в аренду сроком на 49 лет, земельного участка, находящегося в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:11:0050410:125, 50:11:0050410:120 и 50:11:0050410:113, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка, граничащего с земельными участками с кадастровыми номерами 50:11:0050410:123, 50:11:0050410:43, 50:11:0050410:6, 50:11:0050410:107, 50:11:0050410:18, расположенного в границах Московской области, Красногорского муниципального района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, дер.Александровка.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.04.2013 по делу N А41-56398/12 отменить в части.
Признать незаконным отказ администрации Красногорского муниципального района Московской области, выраженный в письме от 04.10.2012 N 1.26-80/4072, в обеспечении выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и предоставление земельного участка в аренду Индивидуальному предпринимателю - Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Имамову Аману Амановичу.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56398/2012
Истец: Имамов А. А., ИП (глава КФХ) Имамов А. А.
Ответчик: Администрация Красногорского муниципального района
Третье лицо: Администрация Красногорского муниципального района Московской области