г. Москва |
|
26 сентября 2013 г. |
Дело N А40-29450/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Попова В.И., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2013 по делу N А40-29450/2013, принятое судьей Вигдорчик Д.Г.(145-284)
по заявлению ОАО "Мосводоканал" (ОГРН 1127747298250, 105005, г. Москва, пер. Плетешковский, д. 2)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (ОГРН 1057748853690, 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 39 А)
о признании незаконным отказа на выдачу разрешения с лимитами на сбросы выраженного письмом от 21.11.2012 N - 43/16884
при участии:
от заявителя: |
Николаева Е.М., по доверенности от 01.07.2013 N 17-01-19-688/13; Чубаров К.В., по доверенности от 29.12.2012 N 17-01-19-05/12 |
от ответчика: |
Арапова А.В., по доверенности от 06.02.2013 N 108; Читанава И.О.. по доверенности от 17.12.12 N 95 |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосводоканал" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - ответчик) о признании незаконным отказа на выдачу разрешения с лимитами на сбросы выраженного письмом от 21.11.2012 N 11-43/16884 и обязании выдать разрешение.
Решением суда от 08.07.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Мосводоканал" обратилось в Департамент Росприроднадзора по ЦФО с заявлением о выдаче разрешения с лимитами на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от 25.09.2012 N 02-02-653/12.
Ответчик в письме от 21.11.2012 N 11-43/16884 отказал заявителю в выдаче разрешения на сброс с лимитами на сбросы.
В качестве основания для отказа ответчик указал, со ссылкой на п. 10.2.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, что Заявителем в установленные сроки не выполнены планы снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду или радиоактивных веществ (радионуклеидов) либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятии.
В представленных заявителем сведениях о выполнении плана природоохранных мероприятий отсутствует подтверждение их выполнения, а также подтверждение затраченных на них средств.
Из плана следует, что на проведение мероприятий выделено 13681, 6 тыс. руб., а согласно отчета, затрачено 8674, 28 тыс. руб. Также не подтверждается факт снижения объема сброса загрязняющих веществ на 2,5%, заявленного при аргументации запроса в выдаче лимита ВСС на 2012 год.
Ответчиком, в оспариваемом письме также указано, что в соответствии с п. 8.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, в ред. Приказов Минприроды РФ от 29.04.2010 N 136, от 20.05.2010 N 173), для подтверждения выполнения плана природоохранных мероприятий заявителю необходимо представить в адрес ответчика отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных в соответствии с Приложением 4 к Регламенту, в полном объеме, с детализацией по каждому мероприятию.
В ст. 1 Закона Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Как следует из содержания п. 4 ст. 23 Закона "Об охране окружающей среды" разрешения на выбросы и сбросы химических веществ в пределах установленных нормативов допустимых выбросов выдаются органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона "Об охране окружающей среды" при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В силу п. 4 этой статьи выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В ст. 1 Закона N 7-ФЗ дано понятие лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы), в соответствии с которым это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Порядок выдачи разрешений установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 N 288 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
В соответствии с п. 8.2 для получения разрешения на сбросы заявителю необходимо представить:
- сведения о местонахождении каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с указанием наименований водных объектов, в которые осуществляются сбросы сточных и (или) дренажных вод;
- карты-схемы расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод;
- нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод;
- данных о расходе сточных и (или) дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод;
- установленных лимитов на сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод;
- согласованный в предусмотренным абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона "Об охране окружающей среды" порядке плана снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (в случае если при утверждении нормативов допустимых сбросов установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных в соответствии с Приложением 4 к Регламенту:
- копии решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса
сточных и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке;
- документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Согласно п. 10 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы или разрешений на сбросы является представление Заявителем заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов Заявителя) либо наличие в составе материалов Заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
С заявлением о выдаче разрешения с лимитами на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от 25.09.2012 N 02-02-653/12 общество представило в Департамент все необходимые документы, предусмотренные ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 8.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288.
По мнению Департамента, в представленных предприятием для установления лимитов на сбросы материалах отсутствуют подтверждение их выполнения, а также подтверждение затраченных на них средств, а также подтверждение о ходе строительства цеха механического обезвоживания осадков, заявленного в природоохранных мероприятиях на 2012 год.
Вместе с тем, к заявлению ОАО "Мосводоканал" о выдаче разрешения с лимитами на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от 25.09.2012 N 02-02-653/12 приложен Отчет о выполнении плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) за период с 01.07.2011 по 01.07.2012.
Пункт 8.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288, не предусматривал представление в Департамент других документов помимо Отчета, подтверждающих выполнение природоохранных мероприятий и затраченных на них средств.
План снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) предусматривает выделение средств на проведение природоохранных мероприятий в размере 13681,6 тыс. руб. в 2012 году.
В представленном в Департамент с заявлением о выдаче разрешения с лимитами на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от 25.09.2012 N 02-02-653/12 Отчете о выполнении плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) за период с 01.07.2011 по 01.07.2012 указано, что 8674,28 тыс. руб. затрачено в 2011, а не в 2012 году.
Природоохранные мероприятия, осуществление которых предусмотрено в Плане снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) при установлении ОАО "Мосводоканал" лимитов на сбросы, выполнены.
Утверждение Департамента "Также не подтверждается факт снижения объема сброса загрязняющих веществ на 2,5%, заявленного при аргументации запроса в выдаче лимита ВСС на 2012 год" так же не соответствует материалам дела.
План снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) предусматривает снижение объема сброса производственных стоков на 2,5 % от разрешенного, а не снижения объема сброса загрязняющих веществ на 2,5 %.
В представленном в Департамент отчете о выполнении плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) за период с 01.07.2011 по 01.07.2012 указано, что объем сброса производственных стоков в 2012 году в результате выполнения природоохранных мероприятий снизился на 37,35 тыс.м. 3, что составляет 19,71%).
Утверждение Департамента со ссылкой на п. 8.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду о не соответствии представленного заявителем отчета приложению 4 к Регламенту не соответствует действительности.
Отчет о выполнении плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) за период с 01.07.2011 по 01.07.2012, представленный в Департамент с заявлением от 25.09.2012 N 02-02-653/12, соответствует форме приложения 4 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 N 288, а также Плану снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) принятому Департаментом при установлении лимитов на сбросы.
Таким образом, представленные МГУП "Мосводоканал" для установления лимитов на сбросы мероприятия отвечают критериям природоохранных, данным в ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.07.2013 по делу N А40-29450/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И.Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29450/2013
Истец: ОАО "Мосводоканал", ОАО"Мосводоканал"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по ЦФО, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу