г. Москва |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А40-17659/13-55-170 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Н.В. Лаврецкой, Е.Б. Расторгуева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Амировым Т.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2013
по делу N А40-17659/2013,
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295; 107144, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
к Федеральному Государственному Предприятию "Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(ОГРН 1037701021841; 105120, г. Москва, Костомаровский пер., 2)
о взыскании денежных средств в сумме 360 309 руб. 67 коп
при участии в судебном заседании:
от истца: Качашкина Н.А.(по доверенности от 21.03.2013), Суркова Л.А. (по доверенности от 21.03.2013)
от ответчика: Конорев М.М. (по доверенности от 03.12.2012)
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее ответчик) о взыскании 360 309 руб. 67 коп. убытков, связанных с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, принятых по соглашению N 935 от 08 октября 2009 года.
Решением суда от 14 июня 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд пришел к выводу о доказанности истцом юридического состава убытков (ст.ст. 15, 393 ГК РФ).
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что хищение ковров из контейнера N RZDU 5208043 было совершено работниками ОАО "РЖД" помощниками машиниста ТЧ-3 (локомотивного депо) станции Зима Солдаткиным JI.B. и Вырупаевым С.А. Воспользовавшись своим служебным положением и обладая информацией о грузе и передвижении вагонов Солдаткин Л.B. и Вырупаев С.А. в ночь с 03.09.2012 на 04.09.2012 в нечетном сортировочном парке ст. Иркутск-Сортировочной, сняв ЗПУ, незаконно проникли в контейнер N RZDU 5208043, находящийся на платформе N 94822863, и похитили 23 ковра.
Данные обстоятельства установлены Постановлением Ленинского районного суда г. Иркутска уголовное дело N 1-92/2013 в отношении Солдаткина Л.В. и Вырупаева С.А., совершивших преступления, предусмотренные ст. 158 ч.2 п. А, Б УК РФ и ст. 158 ч.2 п. А,Б УК РФ, дело прекращено в связи с примирением сторон, на основании ст.25 УПК РФ, ст.76 УК РФ, т.е. по не реабилитирующим основаниям.
Суд не учел, что постановлением по делу об административном правонарушении N 10129000-1455/2012 от 13.11.2012 г. установлено, что именно ОАО "РЖД", при осуществлении доставки товара, перевозимого в соответствии с процедурой таможенного транзита, не приняло всех зависящих от него мер, необходимых для надлежащего выполнения своих обязанностей, что повлекло недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом. Данное обстоятельство свидетельствует о виновном характере совершенного ОАО "РЖД" административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил письменные возражения на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ, для отмены решения от 14 июня 2013 года и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, 08 октября 2009 года между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ФГП "Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" (охрана) заключено соглашение N 935 о порядке взаимодействия и ответственности при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
19 сентября 2012 года на территорию Российской Федерации на станцию Москва-2 Митьково поступил контейнер N RZDU5208043, следовавший по маршруту Эрдэнет (Монголия) - Москва-2 Митьково с номером отправки N 0116163 с номенклатурным грузом ковры и ковровые изделия, что подтверждается представленной в материалы дела железнодорожной накладной.
На территории Бурятии указанный груз был помещен Бурятской таможней под режим таможенного транзита по транзитной декларации N 10602060/02912/0003026 для доставки товара под таможенным контролем до места назначения. В качестве средств таможенной идентификации было использовано 2 иностранных запорно-пломбировочных устройства (ЗПУ) с оттисками IFFC -0206 и TAM-G-461085, что также следует из представленной ж/д накладной.
Приемо-сдаточным актом N 23/0 (форма КЭУ-5 ВЦ) от 03 сентября 2012 года груз, следовавший в вагоне N 94822863 в контейнере NRZDU5208043 с номером отправки N0116163 передан перевозчиком ОАО "РЖД" на станции передачи Наушки ВСБ ж.д. представителю грузоотправителя, грузополучателя, осуществляющему сменное сопровождение и охрану груза ВОЗР Жариникову Г.В. Акт подписан сторонами в двустороннем порядке. В акте имеются сведения о ЗПУ - IFFC-0206 и TAM-G-461085, в примечании указан характер груза - ковры и ковровые изделия.
Впоследствии представителем Вневедомственной охраны ФГП ВО ЖДТ РФ Куликовым В.Н. было заявлено (заявление N 71) о том, по прибытии вагона N 94822863 с контейнером N RZDU5208043 на станцию Иланская ЗПУ иностранного производства IFFC-0206 сохранной функции не несет, на нижнем ушке штанги пломбировочного устройства имеется болт, в связи с чем было установлено ЗПУ "СПРУТ - 777" N РЖД Р7903671. На основании заявления N 71был составлен акт общей формы N 1/2077 от 07 сентября 2012 года. В акте имеется отметка о том вагон следует до станции назначения под охраной.
На станции назначения Москва-2 Митьково 21 сентября 2012 года проведена проверка, по результатам которой составлен Коммерческий акт N МСК 1200552/4 о недостаче груза в количестве 40 штук ковров.
На основании вышеизложенного ОАО "РЖД" постановлениями Московской таможни по делу об административном правонарушении N 10102000-1456/2012 от 18 октября 2012 года и N 10102000-1455/2012 от 13 ноября 2012 года привлечено к административной ответственности по ст.ст. 16.11 и 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложением штрафных санкций в размере 10 000 руб. за утрату средства идентификации и 310 000 руб. 00 коп. за утрату части груза в контейнере N RZDU5208043.
На основании Требования об уплате таможенных платежей от 15 октября 2012 года N 42 Московской таможни в связи с недоставкой товаров, перевозимых в соответствии с ВТТ N 10602060/020912/0003026 дело об административном правонарушении N 10102000-1455/2012, за ОАО "РЖД" образовалась задолженность по уплате сумм таможенных платежей/пеней/процентов в размере 40 309 руб. 67 коп.
Присужденные к выплатам денежные средства уплачены ОАО "РЖД", что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
В соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 38, их сопровождение проводниками производится непрерывно и может осуществляться двумя способами: постоянным и сменным.
В силу пункта 7 указанных Правил в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз.
Согласно Правилам (Приложение N 3) груз "ковры и изделия ковровые " входит в перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
На основании пунктов 7, 8 Правил ответственность за сохранность груза и утрату ЗПУ несет ФГП "Ведомственная охрана ЖДТ".
Кроме того, ОАО "РЖД" и ФГП "Ведомственная охрана ЖДТ" заключено соглашение от 08 октября 2009 года N 935 о порядке взаимодействия и ответственности при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 3.3 соглашения предусмотрено, что передача вагонов, контейнеров с грузами, в том числе, перевозимых под таможенным контролем, между Перевозчиком и Охраной, предусмотренная подпунктами 3.1.1 - 3.1.6 Соглашения, осуществляется по приемо-сдаточным актам формы КЭУ-5 в соответствии с Порядком ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом МПС России от 17 ноября 2003 года N 72.
Согласно второму абзацу пункта 3.4. в случае наличия коммерческих неисправностей вагона, контейнера с грузами передача осуществляется Охраной Перевозчику по приемо-сдаточному акту формы КЭУ-5 с проверкой состояния, массы и количества мест груза в местах выгрузки грузов из вагонов или контейнеров при участии представителей Охраны.
Ответчик не оспаривает тот факт, что Контейнер N RZDU5208043 с 03 сентября 2012 года по 21 сентября 2012 года находился по охраной.
При комиссионной проверке груза на станции Москва-2 Митьково была обнаружена недостача груза, актом от 07 сентября 2012 года охраной было установлено, что контейнере N RZDU 5208043 было установлено ЗПУ IFFC-0206, которое сохранной функции не несло. Для устранения доступа к грузу было наложено новое ЗПУ.
При проверке товара 21 сентября 2012 года была установлена недостача товара в количестве 40 штук ковров.
Поскольку ФГП "Ведомственная охрана ЖДТ" является уполномоченным лицом, сопровождающим вагон N 94822863 с контейнером N RZDU5208043 и ответственным за сохранность груза и ЗПУ в силу Правил и Соглашения от 08 октября 2009 года N 935, убытки причиненные истцу в связи с уплатой штрафов и таможенных платежей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом не может быть принято во внимание то обстоятельство, что хищение ковров произошло в результате преступных действий сотрудников истца.
В силу ст.402 ГК РФ, действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Между тем, из материалов дела не усматривается, что Солдаткин Л.В. и Вырупаев С.А. были уполномоченными от имени лица работниками, на которых бы возлагались какие-либо служебные функции по организации доставки контейнера N RZDV 5208044.
При таких обстоятельствах преступные деяния Солдаткина Л.В. и Вырупаева С.А. не могут считаться применительно к положениям ст.402 ГК РФ действиями работников, совершенными при исполнении ОАО "Российские железные дороги" гражданско-правовых обязательств, возникающих из соглашения N 935 от 08.10.2009 г.
При этом не может быть принята во внимание ссылка ответчика на ст.1068 ГК РФ, так как данная норма регулирует деликтные отношения, возникающие при внедоговорном причинении вреда, тогда как отношения сторон проистекают из гражданского правового договора.
Установление в постановлении по делу об административном правонарушении N 10129000-1455/2012 от 13.11.2012 г. того обстоятельства, что ОАО "РЖД", при осуществлении доставки товара, перевозимого в соответствии с процедурой таможенного транзита, не приняло всех зависящих от него мер, необходимых для надлежащего выполнения своих обязанностей, что повлекло недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом не может свидетельствовать об отсутствии гражданско-правовой вины ответчика.
Данное постановление вынесено по факту недопоставки товаров, охрана которых в пути следования возлагалась на ответчика.
Следовательно, ответчик обязан компенсировать истцу сумму административного штрафа, наложенного на истца на основании п. 7.2 соглашения N 935 от 08.10.2009 г.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции применил верно, процессуальных нарушений не допустил, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2013 по делу N А40-17659/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-17659/2013
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Московская железная дорога
Ответчик: ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ", ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта"