г. Ессентуки |
|
30 сентября 2013 г. |
Дело N А63-1558/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2013 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2013 по делу N А63-1558/2013 (судья Ю.В. Ермилова)
по заявлению государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края,
к обществу с ограниченной ответственностью "Добровольное", с. Добровольное, ОГРН 1022602621106,
о взыскании финансовых санкций в сумме 181 488,86 руб.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Добровольное" - Красов С.С. по доверенности от 27.03.2013 N 1-С.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края (далее - истец, управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Добровольное" (далее -ответчик, общество), с. Добровольное, ОГРН 1022602621106, о взыскании финансовых санкций в сумме 181 488,86 руб. В качестве основания для заявления требований пенсионный фонд указал на отказ общества добровольно исполнить требование от 20.08.2012 N 4 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решением суда от 06 июля 2013 года в удовлетворении требований, заявленных государственным учреждением -Управлением пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края, к обществу с ограниченной ответственностью "Добровольное", с. Добровольное, ОГРН 1022602621106, о взыскании финансовых санкций в сумме 181 488,86 руб. отказано полностью.
Решение мотивированно тем, что управлением не соблюден порядок привлечения к ответственности ООО "Добровольное", установленный Законом N 212-ФЗ, что является существенным нарушением прав и законных интересов ответчика.
Не согласившись с принятым решением, государственное учреждение - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что требование об уплате платежей вынесено на законных основаниях и подлежит исполнению.
Общество с ограниченной ответственностью "Добровольное" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2013 по делу N А63-1558/2013 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что общество с ограниченной ответственностью "Добровольное", с. Добровольное, ОГРН 1022602621106, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее -Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ) и с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
03.05.2012 г. начальником управления вынесено решение N 12 о проведении выездной проверки ООО "Добровольное" (л.д. 130).
По результатам проведенной проверки пенсионным фондом составлен акт от 21.06.2012 года выездной проверки N 17 (л.д. 7).
Рассмотрев указанный акт, начальник управления вынес решение N 18 от 19.07.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (л.д. 22) (далее - решение). Данным решением ответчику начислены пени в сумме 1 640,92 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 20 186,48 руб., а так же начислены штрафные санкции в общей сумме 185 546,06 руб.
Ответчик частично исполнил решение, а именно уплатил сумму пени, недоимки и штрафные санкции в размере 4 057,20 руб., начисленные в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Пенсионным фондом на основании статьи 22 Закона N 212-ФЗ выставлено требование N 4 от 20.08.2012 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам (л. д. 28).
Обществом указанное требование добровольно исполнено не было, в связи с чем, пенсионный фонд обратился с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ указанный закон регулирует, в том числе, отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
По смыслу положений статей 1, 2 Закона N 167-ФЗ, статьи 1 Закона N 212-ФЗ, статей 2, 3 Закона N 27-ФЗ с момента прекращения распространения прямого действия налогового законодательства на правоотношения в сфере пенсионного страхования основу правового регулирования вопросов привлечения к ответственности плательщиков взносов составляют положения глав 5 - 6 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
В силу пунктов 40, 41 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (утверждена приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987-н) Пенсионный фонд осуществляет контроль за достоверностью сведений о начисленных страхователями взносов путем проведения проверок страхователей, истребования необходимых документов. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки достоверности этих сведений Пенсионный фонд уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Страхователь в двухнедельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях устраняет их и представляет уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган принимает решение о самостоятельной корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц на основании данных проверки.
Из вышеуказанных норм следует, что проверка достоверности сведений об уплачиваемых страховых взносах должна производиться на основании документов, указанных в статье 11 Закона N 27-ФЗ, а также представляемых в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
По результатам проверки общество привлечено к ответственности в виде штрафа по статье 17 ФЗ N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 181 488,86 руб.
В акте выездной проверки N 17 от 21.06.2012 истцом установлено, что ответчик представил недостоверные сведения в части общего страхового стажа по застрахованным лицам Швербергу Дмитрию Григорьевичу и Кабан Сергею Васильевичу.
Фондом установлено, что плательщиком ООО "Добровольное" в период с 01.02.2011 по 31.12.2011 предоставлялось питание работникам предприятия на общую сумму 107 855,00 руб., а так же была произведена выплата премии в сумме 3 000,00 руб. Некряч Алексею Федоровичу. Таким образом, ответчиком в нарушение пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинского страхование не включены выплаты работникам предприятия на общую сумму 110 855,00 руб.
Данные нарушения и явились основанием для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 181 488,56 руб.
Статьей 42 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения (статья 43 Закона N 212-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельствами, исключающими вину страхователя, является выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу страхователей.
Часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Оснований для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ по факту не включение в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинского страхование выплат работникам предприятия на общую сумму 110 855,00 руб. у фонда не имелось.
Проверкой установлено предоставление обществом недостоверных сведений в отношении работников Шверберга Дмитрия Григорьевича и Кабан Сергея Васильевича в части указания общего страхового стажа по застрахованным лицам. Однако в тексте оспариваемого решения пенсионным органом не отражено, какие конкретно сведения по указанным лицам отражены как недостоверные, и в каких периодах, чем (какими конкретно документами) подтверждается недостоверность указанных сведений и в какой срок необходимо устранить недостатки в персонифицированных сведениях работников.
Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее -Инструкция), установлено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Пенсионным фондом не представлены доказательства направления в адрес общества уведомления об устранении имеющихся расхождений, тем не менее, из представленных в материалы дела протоколов проверки файлов от 10.08.2012 (л.д. 136139) видно, что обществом устранены ошибки в персональных сведениям в двухнедельный срок с момента вручения ему решения о привлечении к ответственности.
Пенсионным фондом не представлены достоверные доказательства выявления правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Управлением не соблюден порядок привлечения к ответственности, установленный Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или по месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
Частью 4 статьи 39 указанного закона предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
Определение уполномоченного представителя плательщика страховых взносов раскрыто в части 8 статьи 5.1 Закона N 212-ФЗ, согласно которой уполномоченным представителем плательщика признается лицо, осуществляющие свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с исковым заявлением (абз. 1 стр. 2) акт выездной проверки от 21.06.2012 N 17 вручен представителю ООО "Добровольное" 26.06.2012.
К материалам дела приобщен указанный выше акт (л.д. 7), в котором имеется подпись главного бухгалтера ООО "Добровольное" Погореловой Е.И. о получении 26.06.2012 экземпляра акта.
В акте отсутствует указание на то, что главный бухгалтер ООО "Добровольное" Погорелова Е.И. является уполномоченным представителем по доверенности, копия доверенности в материалы дела не представлена. Пенсионным фондом не представлены доказательства того, что акт был вручен уполномоченному обществом лицу.
Согласно пояснений директора ООО "Добровольное" от 17.04.2013 N 27-АС (л.д. 51), директор общества не уполномочивал главного бухгалтера Погорелову Е.И. и соответственно не выдавал доверенность на участие в процессуальных действиях, связанных с проведением пенсионным фондом выездной проверки.
Фондом в подтверждение направления указанного акта по почте представлен список внутренних почтовых отправлений от 21.08.2012 г. (л.д. 141), однако из представленного списка невозможно определить, какие именно документы были направлены в адрес общества. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что по почте акт выездной проверки от 21.06.2012 N 17 в адрес ООО "Добровольное" не направлялся.
В нарушение статьи 34 Закона N 212-ФЗ акт не был вручен ООО "Добровольное".
В материалах дела отсутствуют доказательства направления уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки ООО "Добровольное", в отношении которого проводилась эта проверка в порядке части 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ, что также является существенным нарушением привлечения общества к ответственности.
Ссылка пенсионного фонда на то, что акт подписал руководитель общества, следовательно, он знал о времени рассмотрения материалов проверки, судом не принимается по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного
Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, только в том случае, если это лицо было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки (часть 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
В акте проверки имеется информация о времени и месте рассмотрения акта. Однако акт проверки составляется лицом, проводящим проверку (инспектором, специалистом), но не выносится и не подписывается руководителем пенсионного фонда. Доказательства вручения либо направления уведомления, подписанного руководителем фонда, уполномоченному представителю общества пенсионным органом не представлены.
Материалы проверки пенсионным фондом рассмотрены и вынесено решение о привлечении к ответственности 19.07.2012 в присутствии главного бухгалтера Погореловой Елены Ивановны. Однако заинтересованным лицом не представлены доказательства того, что главный бухгалтер представлял интересы общества по давности.
Акт проверки и решение, принятое по результатам проверки ООО "Добровольное", не вручались нарочно, по почте не направлялись.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства и правильно установив обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что управлением не соблюден порядок привлечения к ответственности ООО "Добровольное", установленный Законом N 212-ФЗ, что является существенным нарушением прав и законных интересов ответчика и влечет недействительность доначислений и отсутствие оснований для обращения в суд о взыскании начисленных сумм.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения. В апелляционной жалобе не приводятся доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2013 по делу N А63-1558/2013.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2013 по делу N А63-1558/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1558/2013
Истец: Государственное учреждение-управление пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края
Ответчик: ООО "Добровольное"