г. Вологда |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А05-5303/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие "Титан" Толпегина А.А. по доверенности от 18.06.2013, Мельникова А.В. по доверенности от 18.06.2013, Козенкова А.С. генерального директора на основании протокола общего собрания общества от 21.02.2013; от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Шарикова С.Р. по доверенности от 11.09.2013 N 02-11/03522, Шахова М.В. по доверенности от 11.12.2013 N 02-10/04889,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 июля 2013 года по делу N А05-5303/2013 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие "Титан" (ОГРН 1022900515549; далее - ООО ПКП "Титан", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам) о признании недействительным решения от 05.02.2013 N 1189 об отказе в возврате налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), а также о возложении обязанности возвратить излишне удержанный и перечисленный в бюджетную систему НДФЛ в сумме 21 291 706 рублей путем принятия решения о возврате излишне уплаченного налога и направления его в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 июля 2013 года по делу N А05-5303/2013 требования общества удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие оснований для возврата НДФЛ, поскольку не представлены документы, подтверждающие статус налогового резидента Украины Крупчака В.Я.; выплаченный ему доход не является дивидендом; указывает на пропуск срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 232 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс); полагает, что права и законные интересы ООО ПКП "Титан" спорным решением не затронуты.
Общество в отзыве и его представители в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, участник ООО ПКП "Титан" Крупчак В.Я. обратился в общество с заявлением от 03.04.2008 о выходе из состава участников и выплате действительной доли в имуществе.
Размер действительной доли составил 141 944 710 рублей, платежным поручением от 28.01.2010 N 585 бывшему участнику выплачена его доля (за минусом НДФЛ по ставке 30%) в размере 99 361 297 рублей, налоговым агентом (ООО ПКП "Титан") платежным поручением от 28.01.2010 N 665 перечислен в бюджет налог в сумме 42 583 413 рублей.
Посчитав, что НДФЛ ошибочно исчислен по ставке 30%, Крупчак В.Я. направил обществу заявление от 18.01.2013 о возврате излишне удержанного налога в сумме 21 291 707 рублей.
Согласившись с излишним удержанием налога, ООО ПКП "Титан" обратилось в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам с заявлением от 25.01.2011 N 452 о возврате из бюджета НДФЛ в указанной сумме.
Налоговый орган решением, оформленным письмом от 05.02.2013 N 1189, отказал обществу в возврате налога по основаниям: налогоплательщиком (Крупчаком В.Я.) не выполнены требования пункта 2 статьи 232 НК РФ, а именно не представлены документы, подтверждающие статус Крупчака В.Я. как резидента Украины, в 2011 году истек срок предоставления этих документов.
Общество обжаловало данный отказ в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации и не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В зависимости от статуса физического лица названным Кодексом установлены различные ставки НДФЛ.
Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов (пункт 3 статьи 224 НК РФ).
В рассматриваемом случае Крупчак В.Я., будучи плательщиком НДФЛ, не является налоговым резидентом Российской Федерации.
По мнению налогового органа, налогоплательщиком нарушены требования пункта 2 статьи 232 НК РФ.
Статья 232 Кодекса содержит положения относительно устранения двойного налогообложения НДФЛ.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи НК РФ, если иное не установлено названным Кодексом, для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть предоставлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий.
По настоящему делу спор по двойному налогообложению доходов отсутствует, поэтому положения статьи 232 НК РФ применению не подлежат.
Несостоятельно утверждение налогового органа о том, что выплаченная бывшему участнику действительная стоимость доли в уставном капитале не является дивидендом.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения обществу доли в уставном капитале.
Согласно пункту 6.1 статьи 23 Закона N 14-ФЗ доля участника переходит к обществу. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.
Общество обязано выплатить участнику общества действительную стоимость его доли или части доли в уставном капитале общества либо выдать ему в натуре имущество такой же стоимости в течение трех месяцев со дня возникновения соответствующей обязанности, если иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли не предусмотрен уставом общества.
Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли (абзац второй пункта 2 статьи 14 Закона N 14-ФЗ).
Действительная стоимость доли или части доли в уставном капитале общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала. В случае если такой разницы недостаточно, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму (абзац второй пункта 8 статьи 23 Закона N 14-ФЗ).
Однако гражданское законодательство применительно к обществам с ограниченной ответственностью не оперирует понятием "дивиденды", речь идет только о распределении чистой прибыли, то есть прибыли, оставшейся после налогообложения (подпункт 3 пункта 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 28 и 29 Закона N 14-ФЗ). При этом периодичность распределения чистой прибыли может быть ежеквартальной, раз в полгода, ежегодной (пункт 1 статьи 28 Закона N 14-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 43 НК РФ, чтобы выплаты для целей налогообложения признавались дивидендами, они должны выплачиваться: за счет прибыли, остающейся после налогообложения; пропорционально доле участника в уставном капитале.
Действительная стоимость доли бывшего участника общества выплачивается за счет прибыли, остающейся после налогообложения. Условие о том, что средства организации должны распределяться пропорционально вкладу участника, в рассматриваемом случае также соблюдается.
Кроме того, к выплатам, не признаваемым дивидендами, рассматриваемые выплаты не относятся (пункт 2 статьи 43 НК РФ).
Также следует отметить, что в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 08.02.1995 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" (далее - Соглашение от 08.02.1995) дано определение дивидендов и предусмотрены пониженные ставки НДФЛ.
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения от 08.02.1995 дивиденды, выплачиваемые предприятием одного договаривающегося государства резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в договаривающемся государстве, резидентом которого является предприятие, выплачивающее дивиденды, и в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель дивидендов имеет фактическое право на них, взимаемый в таком случае налог не должен превышать:
а) 5 процентов валовой суммы дивидендов, если резидент другого Договаривающегося Государства вложил в его акционерный капитал (уставный фонд) не менее 50 000 долларов США или эквивалентную сумму в национальных валютах договаривающихся государств;
б) 15 процентов валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях (пункт 2 статьи 10 Соглашения от 08.02.1995).
Согласно пункту 3 статьи 10 Соглашения от 08.02.1995 термин "дивиденды" при использовании в этой статье означает доход от акций или других прав, которые не являются долговыми обязательствами, дающими право на участие в прибыли, так же как доход от других корпоративных прав, который подлежит такому же налогообложению, как доходы от акций, в соответствии с налоговым законодательством государства, резидентом которого является предприятие, распределяющее прибыль.
Исходя из разъяснений Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2011 доходы от выплаты действительной стоимости доли в уставном капитале общества не входят в состав других доходов, указанных в статье 20 Соглашения от 08.02.1995.
Следовательно, и национальным законодательством, и международным соглашением предусмотрено, что выплаты участнику при выходе из общества с ограниченной ответственностью следует квалифицировать как дивиденды для целей налогообложения НДФЛ.
Материалами дела подтверждается, что бывший участник общества Крупчак В.Я. не является налоговым резидентом Российской Федерации (резидент Украины).
Предоставление налоговым агентом в инспекцию документов о статусе налогоплательщика одновременно с заявлением о возврате налога налоговым законодательством не предусмотрено, в свою очередь налоговый орган не воспользовалась своим правом на истребование этих документов у налогового агента.
При таких обстоятельствах с выплаченных гражданину Украины Крупчаку В.Я. доходов (дивидендов) излишне удержан НДФЛ в размере 15% действительной стоимости доли в уставном капитале общества в сумме 21 291 707 рублей.
Порядок возврата излишне удержанного налоговым агентом из дохода налогоплательщика налога определен статьей 231 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 231 Кодекса излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 названного Кодекса.
Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Требования статьи 231 НК РФ обществом соблюдены, документы, предусмотренные данной нормой, в налоговый орган представлены, срок для обращения в налоговый орган (3 года со дня перечисления налога в бюджет - 28.01.2010) не пропущен.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 июля 2013 года по делу N А05-5303/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5303/2013
Истец: ООО Производственно-коммерческое предприятие "Титан"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9888/13
01.10.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7740/13
24.09.2013 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5303/13
17.09.2013 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5303/13
24.07.2013 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5303/13