г. Саратов |
|
04 октября 2013 г. |
Дело N А06-4500/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, путем использования систем видеоконференц-связи, организованной в порядке судебного поручения Арбитражным судом Астраханской области, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (ИНН 3017065227, ОГРН 1103015003750, адрес местонахождения: г. Астрахань, ул. Кубанская, 23/2)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 июля 2013 года по делу N А06-4500/2012 (судья Бочарникова Г.Н.),
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (ИНН 3017065227, ОГРН 1103015003750, адрес местонахождения: г. Астрахань, ул. Кубанская, 23/2)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области (ИНН 3015066190, ОГРН 1043000706539, адрес местонахождения: г. Астрахань, ул. Никольская, 10/14)
заинтересованные лица: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (ИНН 6164302805, ОГРН 1116164001546, адрес местонахождения: г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 43)
Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 90878 (ИНН 3017061832 ОГРН 1093017003001, адрес местонахождения: г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 64)
Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 59042 (адрес местонахождения: г. Астрахань, ул. Губернатора А. Гужвина, 8)
Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 20264 (ИНН 3018317163, ОГРН 1093023001752, адрес местонахождения: г. Астрахань, ул. Новолесная)
Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 40140 (адрес местонахождения: Астраханская область, п. Стрелецкое)
Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 15197 (адрес местонахождения: Астраханская область, п. Стрелецкое)
Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 63895 (ИНН 3008012532, ОГРН 1093024000530, адрес местонахождения: Астраханская область, г. Нариманов, ул. Береговая, 4),
Управление "128 Группа судов обеспечения" (адрес местонахождения: Астраханская область, с. Трудфронт)
о признании недействительными и незаконными пунктов 1-4, 10-15, 17-18, 24, 26-32 представления от 11 мая 2012 года N 25-04-08-18/16,
при участии в судебном заседании:
представители Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" Винник Н.Н.. действующая на основании доверенности от 09.01.2012 N 1, Кочнев А.Г., действующий на основании доверенности от 09.01.2012 N 8, руководитель учреждения Шмелев Д.В. (выписка из приказа N 1796 от 11.07.2012),
представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области Андрухович Г.А., действующий на основании доверенности от 16.05.2013 N 25-02-03-14/975, Чалышева Н.С. действующий на основании доверенности от 01.08.2012 N 25-02-03-14/1302,
остальные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (далее - заявитель, Учреждение) с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Астраханской области, Управление) о признании недействительным и не законным пунктов 1-4, 10-15, 17-18, 24, 26-32 представления от 11.05.2012 N 25-04-0818/16.
К участию в деле, в качестве заинтересованных лиц привлечены: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 90878, Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 59042, Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 20264, Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 40140, Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 15197, Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 63895, Управление "128 Группа судов обеспечения".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.10.2012 требования Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" удовлетворены частично.
Признаны недействительными пункты 1, 2, 3, 12, 13, 14, 24, 26 представления административного органа от 11.05.2012 N 25-04-08-18/16. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.10.2012 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.03.2013 решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.10.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными и незаконными пунктов 4, 10, 11, 15, 17, 18, 27, 28, 29, 30, 31, 32 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 11.05.2012 N 25-04-0818/16 и в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
При этом суд кассационной инстанции указал, что отказывая заявителю в удовлетворении требований, судом не приняты во внимание полномочия административного органа, а именно, что орган финансово-бюджетного надзора имеет право в пределах своей компетенции направлять получателю бюджетных средств обязательные к исполнению представления по устранению выявленных нарушений только бюджетного законодательства, влекущих незаконное использование бюджетных средств, но не любых, установленных в ходе проверки нарушений (бухгалтерского учета, гражданского законодательства, правил либо инструкций делопроизводства и других).
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, повторно проанализировать вменяемые заявителю нарушения применительно к бюджетному законодательству, а также с учетом пункта 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
Решением от 08 июля 2013 года Арбитражный суд Астраханской области заявление Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" удовлетворил частично.
Суд признал недействительными пункты 10, 11, 15, 17, 18, 27, 28, 29, 30, 31, 32 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 11.05.2012 N 25-04-08-18/16.
В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" не согласилось с принятым решением в части и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит: решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным и незаконным пункта 4 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 11.05.2012 N 25-04-08-18/16; принять по делу новый судебный акт.
Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой заявителем части.
Другие участники процесса, в порядке статьи 262 АПК РФ письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку представителей в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 29 августа 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу обжалуется часть решения суда первой инстанции, и лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителя участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 16.01.2012 по 12.03.2012 ТУ Росфиннадзора в Астраханской области проведена плановая проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Астраханской области".
Проверяемый период, согласно выданному удостоверению на проверку определен с 01.01.2011 по 31.12.2011.
По результатам проверки составлен акт проверки от 12.03.2012.
На основании указанного акта проверки Территориальным управлением вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 11.05.2012 N 25-04-0818/16, которым руководителю ФКУ "УФО Министерства обороны РФ по Астраханской области" предложено рассмотреть данное представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства РФ.
Не согласившись с указанным представлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что требование заявителя о признании недействительным и незаконным пункта 4 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 11.05.2012 N 25-04-08-18/16 удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за нарушение бюджетного законодательства руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов вправе применять меры принуждения, в том числе выносить представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Пунктом 5.1 Положения установлено, что Территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право, в том числе, проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях-получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации; проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов (пункт 5.14 Положения).
В соответствии с положениями пунктов 3, 4, 6 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.
Таким образом, в силу статьей 268 Кодекса и Административным регламентом Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета в отношении получателей бюджетных средств.
Цель ревизий (проверок) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (пункт 4 Административного регламента).
В ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемый период, по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации, а также путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п. (пункт 82 Административного регламента).
Результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки), описательная часть которого должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы ревизии (проверки), а заключительная часть - обобщенную информацию о результатах ревизии (проверки), в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации (пункты 91, 96, 97 Административного регламента). При этом в описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии (проверки), встречной проверки, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение (пункт 103 Административного регламента).
По результатам ревизии (проверки), в ходе которой выявлены нарушения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, руководитель Росфиннадзора (территориального органа) применяет меры, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, в рамках административных процедур, предусмотренных Административным регламентом (пункт 121 Административного регламента).
На основании результатов ревизии (проверки) руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (территориального органа) выносит обязательное к исполнению проверенной организации представление по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 122 Административного регламента).
В статье 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод, что Орган финансово-бюджетного надзора имеет право в пределах своей компетенции направлять получателю бюджетных средств обязательные к исполнению представления по устранению выявленных нарушений только бюджетного законодательства, влекущих незаконное использование бюджетных средств.
В пункте 4 оспариваемого представления указано, что в результате неправомерного перечисления за счет средств федерального бюджета авансовых платежей по профсоюзным взносам (при отсутствии облагаемой базы); на уплату отчислений во внебюджетные фонды (при отсутствии налогооблагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой как сумма выплат начисленных страховых взносов за расчетный период) - в нарушение пункта 2.1 Постановления ЦК профсоюза от 10.02.2011 N 3-7-10, части 1 статьи 8, части 1 статьи 10, статьи 11 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации - Учреждением на конец текущего финансового года по вышеуказанным счетам необоснованно образована дебиторская задолженность на общую сумму 52 129,2 тыс. руб. (52 006,33 + 122,87).
В соответствии со статьями 7, 8, 10, 11 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, организаций, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - определяется как сумма выплат и иных вознаграждений начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения) (пункт 1 статьи 11 Закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 2.1).
Согласно пунктам 3 - 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных.
Таким образом, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам определяется как сумма выплат и иных вознаграждений начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
База для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В данном случае отсутствие налогооблагаемой базы определено отсутствием наличия начисленных и выплаченных сумм по расчетам, включенным в расчетно-платежные ведомости.
Оплата авансовых платежей на уплату взносов и отчислений во внебюджетные фонды (при отсутствии налогооблагаемой базы) данными нормативными актами не предусмотрена.
Авансовые платежи по указанным взносам и отчислениям в соответствии с утвержденной бюджетной сметой на 2011 год главным распорядителем бюджетных средств не предусматривались. При формировании бюджетных заявок отчисления рассчитывались в соответствии с действующим законодательством в размере 34,2% от утвержденного Фонда заработной платы.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что полученная в свою очередь экономия, неиспользованный на конец года остаток средств, подлежащий возврату в федеральный бюджет по начислениям на выплаты по оплате труда, в нарушение действующего законодательства (пункт 4 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации) неправомерно перечислен в виде авансовых платежей с необоснованным образованием дебиторской задолженности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Судом первой инстанции правомерно не был принят довод заявителя, что указанное в Представлении нарушение отсутствует в классификаторе (протокол договоренностей о взаимодействий между Росфиннадзором от 15.04.2008 N 43-01-03-23/1718 и Минобороны России от 15.04.2008 N 200/455), в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Указанный классификатор носит рекомендательный характер при отнесении той или иной ситуации к определенному виду нарушения.
При квалификации нарушений законодательства, выявляемых в ходе контрольных мероприятий Росфиннадзором предложена также классификация основных действий, влекущих нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, выявляемые Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в ходе исполнения государственной функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (со ссылкой на Перечень операций, проводимых участниками бюджетного процесса, обуславливающих бюджетные правонарушения, направленный письмом Минфина России от 13.10.2010 N 02-07-10/4012).
В классификаторе данное нарушение также квалифицировалось по разделу "Незаконный (неправомерный) расход денежных средств и материальных ценностей" с кодом классификации 13112 "Расходование бюджетных средств без наличия соответствующих оправдательных документов", расходы проведены, подтверждающие документы о начислении профсоюзных и страховых взносах во внебюджетные фонды (расчетно-платежные ведомости по заработной плате) отсутствуют, т.е. произведены расходы в виде авансовых платежей при отсутствии налогооблагаемой базы.
В классификаторе неправомерное расходование, выплата и списание бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами предусмотрено кодом классификации 112/1. Образование дебиторской задолженности на конец текущего финансового года за счет средств федерального бюджета в результате перечисления авансовых платежей на уплату налогов и отчислений во внебюджетные фонды (при отсутствии налогооблагаемой базы) определено кодом классификации 113/3.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя о признании недействительным пункта 4 представления удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции в обжалованной части законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
При подаче апелляционной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При таких обстоятельствах Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 июля 2013 года по делу N А06-4500/2012 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины по чеку-ордеру от 26.07.2013 в размере 1 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4500/2012
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области
Третье лицо: ГУ ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", Двенадцатый Арбитражный аппеляционный суд, Управление "128 Группа судов обеспечения", ФБУ- В/ч 15197, ФБУ- В/ч 20264, ФБУ- В/ч 40140, ФБУ- В/ч 59042, ФБУ- В/ч 63895, ФБУ -В/ч 90878
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1164/13
04.10.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7855/13
08.07.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4500/12
28.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2246/13
28.12.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10546/12
23.11.2012 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4500/12
08.10.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4500/12