г. Томск |
|
7 октября 2013 г. |
Дело N А03-2675/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей М.Х. Музыкантовой, А.Л. Полосина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.В. Орловой с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - без участия,
от заинтересованного лица - В.А. Самсоновой по доверенности от 26.12.2012,,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16 июля 2013 г. по делу N А03-2675/2013 (судья Янушкевич С. В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Монолит Эксперт" (ОГРН 1112204000226, ИНН 2204052829, 659322, Алтайский Край, г. Бийск, ул. Социалистическая, д. 23/4)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (659305, Алтайский край, г. Бийск, пер. Мартьянова, д. 59/1)
о признании недействительным решения от 10.12.2012 N 11-25-378/4575 о привлечении к налоговой ответственности, решения от 10.12.2012 N 11-26/378/46 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Монолит Эксперт" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ЗАО "Монолит Эксперт") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, МИФНС России N 1 по Алтайскому краю) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю от 10.12.2012 N 11-25-378/4575 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления соответствующих пеней и штрафа, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю от 10.12.2012 N 11-26/378/46 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.
Решением суда от 16.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что при получении имущества в виде отступного, передача имущества признается реализацией в целях НДС, соответственно как считает апеллянт, кредитор обязан перечислить НДС в бюджет как налоговый агент. Также указывает, что в перечне операций, не подлежащих обложению НДС и указанным в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) пунктами 1-3 статьи 149 НК РФ, операции по реализации имущества налогоплательщиков, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, не поименованы.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По его мнению, решение суда законно и обоснованно. Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Общество о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило. В представленном отзыве содержится ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя инспекции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 19.07.2012 ЗАО "Монолит Эксперт" представило в МИФНС России N 1 по Алтайскому краю налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2012 г. с заявленной к возмещению суммой НДС в размере 1326217 руб.
В период с 19.07.2012 по 19.10.2012 налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 г., представленной ЗАО "Монолит Эксперт".
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт проверки N 9602 от 02.11.2012 с указанием на выявленные нарушения налогового законодательства.
На основании данного акта и иных материалов проверки 10.12.2012 инспекцией принято решение N 11-25-378/4575 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ и статье 123 НК РФ. Указанным решением ЗАО "Монолит Эксперт" также предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 1338115 руб., начислены соответствующие пени и штрафы.
Одновременно налоговым органом принято решение N 11-26-378/46 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым ЗАО "Монолит Эксперт" отказано в возмещении НДС в сумме 1326217 руб.
Общество обжаловало решение N 11-25-378/4575 и решение N 11-26-378/46 от 10.12.2012 в Управление Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю (далее - УФНС России по Алтайскому краю) в апелляционном порядке.
Решением от 04.02.2013 УФНС России по Алтайскому краю жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Посчитав отказ в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в размере 1326217 руб., привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения и предложение уплатить недоимку в размере 1338115 руб. незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку реализация имущества не состоялась, имущество передано заявителю по соглашению об отступном, обязанность по исчислению и уплате НДС не может быть вменена приобретателю имущества.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость, порядок реализации этого права установлены статьями 169, 171, 172 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, применение вычетов по НДС предусматривает приобретение товара (работ, услуг) для операций, признаваемых объектом обложения по НДС, или для перепродажи; их оприходование (статьи 171, 172 НК РФ) и наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 1 указанного постановления, следует, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, в том числе получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Вместе с тем, по мнению апелляционного суда, инспекцией в ходе проверки не была установлена совокупность указанных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 обстоятельств, позволяющих усомниться в правомерности заявленной налогоплательщиком налоговой выгоды.
Как следует из материалов дела, обществом в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 г. заявлены налоговые вычеты в сумме 1326217 руб. в связи с передачей ему имущества: сооружение "железнодорожный путь", два сооружения "автодорога", земельный участок, два производственных нежилых помещения у общества с ограниченной ответственностью "Бийский котельный завод - Автоматика. Электрика. Малые котлы" (далее - ООО "БКЗ-Автоматика. Электрика. Малые котлы"), признанного банкротом в соответствии с определением Арбитражного суда Алтайского края от 05.03.2011.
02.04.2012 между ООО "БКЗ-Автоматика. Электрика. Малые котлы" и ЗАО "Монолит Эксперт" заключено соглашение N 1 об отступном, согласно которому ООО "БКЗ - Автоматика. Электрика. Малые котлы" передает имущество заявителю с условием прекращения обязательств должника с момента передачи имущества.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля 03.10.2012 МИФНС России N 1 по Алтайскому краю направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
09.10.2012 инспекцией получен ответ N 02/029/2012-151, подтверждающий право собственности ЗАО "Монолит Эксперт" на указанное недвижимое имущество.
Из представленных ЗАО "Монолит Эксперт" для проверки документов следует, что имущество было приобретено у ООО "Бийский котельный завод - Автоматика. Электрика. Малые котлы"
Инспекция установила, что ЗАО "Монолит Эксперт" НДС в бюджет не уплачен, так как отсутствовали платежно-расчетные документы и анализ движения денежных средств по расчетному счету показал отсутствие таких платежей в бюджет.
Как следует из оспариваемого решения, налоговый орган посчитал, что налогоплательщиком не выполнены требования пункта 4.1 статьи 161 НК РФ, а именно, по мнению налогового органа, общество, являясь налоговым агентом, обязано было при осуществлении сделки определить налоговую базу по НДС как сумму дохода от реализации имущества с учетом налога, исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Поскольку НДС в бюджет обществом не перечислен, указанное послужило основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данной позицией инспекции в связи со следующим.
По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.
Положения налогового законодательства должны применяться с учетом требований пункта 7 статьи 3 НК РФ о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщиков, а также правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости установления, исследования и оценки судами всех имеющих значения для правильного разрешения дела обстоятельств (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 г. N 267-0).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.
Согласно пункту 4.1 статьи 164 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Таким образом, пунктом 4.1 статьи 164 НК РФ установлен особый порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами.
Согласно изложенной в письме Минфина России N 03-07-11/437 позиции при реализации на территории Российской Федерации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Данный порядок исчисления налога на добавленную стоимость в отношении имущества, передаваемого должником-банкротом конкурсному кредитору по соглашению о предоставлении отступного, не применяется. Поэтому при такой передаче имущества налог на добавленную стоимость исчисляется должником-банкротом в общеустановленном порядке.
С учетом этого, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку данный порядок в таких случаях не применяется, налоговый орган неправомерно не принял к вычету заявленные обществом к вычету суммы НДС, поскольку общий порядок обществом соблюден.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае признанный банкротом продавец-должник самостоятельно выделил НДС в размере 1332166 руб. отдельной строкой в счете-фактуре. С учетом этого, поскольку реализация имущества не состоялась, имущество передано заявителю по соглашению об отступном, обязанность по исчислению и уплате НДС не может быть вменена приобретателю имущества.
В данном случае, уплата налога самой организацией, в отношении которой открыто конкурсное производство, освобождает покупателя, в данном случае общество, от исполнения обязанностей налогового агента при реализации имущества предприятия как должника в ходе конкурсного производства, возложенных на него пунктом 4.1 статьи 161 НК РФ.
Иное толкование указанных норм права приведет к возникновению одной и той же обязанности по исчислению и уплате НДС у двух лиц: у налогоплательщика в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ и у налогового агента в силу пункта 4.1 статьи 161 НК РФ. Фактическая уплата налога по этим основаниям приведет к двойному обложению налогом хозяйственных операций, что является недопустимым.
То обстоятельство, что продавец представил в уполномоченный на контроль орган нулевые декларации по НДС за соответствующий период, не влияет на выводы суда, поскольку указанное нарушение продавца, как самостоятельного участника налоговых правоотношений, влечет иные правовые последствия.
Таким образом, Инспекция ошибочно признала приобретателя имущества по соглашению об отступном покупателем в смысле, придаваемом пунктом 4.1 статьи 161 НК РФ, в связи с чем довод жалобы о том, что при получении имущества в виде отступного, передача имущества признается реализацией в целях НДС, и соответственно кредитор обязан перечислить НДС в бюджет как налоговый агент, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Позиция налогового органа, что данное письмо не является нормативным правовым актом, учитывается судом апелляционной инстанции, признается верной, однако поскольку с 1 октября 2011 г. вступил в силу пункта 4.1 статьи 161 НК РФ, согласно которому покупатель имущества и (или) имущественных прав должника, признанного банкротом, является налоговым агентом и должен исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС, однако при выполнении покупателями требований пункта 4.1 статьи 161 НК РФ сумма, вырученная от реализации имущества (имущественных прав) должника, поступает на основной счет должника не в полном объеме, а за вычетом НДС, что не согласуется с требованиями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности банкротстве" (далее - Закон N 127-ФЗ), Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон N 40-ФЗ), суд апелляционной инстанции считает, что положения пункта 4.1 статьи 161 НК РФ не применяются, если имущество должника передается кредитору в качестве отступного в порядке пункта 9 статьи 142 Закона N 127-ФЗ.
На эти несоответствия указал Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, дав обязательные для арбитражных судов разъяснения о порядке применения пункта 4.1 статьи 161 НК РФ (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 11.
Кроме того, апелляционный суд учитывает также и позицию общества в представленном отзыве на апелляционную жалобу, согласно которой нормы законодательства о банкротстве являются специальными по отношению к нормам гражданского и налогового законодательства, в связи с чем при продаже в ходе конкурсного производства имущества должника-банкрота, являющегося плательщиком НДС, сумма налога не может быть удержана (выделена из вырученных от продажи средств) и перечислена в бюджет, так как это повлечет преимущественное удовлетворение требования об уплате налога в нарушение очередности, установленной Законом N 127-ФЗ, а значит покупатели имущества, арбитражные управляющие или привлекаемые ими для проведения торгов специализированные организации в данной ситуации не могут быть признаны налоговыми агентами.
Таким образом, руководствуясь указанными положениями НК РФ и разъяснениями Высшего Арбитражного суда Российской Федерации суд первой инстанции, пришел к верному выводу о том, что данный порядок исчисления налога на добавленную стоимость в отношении имущества, передаваемого должником-банкротом конкурсному кредитору по соглашению о предоставлении отступного, не применяется.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судом по конкретному делу, фактические обстоятельства которого отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Кроме того, анализируя данные доводы инспекции и судебную практику по рассматриваемому вопросу, суд апелляционной инстанции также руководствуется и пунктом 7 статьи 3 НК РФ, в соответствии с которым неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемых решениях обстоятельства Инспекцией в рассматриваемой ситуации не доказаны, правомерность их вынесения по тем основаниям, которые в них изложены, не подтверждена.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых решений и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В рассматриваемом случае инспекция не доказала обоснованность доводов апелляционной жалобы, приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 16 июля 2013 г. по делу N А03-2675/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2675/2013
Истец: ЗАО "Монолит Эксперт"
Ответчик: МИФНС России N 1 по Алтайскому краю