г. Санкт-Петербург |
|
07 октября 2013 г. |
Дело N А56-57275/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Г.В. Борисовой, Л.А. Шульга
при ведении протокола судебного заседания: В.А. Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.М. Никитина (доверенность от 17.10.2012)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3359/2013) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу ФС по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2012 по делу N А56-57275/2012 (судья Е.А. Гранова), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Российские железные дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (107144, г.Москва, ул. Новая Басманная, 2, ОГРН 1037739877295) (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (190068, г. Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, 39, ОГРН 1097847327709) (далее - Управление) от 22.06.2012 N 07-44-05/272 об устранении выявленных нарушений.
Решением от 17.12.2012 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое предписание признано недействительным, с Управления в пользу ОАО "РЖД" взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, согласно пункту 5.7 приказа Минтранса N 43 от 08.02.2011 обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС возложена на субъект транспортной инфраструктуры, в данном случае на ОАО "РЖД", а не на органы государственного надзора; функция по категорированию ОТИ и ТС возложена на Федеральное агентство железнодорожного транспорта, а не на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Кроме того, Управление указало, что в материалах дела имеются сведения Ространснадзора, полученные от Федерального агентства железнодорожного транспорта, в которой имеются сведения о дате получения Обществом уведомления о включении станции Шуйская в Реестр категорированных объектов - 12.03.2013. Управление указало, что в нарушение п. 5.12 приказа Минтранса РФ N 43 от 08.02.2011 начальник железнодорожной станции не прошел специальную, профессиональную подготовку, повышение квалификации в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, суд неправомерно взыскал с Управления расходы по уплате государственной пошлины.
Определением от 03.06.2013 рассмотрение дела было приостановлено до вынесения Федеральным Арбитражным судом Северо-Западного округа судебного акта по делу N А56-58714/2012.
Определением от 09.08.2013 рассмотрение дела было возобновлено в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для его приостановления. Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил без изменения постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по делу N А56-58714/2012.
В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на нее. Представитель Управления, уведомленного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 28.05.2012 по 22.06.2012 на основании распоряжения Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 02.05.2012 N 327-р в отношении железнодорожной станции Шуйская - Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (место нахождения станции Шуйская: Республика Карелия, Прионежский район) проведена плановая выездная проверка с целью контроля за деятельностью юридического лица по обеспечению транспортной безопасности.
По результатам проверки составлен акт проверки юридического лица N 07-46-05/331 от 22.06.2012 (л.д.60-64).
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями требований пунктов 5.7 и 5.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Министерства Транспорта Российской Федерации N 43 от 08.02.2011 (далее - Требования), Управление выдало ОАО "РЖД" предписание N07-44-05/272 от 22.06.2012 (л.д.11-13) об устранении выявленных нарушений в срок до 15.01.2013, а именно:
1. Назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции Шуйская в соответствии с п.п. 5.10, 5.11, 5.12 Требований.
2. Обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ, утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ, на основании которых разработать и утвердить план транспортной безопасности ОТИ и приступить к его реализации.
ОАО "РЖД", считая указанное предписание не соответствующим закону и нарушающим его права, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, поскольку пришел к выводу о недоказанности уведомления ОАО "РЖД" о включении станции Шуйская в Реестр категорируемых объектом транспортной инфраструктуры, что влечет невозможность исполнения требований пункта 5.7 Требований, кроме того, в связи с отсутствием в настоящее время утвержденных программ и документов, регулирующих подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, в связи с чем исполнение требования пункта 5.12 Требований также представляется невозможным.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав позицию представителя Общества, суд апелляционной инстанции признал жалобу Управления подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 (2.1) обжалуемого Предписания со ссылкой на нарушение пунктов 5.10, 5.11. и 5.12. Требований на ОАО "РЖД" возложена обязанность назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции Шуйская, поскольку ответственный за проведение мероприятий по транспортной безопасности на ст. Шуйская начальник станции Симанков А.Н. не прошел специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, как сотрудник сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством РФ.
Статьей 10 Закона N 16-ФЗ установлены ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, и установлено, что перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 N 1653-р. Из перечня работ следует, что к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности, относятся: аккредитация специализированных организаций в области транспортной безопасности, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности, разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, формирование и ведение информационных ресурсов единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 5.10 Требований по обеспечению транспортной безопасности установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
Пунктом 5.11 Требований по обеспечению транспортной безопасности установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры отказать в приеме на работу лицам, претендующим на занятие должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и прекратить трудовые отношения с лицами, занимающими такие должности, в случае если в отношении данных лиц будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ.
Приказом Управления движением Петрозаводский центр организации работы железнодорожных станций Центральной дирекции Управления движением ОАО "РЖД" от 02.04.2012 N 55/А утверждена номенклатура (перечень) должностей работников персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, согласно которой к таким должностям относится начальник железнодорожных станций.
Приказом начальника центра организации работы железнодорожных станций N ДЦСк-4/61 от 11.05.2012 начальник станции Шуйская Симанков А.Н. назначен ответственным лицом за проведение мероприятий по транспортной безопасности (л.д.72).
Согласно пункту 5.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Поскольку до настоящего времени законодательством Российской Федерации не утверждены соответствующие программы и документы, регулирующие подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, суд первой инстанции обоснованно посчитал неправомерным вменение Обществу данного нарушения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о признании несоответствующим законодательству пункта 1 (2.1) оспариваемого Предписания.
Пунктом 2 (2.2) оспариваемого Предписания со ссылкой на нарушение пункта 5.7 Требований на ОАО "РЖД" возложена обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, утверждения в установленном порядке её результатов, на основании которых необходимо разработать и утвердить план транспортной безопасности, приступить к его реализации.
Под объектом транспортной инфраструктуры согласно пункту 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно пункту 2 Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ОТИ и ТС) железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Названные Требования по обеспечению транспортной безопасности распространяют свое действие только на ОТИ и ТС, прошедшие процедуру категорирования, оценку уязвимости и разработку плана обеспечения транспортной безопасность каждого объекта транспортной инфраструктуры в отдельности.
Исполнение Требований ставится в зависимость от присвоенных категорий и уровней безопасности для каждого конкретного объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства в отдельности и распространяют свое действие только на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, прошедшие процедуру категорирования.
Согласно положениям статьи 6 Закона N 16-ФЗ категорирование ОТИ и ТС осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности и включает в себя внесение ОТИ и ТС в реестр категорированных объектов, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъект транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории (пункт 8 Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.02.2011 г. N 62).
Полномочия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с пунктом 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.02.2007 N 397, возложена на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Суд первой инстанции правильно указал, что ОАО "РЖД" как субъект транспортной инфраструктуры не принимает участия в категорировании объектов транспортной инфраструктуры, результаты проведения которого носят для субъекта транспортной инфраструктуры уведомительный характер.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод, изложенный в обжалуемом судебном акте, об отсутствии присвоенной категории уровня безопасности и невозможности в связи с данным обстоятельством проведения оценки уязвимости и разработки плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, предусмотренных статьями 5 и 9 Закона N 16-ФЗ, поскольку Общество уведомлением от исх. УТБ-7/1/13666-ис было извещено о внесении станции Шуйская в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры 15.02.2012 с присвоением реестрового номера ЖСТ 113666.
В соответствии с пунктом 8 Приказа Минтранса России от 21.02.2011 N 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ и/или ТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории.
Согласно пункту 13 приказа Минтранса РФ N 22 от 29.01.2010 "О порядке ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" компетентный орган направляет также информацию о включении ОТИ и ТС в Реестр в Ространснадзор.
Управлением в материалы дела представлен Перечень категорированных объектов железнодорожного транспорта, полученный от Федерального агентства, из которого усматривается, что уведомление о присвоении ОТИ - станции Шуйская категории 2 получено Обществом 12.03.2012 (л.д.53).
Указанное подтверждается ответом Департамента безопасности ОАО "РЖД" от 26.12.2012 N 6885/ЦБЗ, согласно которому уведомление N УТБ-7/1/13666 о присвоении станции Шуйская 2 категории и о внесении ОТИ в Реестр за номером ЖСТ 113666 получено Департаментом 21.02.2012 (л.д.119 - представлен суду апелляционной инстанции и приобщен к материалам дела).
Согласно пункту 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение проверки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоении категории ОТИ.
Таким образом, у Общества имелась обязанность в течение трех месяцев после получения указанного уведомления провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, утвердить в установленном порядке её результаты, на основании которых разработать и утвердить план транспортной безопасности, что, как показала плановая выездная проверка ОАО "РЖД", исполнено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части признания незаконным пункта 2 (2.2) предписания Управления, поскольку указанный пункт не противоречит положениям законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества.
Ссылка ОАО "РЖД" на судебные акты по делу А56-51001/2012, в рамках которого оспаривалось постановление Управления о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, неправомерна, поскольку из содержания судебных актов следует, что в материалах дела А56-51001/2012 отсутствовали сведения о получении Обществом уведомления о категорировании объекта (станция Шуйская). При рассмотрении настоящего дела суд данными доказательствами располагает.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности взыскания судом первой инстанции с управления расходов по оплате государственной пошлины противоречит положениям статьи 110 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Из пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), который освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, то расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, судом первой инстанции правомерно взысканы 2000 руб. в возмещение судебных расходов Общества по уплате государственной пошлины.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части признания недействительным пункта 2 (2.2) оспариваемого Предписания, в удовлетворении заявления ОАО "РЖД" в указанной части следует отказать. В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 декабря 2012 года по делу N А56-57275/2012 отменить в части признания недействительным пункта 2 (2.2) предписания Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (190068, Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д.39) N 07-44-05/272 от 22.06.2012.
В удовлетворении заявления ОАО "Российские железные дороги" (107174, Москва, ул. Новая Басманная, д.2) в данной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 декабря 2012 года по делу N А56-57275/2012 оставить без изменения.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57275/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральбной службы по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10790/13
07.10.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3359/13
17.12.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-57275/12