Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 мая 2007 г. N 4392/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей Балахничевой Р.Г., Воронцовой Л.Г.
рассмотрел в судебном заседании заявление государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания о пересмотре в порядке надзора решения от 17.08.2006, постановления апелляционной инстанции от 11.10.2006 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания по делу N А61-749/2006-14 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.01.2007 по тому же делу по заявлению государственного унитарного предприятия "Алагирское дорожное ремонтно-строительное управление" о признании недействительным решения Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания от 06.05.2006 N 4 о непринятии к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 392925 рублей 89 копеек, отраженных в акте документальной проверки от 20.02.2006 N 4с/с (с учетом уточнения).
Суд установил:
решением Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого суда от 11.10.2006, признано недействительным решение Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания от 06.05.2006 N 4 в части непринятия к зачету расходов ГУП "Алагарское дорожное ремонтно-строительное управление" в сумме 392925 рублей 89 копеек.
В части непринятия к зачету расходов ГУП "Алагарское дорожное ремонтно-строительное управление" в сумме 20097 рублей 11 копеек производство по делу прекращено на основании пункта 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суды установили, что Региональным отделением ФСС по Республике Северная Осетия-Алания проведена выездная проверка расходов ГУП "Алагарское дорожное ремонтно-строительное управление" на цели государственного социального страхования за период с 01.04.2004 по 31.12.2005, результат которой оформлен актом от 20.02.2006 N 4с/с.
В ходе проверки установлено, что пособия по временной нетрудоспособности назначались и выплачивались предприятием по неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
По итогам указанной проверки принято решение от 06.05.2006 N 4 о непринятии к зачету расходов, проведенных предприятием на цели государственного социального страхования, в сумме 413023 рублей.
Удовлетворяя заявление о признании недействительным решения Регионального отделения ФСС РФ по Республике Северная Осетия-Алания от 06.05.2006 N 4, суды руководствовались тем, что выявленные нарушения при заполнении больничных листов носили устранимый характер и в ходе проверки в них были внесены соответствующие исправления. Действующее законодательство не содержит запрета на внесение исправлений в листки нетрудоспособности и не устанавливает период их внесения в указанные документы. Кроме того, суды учитывали, что ответчик не отрицал факта утраты трудоспособности работниками предприятия, а также наличия страховых случаев.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 11.01.2007 оставил решение от 17.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 11.10.2006 без изменения.
Заявитель (Региональное отделение ФСС РФ по Республике Северная Осетия-Алания) просит о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, полагая, что вывод судов о возможности принятия к оплате оформленных не в соответствии с законодательством листков нетрудоспособности, основан на неправильном толковании и применении норм права.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 данного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пунктом 1.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 19.10.1994 N 206 и постановлением Фонда социального страхования РФ от 19.10.1994 N 21, предусмотрено, что документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы (учебы), являются листок нетрудоспособности и в отдельных случаях справки установленной формы.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из содержания пункта 18 Положения о Фонде и пункта 9 Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности также следует, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности могут приниматься к зачету в случае, если имел место факт утраты трудоспособности (страховой случай) и данный факт документально подтвержден.
Из представленных материалов следует, что сами факты наступления утраты трудоспособности работниками истца и, следовательно, наличия страховых случаев ответчиком не оспаривается.
В свою очередь, порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, на нарушение которого ссылается ответчик, был утвержден приказом Минздравмедпрома России от 13.01.1995 N 5, и предусматривал возможность внесения в них исправлений. Однако названный приказ отменен приказом Минздрава РФ от 10.12.2002 N 373 и с 2003 года порядок оформления листков нетрудоспособности не урегулирован.
Учитывая изложенное, вывод судов о том, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит запрета на внесение исправлений в листки нетрудоспособности, является обоснованным.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А61-749/2006-14 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания для пересмотра в порядке надзора решения от 17.08.2006, постановления апелляционной инстанции от 11.10.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.01.2007 по этому делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 мая 2007 г. N 4392/07
Текст определения официально опубликован не был