Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2013 г. N 16АП-3599/12
г. Ессентуки |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А22-2582/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Южная межрегиональная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.07.2013 по делу N А22-2582/2012
по заявлению Открытого акционерного общества "Южная межрегиональная энергетическая компания" (ИНН 2632094529, ОГРН 1092632000890)
к Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия (ОГРН 1020800772112)
о признании недействительными приказа N 101-п/э от 29.10.2012 (судья Л.А. Алжеева)
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Южная межрегиональная энергетическая компания": Индриксон Ю.Е. (доверенность N 41 от 04.10.2012), Колонтаевский А.Н. (доверенность N 50 от 02.11.2012), Сулейманов З.М. (доверенность N 29 от 12.07.2013);
от Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия: Басацкий Н.А. (доверенность от 05.02.2013).
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общества "Южная межрегиональная энергетическая компания" (далее - общество, заявитель, ОАО "ЮМЭК") обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании недействительным приказа N 101-п/э от 29.10.2012 Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (далее - РСТ, ответчик) "Об утрате статуса гарантирующего поставщика электрической энергии в зоне деятельности "Город Элиста" и об измененных границах зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Калмэнергосбыт" и обязать Региональную службу по тарифам по Республике Калмыкия восстановить положение, существовавшее до издания указанного приказа (уточненные требования в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 18.07.2013 в удовлетворении заявленных требований Открытого акционерного общества "Южная межрегиональная энергетическая компания" о признании недействительным приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 29 октября 2012 N 101 - п/э "Об утрате статуса гарантирующего поставщика электрической энергии в зоне деятельности "Город Элиста" и об измененных границах зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Калмэнергосбыт" как не соответствующий пунктам 198, 229 и 232 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 004 мая 2012N 442 отказано.
Не согласившись с таким решением суда, ОАО "ЮМЭК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 18.07.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу РСТ просит оставить решение суда от 18.07.2013 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители, ОАО "ЮМЭК" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе, просили решение от 18.07.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель РСТ возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда от 18.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.10.2012 Региональная служба по тарифам по Республике Калмыкия был принят приказ N N101-п/э "Об утрате статуса гарантирующего поставщика электрической энергии в зоне деятельности "Город Элиста" и об измененных границах зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Калмэнергосбыт", как не соответствующий пунктам 198, 229, и 232 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 N 442 и с 01 октября 2012 года статус гарантирующего поставщика электрической энергии в зоне деятельности "Город Элиста", а зона его деятельности с 01 октября 2012 включается в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Калмэнергосбыт".
Приказом Федеральной службы по тарифам России N 646-э от 28 сентября 2012 ОАО "Южная межрегиональная энергетическая компания" с 01 октября 2012 исключена из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.
Во исполнения решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.07.2011 по делу А22-2028/2010 - статус гарантирующего поставщика присвоен ОАО "ЮМЭК" приказом Региональной службы по тарифам по Республике Калмыкия N 130-п от 27.12.2011 г.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2013 решение арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-2028/2010 отменено и в удовлетворении требований ОАО "ЮМЭК" отказано.
ОАО "ЮМЭК" считает, что приказ Региональной службы по тарифам по РК N 101-п/э не соответствующий пунктам 198, 229, и 232 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 N 442 и нарушает права и законные интересы ОАО "ЮМЭК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) гарантирующим поставщиком электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) является коммерческая организация, обязанная в соответствии с названным Законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.
В силу ст. 38 Закона N 35-ФЗ порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N Зб-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон N Зб-ФЗ) установлено, что до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила), действовавшие в рассматриваемый период (в настоящее время наименование акта - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии в редакции от 04.05.2012 N 442), разделом II которых установлен порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика.
В соответствии с п. 42 Правил N 530 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) в случае реорганизации гарантирующего поставщика или передачи им соответствующих прав и обязанностей на ином законном основании другой организации на период до смены гарантирующего поставщика по результатам конкурса статус гарантирующего поставщика присваивается организации, которой переданы обязательства реорганизованного (реформированного) гарантирующего поставщика по всем заключенным на момент реорганизации (передачи прав и обязанностей) договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если в результате реорганизации (передачи прав и обязанностей) возникает 2 и более исполнителя по указанным договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии), организация, которой в соответствующей зоне присваивается статус гарантирующего поставщика, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заявления гарантирующего поставщика с учетом соответствия такой организации требованиям, предусмотренным п. 25 Правил.
В соответствии с пунктом 25 Правил участником конкурса может быть любая коммерческая организация независимо от формы собственности и осуществляемых ею на розничных рынках функций, удовлетворяющая следующим требованиям:
а) организация обеспечивает условия обслуживания покупателей электрической энергии, соответствующие определенным в конкурсной документации условиям, касающимся в том числе наличия обособленных подразделений для обслуживания покупателей электрической энергии (заключение договоров, осуществление расчетов и т.д.) или заключения с лицами, имеющими такие подразделения, договоров об обеспечении представления интересов данной организации на всей территории зоны деятельности гарантирующего поставщика. При этом количество соответствующих подразделений должно быть достаточным для реализации покупателями своих обязанностей по оплате потребленной электрической энергии. Определенные в конкурсной документации условия обслуживания покупателей электрической энергии не могут быть менее благоприятными, чем условия обслуживания покупателей электрической энергии организацией, осуществляющей функции гарантирующего поставщика в текущий период;
в) собственный капитал организации составляет не менее 5 процентов среднемесячной стоимости электрической энергии (мощности), приобретаемой нарозничном рынке у гарантирующего поставщика, или заключен договор банковской гарантии либо договор страхования предпринимательских рисков указанной организации с суммой покрытия, аналогичной указанному размеру собственного капитала;
г) финансовое состояние организаций соответствует показателям финансового состояния согласно приложению N 1.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона об энергетике (в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ, действовавшей в рассматриваемый период) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия: контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения; установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.
В соответствии с Правилами N 530 вопросы присвоения и лишения статуса гарантирующего поставщика относятся к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из совокупности приведенных норм следует, что присвоение и лишение статуса гарантирующего поставщика является составной частью государственного регулирования и контроля в электроэнергетике и осуществляется постоянно.
На основании пункта 40 Правил N 530 в случае, если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 Основных положений организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки (за исключением случаев, когда такая организация осуществляет функции гарантирующего поставщика на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем либо на территории Амурской области, Приморского края, Хабаровского края, Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области), этаорганизация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 года. В противном случае она лишается статуса
гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 года.
Из данной нормы следует, что организация, не получившая право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 года, лишается статуса гарантирующего поставщика с 1 января 2010 года.
В соответствии с пунктом 55 Правил N 530 в случае лишения такой организации статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 настоящего документа территория, соответствующая зоне ее деятельности в качестве гарантирующего поставщика, решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, определенного в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 настоящего документа, с даты утраты (лишения) статуса гарантирующего поставщика указанной организацией.
Согласно письма Совета рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью от 26 октября 2012 N СР-02/12-5507 указано, что в случае если гарантирующим поставщиком, функционирующим на территории субъекта Российской Федерации, входящего в ценовую зону оптового рынка, указанных абзацах 3 и 4 пункта 198 Основных положений функционирования розничных рынков по состоянию на 31 декабря 2011 не обеспечено участие в торговле электрической энергии и мощностью на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то с 01 октября 2012 такой гарантирующий поставщик утрачивает статус гарантирующего поставщика, а зона его деятельности в качестве гарантирующего поставщика включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце 2 пункта 198 Основного положения. По состоянию на 31.12.2011 ОАО "ЮМЭК" не было обеспечено участие в торговле электрической энергии и мощностью на оптовом рынке по группе точек поставки соответствующим зонам деятельности в качестве гарантирующего поставщика.
Как установлено судом первой инстанции ОАО "ЮМЭК" не обеспечила участие в торговле электрической энергии и мощностью на оптовом рынке по группе точек поставки соответствующим зонам деятельности в качестве гарантирующего поставщика на территории.
Согласно статье 65 АПК РФ заявитель ОАО "ЮМЭК" не представил доказательств наличия законных оснований для получения статуса гарантирующего поставщика и выполнения условий соответствия организации установленным требованиям, поэтому оснований для удовлетворении заявленных требований общества не имеется.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ исследовав и оценив доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ РСТ от 29.10.2012 N 101-п/э соответствует требованиям законодательства и не нарушает права общества, оснований для признания его недействительным не имеется.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ОАО "ЮМЭК", изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.07.2013 по делу N А22-2582/2012.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.07.2013 по делу N А22-2582/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.