г. Хабаровск |
|
08 октября 2013 г. |
Дело N А04-3630/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнерчуком И.А.
при участии в заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области: Сутырина Марина Владимировна, представитель по доверенности от 26.12.2011;
от Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком": Сперидоненко Лидия Михайловна, представитель по доверенности от 30.03.2011 N 57/РТК;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области на решение от 14.07.2013 по делу N А04-3630/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Китаевым В.В.
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области
к Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
о взыскании 371 826,47 руб.
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН 1102801004712, ИНН 2801150690, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 154; далее - ТУ Росимущества, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пионерская, 40; далее - ОАО "Ростелеком", ответчик) о взыскании 137 460,87 руб. задолженности по арендной плате и пени 234 365,60 руб.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 13.08.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.03.2013 решение от 13.08.2012, постановление от 11.12.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.
При новом рассмотрении истец, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования просил взыскать 28 250,44 руб. из которых 3 579,04 руб. - задолженность по договору аренды от 09.09.2004 N 135а за период с 10.05.2009 по 31.01.2012 и 24 671,40 руб. - пени за период с 10.05.2009 по 31.01.2012.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 14.07.2013 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, ТУ Росимущества обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска с учетом уточнений.
В обоснование жалобы приводит доводы о не предоставлении ответчиком допустимых доказательств того, что на всех земельных участка, являющихся предметом договора аренды от 09.09.2004 N 135а расположены линейные объекты; суд посчитал установленными недоказанные обстоятельства, имеющие значение для дела, и не дал оценку доводам истца о разночтениях в технической документации, представленной ответчиком в отношении объектов ПРС-737, РРС-15737, различающихся по составу и году постройки; не предоставлении доказательств проведения государственной регистрации прав на РРС 15737, НУП 14 и НУП 15 в качестве линейно-кабельного сооружения связи ОАО "Ростелеком"; указывает, что в отношении списания объектов НУП 14 и НУП 15 ответчиком не оспаривался факт списания.
ОАО "Ростелеком" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик выразил несогласие с ней.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном посредством организации видеокнференц связи при содействии Арбитражного суда Амурской области представитель истца настаивал на доводах жалобы и отмене решения суда по основаниям, изложенных в жалобе.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Амурской области N 194 от 09.09.2004 в соответствии со статьями 9, 20, 36, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", письмом Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 24.02.2004 NАА-17/5111, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Ростелеком" земельными участками площадью 10 868 кв. м (кадастровый номер 28:21:010212:0001), расположенным по адресу Амурская область, Свободненский район, 62 км Шимановской трассы; площадью 231 кв. м. (кадастровый номер 28:21:011003:0005), расположенным по адресу Амурская область, Свободненский район, Юхта-3; площадью 271 кв. м. (кадастровый номер 28:21:010503:0025), расположенным по адресу Амурская область, Свободненский район, с. Н.-Бузули; указанные земельные участки переданы в аренду ОАО "Ростелеком" сроком на 10 лет (т.5, л.д. 46).
На основании указанного распоряжения 09.09.2004 между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Амурской области (в настоящее время - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области) (арендодатель) и ОАО "Ростелеком" (арендатор) заключен договор аренды указанных земельных участков N 135а, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду сроком на 10 лет земельные участки из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики: с кадастровым номером 28:21:010212:0001 для использование под РРС N15737, с кадастровым номером 28:21:011003:0005 для использования под НУП-15, с кадастровым номером 28:21:010503:0025 для использования под НУП-14 (т.1, л.д. 17-22).
По акту приема-передачи от 09.09.2004 арендатор принял земельные участки в аренду, 23.12.2004 договор был зарегистрирован в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 5.1 договора размер арендной платы за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 за участки составлял 3902,18 руб.
В пункте 5.3 стороны предусмотрели, что размер арендной платы пересматривается при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае определения арендной платы исходя из ставок земельного налога, установленного за такие земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). В случаях, установленных в настоящем пункте, и при изменении нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и сроки ее внесения, размер арендной платы исчисляется, а порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами.
Согласно кадастровых планов на земельные участки, они относятся полностью к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики (т.1, л.д. 32).
Право собственности Российской Федерации на земельные участки было зарегистрировано Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Амурской области 15.12.2004, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права 28АА 117400, 28АА 117398, 28АА 117399 с указанием их назначения как земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения (т.1, л.д. 33-35).
Письмом N 03/7396 от 10.12.2008 истец уведомил ответчика об увеличении размера арендной платы с 01.01.2009 на основании отчетов об оценке N122/08-33, N122/08-34, N122/08-35 по которым размер арендной платы на земельные участки в год составляет 48 758 руб., в месяц - 4 063,17 руб. (получено ответчиком 06.01.2009).
01.12.2011 истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить задолженность до 15.12.2011 по арендной плате за период с 01.01.2009 по 30.11.2011 в размере 129 692,21 руб., пене за период с 11.01.2009 по 30.11.2001 в размере 209 398,09 руб.
Неоплата явилось основанием для обращения ТУ Росимущества в Арбитражный суд Амурской области с настоящим иском.
При новом рассмотрении дела, истец, в связи с заявлением ответчика о применении срока исковой давности уточнил исковые требования, и просил взыскать задолженность по арендной плате за период с 10.05.2009 по 31.01.2012 в размере 3 579,04 руб., пени за указанный период 24 671,40 руб., всего 28 250,44 руб.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как отношения из договора аренды земельного участка, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК - РФ) об общих положениях о сделках, договорах, договоре аренды, а также положения земельного законодательства, регулирующего особенности аренды земельных участков.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды (статьи 606 и 614 Гражданского кодекса).
В соответствии с частями 2,4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, ЗК РФ) земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, обязанностью арендодателя является передача в пользование имущества (объекта аренды), в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества (пригодного для использования в целях аренды). Встречной обязанностью арендатора является своевременное и полное внесение арендной платы, размер которой установлен договором.
Исходя из предмета и основания иска, а также подлежащих применению норм материального права, в предмет исследования при рассмотрении иска о взыскании задолженности включается вопрос о правильности исчисления арендодателем размера арендной платы и наличие доказательств ее своевременной и полной уплаты арендатором.
В соответствии со статей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса).
В силу пункта 8 части 5 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки, предоставленные для нужд связи, ограничиваются в обороте.
В силу положений статьи 91 Земельного кодекса землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения; кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи; подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи.
Материалами дела установлено, и не оспаривается сторонами, что спорный земельный участок был предоставлен ОАО "Ростелеком"- организации, основной уставной целью деятельности которой является оказание услуг связи, под объекты связи- то есть для нужд связи и является ограниченным в обороте.
В данном деле спорным является вопрос определения размера арендной платы в отношении земельных участков.
Расчет истца основан на отчетах N 122/08-33, N 122/08-34, N 122/08-35 об определении рыночной ставки арендной платы за земельные участки, с чем не согласен ответчик, полагая, что размер арендной платы за спорными земельными участками должен быть определен в размере 2 процентов от кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" ( далее - Постановление N 582) к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 582, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления N 582, арендная плата за земельный участок рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, лишь в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 Правил.
При этом, в соответствии с пунктами "г,д" Постановления N 582 арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах: 1,5 процента в отношении: земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если: земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации; право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), представляющего собой норму федерального закона, устанавливающую предельные размеры арендной платы в отношении любых государственных и муниципальных земельных участков при сдаче их в аренду собственникам зданиям, строений и сооружений в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования на эти земельные участки, и являющуюся обязательной как для всех арендодателей, сдающих в аренду государственные и муниципальные земельные участки, так и для всех арендаторов, являющимся нормой права, носящей общеобязательный характер установлены регулируемые на государственном уровне ставки арендной платы а именно: два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; три десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полтора процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Принимая во внимание, что материалами дела установлен факт передачи в аренду земельного участка, ограниченного в обороте, в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования, в рассматриваемом случае законным является применение ставки арендной платы, исчисляемой в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, что соответствует подпункту "г", пункта 3 Постановления N 582 и пункту 2 статьи 3 Закона N 137.
Исходя из годового размера арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка за период с 01.01.2009 по 31.01.2012 размер арендной платы составляет 614,16 руб. Согласно расчету истца за период с 01.01.2009 по 31.01.2012 оплачено 12 518,80 руб., в связи с чем, задолженность ответчика перед истцом отсутствует.
Имеющий место в рамках рассмотрения настоящего дела спор относительно квалификации имущества ответчика, размещенного на земельных участках как "линии связи" с учетом изложенного и установленных обстоятельств относительно категории ограниченных в обороте земельных участков, переданных в порядке переоформления в аренду, правового значения, оказывающего влияния на принятое решение, не имеет.
Между тем, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) линии связи - это линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи; сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи ; линейно-кабельные сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи; пользовательское оборудование - технические средства, то есть совокупность определенных технических приборов и средств, при помощи которых осуществляется передача (перемещение) и (или) прием (получение) сигналов электросвязи, под которыми понимаются звуковые сообщения, проходящие по линям сетей электросвязи.
Таким образом, понятие линии связи определено через указание на объекты, которые относятся к линиям связи, а именно: линии передачи - сооружения линейного характера, через которые осуществляется передача информации от одного объекта к другому; физические цепи - сооружения, которые обеспечивают передачу информации по линиям передач; линейно-кабельные сооружения связи; объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.
Указанное позволяет сделать вывод, что деятельность по организации связи на определенной территории- это сложный технологический процесс, но в любом случае он был бы невозможен без организации и существования объектов (линий связи) связи, необходимых для функционирования сети связи организации связи и установки на них технических средств, при помощи которых осуществляется передача и прием сигналов электросвязи, под которыми понимаются звуковые сообщения, проходящие по линям сетей электросвязи.
Согласно пообъектового перечня зданий и сооружений Государственного предприятия связи "Ростелеком", включенных в уставный капитал акционерного общества открытого типа междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" по плану приватизации, утвержденному распоряжением Госкомимущества России от 27.08.1993 N 1507-р (том N1) в состав зданий и сооружений радиорелейных линий связи включены объекты, под порядковыми номерами 6.21 - 6.21.6. расположенные по адресу Амурская область. Свободненский район, ст. Ледяная.
Согласно паспорту на ЦРЛТ (цифровой радиорелейной системы цифровой иерархии) ПРС 15737 составной частью радиорелейной линии связи, в состав которой входит здание для установки технологического оборудования, антенно-мачтовое сооружение с размещенным на нем антенно-фидерным оборудованием, наружные вольтовые сети, что соответствует указанным выше характеристикам, позволяющим отнести указанный объект к линии связи.
Понятия, сформулированные в Законе N 126-ФЗ, безусловно не относят линию связи к линейно-кабельному сооружению связи, в связи с чем, доводы жалобы об отсутствии регистрации объектов связи ответчика как линейно-кабельных сооружений, признаются несостоятельными.
Так же, в письме N 55-у от 27.03.1996 Министерство связи Российской Федерации подтвердило, что в перечень имущества, относящегося к линиям связи, а также сооружениям, предназначенным для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов, входят радиорелейные линии связи с полным набором сооружений, технологического вспомогательного и измерительного оборудования.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения, что исключает удовлетворение апелляционной жалобы.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 14.07.2013 по делу N А04-3630/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3630/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области
Ответчик: ОАО "Ростелеком", ОАО "Ростелеком" в лице Амурского филиала
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6914/13
08.10.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4686/13
14.07.2013 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-3630/12
22.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-952/13
11.12.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5497/12
01.10.2012 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4876/12
13.08.2012 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-3630/12