г. Владивосток |
|
11 октября 2013 г. |
Дело N А51-17439/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, Администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-10611/2013, 05АП-10612/2013
на решение от 17.07.2013
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-17439/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Пригородное" (ИНН 2537094423, ОГРН 1122537003434, дата регистрации 20.07.2012)
к Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата регистрации 20.05.2009), Администрации г. Владивостока (ИНН2536216076, 2504001783, ОГРН1092536003812, 1022501302955, дата регистрации 12.12.2002)
о признании незаконным решения,
при участии:
от дачного некоммерческого товарищества "Пригородное": Кобляков М.В. по доверенности от 23.07.2012, срок действия 3 года;
от Администрации г. Владивостока: Фрейдун В.А. - главный специалист 1 разряда по доверенности N 1-3/2573 от 03.07.2013, срок действия до 31.12.2013;
от Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока: Фрейдун В.А. - главный специалист 1 разряда по доверенности N 27/1-1-1947 от 02.07.2013, срок действия до 31.12.2013;
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Пригородное" (далее по тексту - заявитель, товарищество, ДНТ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Владивостока (далее по тексту - администрация) от 19.04.2013 N 8313/20у об отказе в выдаче схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка ориентировочной площадью 1929 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Находкинская, 17, для целей, не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства, об обязании Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (далее по тексту - УГА, управление) принять решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка в течение пятнадцати дней со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2013 отказ администрации, оформленный письмом от 19.04.2013 N 8313/20у, признан незаконным. В целях восстановления нарушенного права арбитражный суд обязал управление в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу утвердить и выдать товариществу схему расположения земельного участка примерной площадью 1929 кв.м в районе ул. Находкинская, 17 в г. Владивостоке на кадастровом плане (карте) соответствующей территории для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация и УГА обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами. По мнению заявителей жалоб, судом не принято во внимание, что на спорном земельном участке предполагается устройство местного проезда к соседним участкам, в том числе и потому, что из письма УГА от 26.06.2013 N 27/2-4-1874 следует, что испрашиваемый земельный участок свободен от ограничений по красным линиям перспективного расширения автодороги. Администрация и управление обращают внимание коллегии на то, что существующие границы территорий общего пользования не всегда обозначаются в документах градостроительного планирования в качестве красных линий, что в свою очередь не свидетельствует об отсутствии у них статуса территорий общего пользования.
Все земельные участки вокруг испрашиваемого земельного участка сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет таким образом, что между ними имеется проход (проезд), позволяющий иметь беспрепятственный доступ к указанным земельным участкам со стороны автомобильных дорог.
Учитывая, что в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и отчуждению не подлежат, оспариваемый товариществом отказ не нарушает его прав и законных интересов, так как заявитель не лишен возможности откорректировать и предоставить в орган местного самоуправления схему расположения земельного участка, исключив участок, на котором расположен местный проезд.
На основании изложенных доводов УГА и администрация просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Товарищество по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
13.02.2013 товарищество направило в адрес департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - департамент) заявление о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка приблизительной площадью 2200 кв.м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Находкинская, д. 17, для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства.
12.03.2013 департамент направил в адрес главы г. Владивостока письмо N 20/03/02-13/4175 об утверждении схемы расположения земельного участка, приложив к нему, копию заявления (N 20-6317), копию обзорной схемы земельного участка, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копию свидетельства ИНН, копию протокола N 1 общего собрания граждан - учредителей ДНТ, копию протокола общего собрания членов ДНТ, копию сведений, внесенные в ЕГРЮЛ, копию доверенности представителя.
19.03.2013 ДНТ обратилось в УГА с заявлением, приложив к нему документы: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) в текстовом варианте, с приложением ситуационного плана земельного участка, и каталогом координат вершин, все документы в 4-х экземплярах; схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) на электронном носителе (на диске); КПТ на электронном носителе (диск); топосъемку земельного участка (оригинал) с каталогом геодезических данных участка, в 1-м экземпляре; копию распечатки страницы сайта www.nalog.ru с публикацией сведений из ЕГРЮЛ в отношении ДНТ.
19.04.2013 администрацией письмом за N 8313/20 возвращено без рассмотрения заявление ДНТ на том основании, что на испрашиваемом земельном участке находится проезд общего пользования, в связи с чем утверждение предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане указанной территории не представляется возможным.
Не согласившись с данным решением, посчитав его нарушающим его права и законные интересы, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 2 которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
По правилам пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
По отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам применяется Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N 66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Из материалов дела усматривается, что товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства в районе ул. Находкинская, 17 в г. Владивостоке, которое было направлено в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения спорного земельного участка.
Рассмотрев указанное заявление, администрация посчитала, что основания для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка отсутствуют, поскольку в границах формируемого земельного участка имеются территории общего пользования.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у администрации отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения в силу следующего.
Пунктом 2.3 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 (далее по тексту - Регламент N 1596), предусмотрено, что результатом предоставления услуги является: 1) издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; 2) отказ в предоставлении услуги.
Согласно пункту 2.8 Регламента N 1596 основаниями для отказа в предоставлении услуги являются: 1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; 2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не являлись основанием вынесения оспариваемого отказа.
Напротив, согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, земельный участок в районе ул. Находкинская, д. 17, испрашиваемый ДНТ, расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4). Градостроительными регламентами, утвержденными для данной территориальной зоны, в ней допускается ведение садоводства и дачного хозяйства (статья 25.1).
Из письма УГА от 26.06.2013 N 27/2-4-1874 следует, что по части спорного участка только планируется устройство местного проезда к соседним участкам. Доказательств того, что кто-либо из соседних со спорным земельным участком землепользователей обращался с заявлением об устройстве проезда администрацией и управлением не представлено. При этом управление указало, что земельный участок свободен от ограничений по красным линиям перспективного расширения автодороги.
Таким образом, материалами дела не подтверждается наличие территорий общего пользования в границах участка, испрашиваемого товариществом.
Указание администрации на то, что товарищество фактически исполнило оспариваемый отказ, поскольку уточнило границы земельного участка, исключив территорию проезда, и повторно обратилось с заявлением об утверждении схемы земельного участка, получив отказ, законность и обоснованность которого является предметом спора по делу N А51-25197/2013, по мнению апелляционной коллегии, не свидетельствует о законности отказа, изложенного в письме от 19.04.2013 N 8313/20у, по основанию наличия в границах испрашиваемого земельного участка территорий общего пользования.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно пункту 3.5 Регламента N 1596 проверка схем расположения границ земельных участков с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории, проверка наличия ограничений, красных линий отнесены к компетенции УГА.
С учетом данной нормы коллегия приходит к выводу о том, что, получив от товарищества проект схемы расположения, орган местного самоуправления обязан был откорректировать его, в том числе с учетом требований пункта 12.43 постановления главы города Владивостока от 10.02.2011 N 111. Доказательства того, что такая корректировка имела место, и что ДНТ предлагались какие-либо варианты формирования земельного участка, в том числе на земельном участке меньшей площадью либо иной конфигурации, от которых он отказался, администрацией не представлено.
Коллегия также учитывает, что добровольное представление заявителем проекта схемы расположения земельного участка не влечет правовых последствий в виде передачи обязанности по формированию земельного участка от органа местного самоуправления к заявителю, поскольку такая передача не предусмотрена нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно указал, что само по себе наличие проездов и проходов общего пользования не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку органом, уполномоченным по распоряжению земельными участками на территории г. Владивостока, право собственности на которые не разграничено, является департамент, которым и будет решаться вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка при наличии установленных управлением ограничений, отраженных в утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка в установленном порядке с соблюдением принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, обеспечения заблаговременной публикации сведений о предоставлении земельного участка в аренду.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, а также корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ администрации не соответствует Земельному кодексу РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно на основании части 4 статьи 201 АПК РФ признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание УГА утвердить и выдать ДНТ схему расположения земельного участка.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2013 по делу N А51-17439/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17439/2013
Истец: дачное неккомерческое товарищество "Пригородное", дачное некоммерческое товарищество "Пригородное"
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление Градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока