г. Чита |
|
11 октября 2013 г. |
Дело N А78-523/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Ячменёва Г.Г., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 июня 2013 года по делу N А78-523/2013 по заявлению Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края (ОГРН 1027501067769, ИНН 7530006843) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о признании незаконным решения от 18.10.2012 N72/12-22685 "об отказе во внесении в Единый государственный реестр сведений о ранее учтенном объекте капитального строительства";
о внесении в государственный кадастр недвижимости сведения об объекте недвижимости - Часть здания общественно-торгового центра 4 "А" микрорайона, расположенной по адресу: Забайкальский край, г.Краснокаменск, проспект Ветеранов, дом 13, общей площадью 1732,3 кв.м.;
о выдаче кадастрового паспорта объекта недвижимости - Часть здания общественно-торгового центра 4 "А" микрорайона, расположенной по адресу: Забайкальский край, г.Краснокаменск, проспект Ветеранов, дом 13, общей площадью 1732,3 кв.м.;
об обязании выдать кадастровые паспорта на Части здания общественно-торгового центра 4 "А" микрорайона, расположенной по адресу: Забайкальский край, г.Краснокаменск, проспект Ветеранов, дом 13, с указанием площадей, передаваемых в аренду: 202,6 кв.м. и 29,0 кв.м.,
третьи лица: индивидуальный предприниматель Хамраев Александр Сергеевич (ОГРН 311753001900038, ИНН 753001107779), индивидуальный предприниматель Ануфриев Артем Вячеславович (ОГРН 311753033500060, ИНН 753006505406),
(суд первой инстанции: судья Красько Б.В.),
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края - Федосеева Г.В., представителя по доверенности от 14.05.2013;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Дандаровой С.Б., представителя по доверенности от 25.02.2013;
от третьего лица: индивидуального предпринимателя Хамраева Александра Сергеевича - не явился, извещен;
от третьего лица: индивидуального предпринимателя Ануфриева Артема Вячеславовича - не явился, извещен,
установил:
Администрация муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" (далее - заявитель или Администрация) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю (далее - заинтересованное лицо или Кадастровая палата) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения Кадастровой палаты от 18.10.2012 N 72/12-22685 "об отказе во внесении в Единый государственный реестр сведений о ранее учтенном объекте капитального строительства"; внесении в государственный кадастр недвижимости сведения об объекте недвижимости - Часть здания общественно-торгового центра 4 "А" микрорайона, расположенной по адресу: Забайкальский край, г.Краснокаменск, проспект Ветеранов, дом 13, общей площадью 1732,3 кв.м.; выдаче кадастрового паспорта объекта недвижимости - Часть здания общественно-торгового центра 4 "А" микрорайона, расположенной по адресу: Забайкальский край, г.Краснокаменск, проспект Ветеранов, дом 13, общей площадью 1732,3 кв.м.; обязании Кадастровой палаты выдать кадастровые паспорта на Части здания общественно-торгового центра 4 "А" микрорайона, расположенной по адресу: Забайкальский край, г.Краснокаменск, проспект Ветеранов, дом 13, с указанием площадей, передаваемых в аренду: 202,6 кв.м. и 29,0 кв.м. соответственно.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 03 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что нет оснований считать, что кадастровая палата допустила незаконное действие в виде отказа в осуществлении государственного учета и выдачи кадастрового паспорта на объект недвижимости - Часть здания общественно-торгового центра 4 "А" микрорайона.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
Из апелляционной жалобы следует, что при рассмотрении дела заявителем было доказано как несоответствие принятого кадастровой палатой решения действующему законодательству Российской Федерации, так и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Кадастровая палата и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 14 августа 2013 года был объявлен перерыв до 12 часов 15 минут 21 августа 2013 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В связи с длительным отсутствием судья Желтоухов Е.В. распоряжением заместителя председателя Четвертого арбитражного суда был заменен на судью Рылова Д.Н. в составе судей, рассматривающих дело, рассмотрение дела в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей Администрации и Кадастровой палаты, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что в собственности муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края находится объект недвижимости - Часть здания общественно-торгового центра 4 "А" микрорайона, общей площадью 1732,3 кв. м, расположенная по адресу: Забайкальский край, г. Краснокаменск, проспект Ветеранов, 13, назначение: часть нежилого здания. Согласно свидетельству о государственной регистрации от 16.07.2011 право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю 28.06.2007 за номером 75-75-11/007/2007-047.
В целях эффективности использования вышеуказанного объекта недвижимости и увеличения доходной части бюджета муниципального района с соблюдением требований Приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ ФАС), был проведен аукцион на право заключения договоров аренды на части вышеуказанного объекта недвижимости площадью 202,6 кв. м. и 29,0 кв. м. Победителями аукциона стали предприниматель Хамраев Александр Сергеевич, площадь 202,6 кв. м и предприниматель Ануфриев Артем Вячеславович, площадь 29,0 кв. м.
04 октября 2012 года представителем заявителя Кирилловой Е.В. было подано заявление о внесении в Единый государственный реестр сведений о ранее учтенном здании, расположенном по адресу: Забайкальский край, Краснокаменский район, г. Краснокаменск, пр-кт Ветеранов, д. 13. В качестве документов прилагаемых к заявлению представлены доверенность от 15.04.2010 N 1149, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 21.02.2011 N В 08380, повторное свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2011 N 290673, технический паспорт от 11.04.2006.
Кадастровой палатой было принято решение от 18.10.2012 N 75/12-22685 "об отказе во внесении в Единый государственный реестр сведений о ранее учтенном объекте капитального строительства" (далее - решение кадастровой палаты) на основании подпункта 1 пункта 70 "Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства", утвержденного приказом Минэкономразвития России N 577 от 14.10.2011 (далее - Порядок).
Причиной отказа явилось то, что объект недвижимости не является объектом учета, государственный учет которого осуществляется в соответствии с вышеуказанным Порядком.
Администрация, ссылаясь на незаконность отказа Кадастровой палаты во внесении в Единый государственный реестр сведений о ранее учтенном объекте капитального строительства, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Администрацией требований, исходя из следующего.
Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10 и от 5 июля 2011 года N 651/11.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что требования Администрации могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения Кадастровой палаты закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов Администрации таким ненормативным правовым актом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Администрации удовлетворению не подлежат.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулирует Закон о государственном кадастре (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона о государственном кадастре в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).
Согласно части 1 статьи 3 Закона о государственном кадастре, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" с 01 марта 2009 года функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно пункту 1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до 01 января 2013 года устанавливается переходный период применения указанного Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - переходный период).
Согласно пункту 2 статьи 43 в переходный период положения указанного Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи (пункт 2.1 статьи 43).
Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (пункт 2.2 статьи 43).
В соответствии с частью 2.2 статьи 43 Закона о государственном кадастре приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 октября 2011 года N 577 (далее - Приказ) утвержден Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - Порядок учета). Порядок учета вводится в действие на территории Российской Федерации поэтапно (пункт 2 Приказа).
Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577 в Забайкальском крае введен с 01 апреля 2012 года.
Пунктом 1 Порядка учета предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает правила осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты учета) в переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета указанных объектов учета.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе, если принятие такого решения допускается в соответствии с пунктом 70 Порядка (пункт 69).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 70 Порядка учета орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного учета в случае, если имущество, о государственном учете которого представлено заявление, не является объектом учета, государственный учет которого осуществляется в соответствии с Порядком.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, при поступлении в орган кадастрового учета соответствующего заявления и технических планов, содержащих сведения о частях объектов учета, в осуществлении государственного учета таких частей должно быть отказано в соответствии с подпунктом 1 пункта 70 Порядка учета (имущество, о государственном учете которого представлено заявление, не является объектом учета, государственный учет которого осуществляется в соответствии с Порядком учета).
Относительно доводов заявителя со ссылкой на положения статьи 45 Закона о государственном кадастре суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу положений статьи 43 положения статьи 45 при осуществлении кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период не применяются.
С учетом указанного оспариваемое решение соответствует Закону о государственном кадастре и Порядку учета и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о необходимости отказа заявителю в удовлетворении требований в полном объеме.
При изложенных фактических обстоятельствах дела и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 июня 2013 года по делу N А78-523/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Ячменёв Г.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-523/2013
Истец: Администрация муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю
Третье лицо: Ануфриев Артем Вячеславович, Хамраев Александр Сергеевич