г. Челябинск |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А47-877/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Логиновских Л.Л., Вяткина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпикалевой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Уральская Сталь" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.07.2013 по делу N А47-877/2013 (судья Бочарова О.В.).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к открытому акционерному обществу "Уральская Сталь" (далее - ОАО "Уральская Сталь", ответчик) с исковым заявлением о взыскании 379 596 руб. 79 коп. платы за пользование вагонами на железнодорожных путях необщего пользования по договору N 6/11 от 21.05.2008 (т. 1, л.д. 7-8).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.07.2013 исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины - 10 591 руб. 93 коп. (т. 4, л.д. 36-41).
В апелляционной жалобе ОАО "Уральская Сталь" просило решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (т. 4, л.д. 47-52).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО "Уральская Сталь" ссылалось на то, что плата за пользование вагонами не может взиматься за период времени, превышающий 24 часа, установленные законом. В таком случае подлежит взысканию штраф в соответствии со ст. 62, 99, 100, 101 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ). Кроме того, суд первой инстанции не дал оценки доводам ответчика, изложенным в отзыве на исковое заявление, о злоупотреблении со стороны истца правом в виде не уведомления ответчика о привлечении спорных вагонов ОАО "РЖД" по договору с третьим лицом, что и повлияло на увеличение времени их нахождения на пути необщего пользования. Полагает, что акты общей формы и ведомости подачи и уборки вагонов неправомерно приняты судом первой инстанции в качестве доказательств по делу, поскольку о составлении актов общей формы представители ответчика уведомлены не были, при их составлении не участвовали. Считает необоснованной ссылку суда на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6424 от 18.10.2012, поскольку предметы исковых требований указанного и настоящего дела отличаются. Полагает неверным вывод суда первой инстанции о том, что все вагоны принадлежат истцу на основании договора N 18 от 26.01.2012, так как вагоны 61251468, 23819873, 68103712 не передавались по указанному договору перевозчику. Представленные истцом справки в отношении указанных вагонов не являются первичными документами.
ОАО "РЖД" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Также истец в отзыве пояснил, что вагоны ОАО "ВГК" принадлежат истцу на основании договора N 18 от 26.01.2012, что подтверждается актами приема-передачи вагонов. Полагает, что истец на основании ст. 62 УЖТ РФ правомерно заявил требования о взыскании платы за пользование вагонами. Доказательств злоупотребления со стороны истца правом с целью причинить вред ответчику, последний в материалы дела не представил. Ведомости подачи и уборки вагонов, являются расчетными документами, в которые внесены данные из двусторонне подписанных первичных документов - памяток приемосдатчика.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного между сторонами договора N 6/11 от 21.05.2008 (т. 1, л.д. 13-20) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Новотроицк Южно-уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в феврале 2012 года на железнодорожном пути необщего пользования ответчика под грузовыми операциями находились вагоны, принадлежащие истцу на основании договора N 18 от 26.01.2012 (т. 1, л.д. 21-28) между ОАО "РЖД" и ОАО "ВГК", то есть вагоны собственные привлеченные (ВСП).
Согласно пункту 8 договора (в редакции дополнительного соглашения N 3 от 07.04.2099) сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути станции Новотроицк с N 2 по N 7 и с N 11 по N 17, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
Вагоны, принятые владельцем на выставочных путях станции Новотроицк, должны быть убраны не позднее чем через два часа.
Владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, установленную Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, утвержденными постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12, зарегистрированного в Минюсте 08.08.2002 N 3678 (далее - Тарифное руководство N 2) за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользовании, и за время задержки их подачи или приема, как на станции назначения, так и в пути следования согласно правил перевозки грузов, по причинам, зависящим от владельца. Время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдаче их перевозчику на основании памятки приемосдатчика (пункт 19 "б" договора).
В пункте 21.5 договора сторонами определено, что при задержке уборки вагонов с путей станции Новотроицк с N 2 по N 17 по причинам, зависящим от владельца, перевозчик составляет акт общей формы для начисления платы за пользование в соответствии с пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
В пункте 11 и 12 Тарифного руководства N 2 (т. 1 л.д. 73-78) указано, что при задержке вагонов на железнодорожных путях общего пользования по вине грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, а также за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Во исполнение условий договора в феврале 2012 года истец оказал услуги по предоставлению вагонов привлеченного парка для перевозок грузов. Вагоны подавались на путь необщего пользования, принадлежащий ответчику, для выполнения грузовых операций по выгрузке.
В связи с допущенной владельцем задержкой вагонов на выставочных путях станции Новотроицк сверх установленного договором срока за февраль 2012 года общество "РЖД" начислило плату за пользование вагонами в сумме 379 596 руб. 79 коп. по ведомостям подачи и уборки вагонов N 026877, N 026890, N 026894 и N 031897, составленным на основании памяток приемосдатчика (т. 1, л.д. 37-62).
Неисполнение ответчиком обязательства по добровольному внесению платы за пользование вагонами послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что факт допущения ответчиком задержки вагонов на выставочных путях станции Новотроицк сверх установленного договором срока подтвержден материалами дела, ответчик доказательств внесения соответствующей платы не представил.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.
Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статья 2 УЖТ РФ определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Статьей 34 УЖТ РФ предусмотрено, что перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В соответствии со ст. 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 УЖТ РФ).
Согласно ст. 62 УЖТ РФ вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
Владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.
Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
В случае обслуживания грузоотправителей, грузополучателей локомотивами, принадлежащими владельцам железнодорожных путей необщего пользования, операции по передаче вагонов выполняются между перевозчиками и владельцами железнодорожных путей необщего пользования. Владельцы железнодорожных путей необщего пользования вступают в эти отношения на основании полномочий, переданных им грузоотправителями, грузополучателями в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При получении полномочий владелец железнодорожного пути необщего пользования обязан предоставить перевозчику доверенность, выданную грузоотправителем, грузополучателем.
Грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели без разрешения владельцев не вправе использовать вагоны, контейнеры для перевозок грузов. За несоблюдение указанных требований виновная сторона несет ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
Пунктом 21.5 договора N 6/11 от 21.05.2008 установлена ответственность за несвоевременную уборку вагонов с выставочных путей, являющихся не путями необщего пользования, а приемо-отправочными путями общей магистрали ОАО "РЖД" (неисполнение пункта 8 договора) (задержка уборки вагонов по причинам, зависящим от владельца) в виде - платы за пользование вагонами (ответственность приравнена к плате за пользование вагонами).
Согласно пункту 21.5 договора составляется акт общей формы для начисления платы за пользование вагонами в соответствии с п.п. 11, 12 Тарифного руководства N 2.
В соответствии с п. 19 "б" договора ответчик уплачивает истцу плату за пользование вагонами, установленную Тарифным руководством N 2 за время задержки приема вагонов на станции назначения по причинам, зависящим от ответчика.
Факт задержки вагонов на путях необщего пользования подтвержден ведомостями подачи и уборки вагонов N 026877, N 026890, N 026894 и N 031897, памятками приемосдатчика и актами общей формы (т. 1, л.д. 37-62, 63).
Ответчик в свою очередь доказательств внесения платы за сверхнормативный простой вагонов на путях необщего пользования в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика 379 596 руб. 79 коп. платы за пользование вагонами на железнодорожных путях необщего пользования по договору N 6/11 от 21.05.2008 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Довод ответчика о том, что плата за пользование вагонами не может взиматься за период времени, превышающий 24 часа, установленные законом, подлежит отклонению судом апелляционной как противоречащий положениям с. 39, 62, 99, 100 УЖТ РФ.
Пунктом 3 Порядка расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правилами их применения, утвержденными приказом ФСТ РФ от 27.12.2011 N 444-т/4 (далее - Порядок N 444-т/4), установлено, что за время нахождения вагонов привлеченного парка у грузополучателей, они вносят ОАО "РЖД" плату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2 для вагонов общего парка.
Согласно пункту 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железной дороге плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Стороны установили в договоре, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, установленную тарифным руководством N 2 за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования.
Время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента возвращения их на железнодорожные вставочные пути и сдаче их перевозчику на основании памятки приемосдатчика (п. 19 "б" договора).
Утверждение заявителя о злоупотреблении со стороны истца правом в виде не уведомления ответчика о привлечении спорных вагонов ОАО "РЖД" по договору с третьим лицом, что и повлияло на увеличение времени их нахождения на пути необщего пользования, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку сам факт принадлежности вагонов какой-либо организации не влияет на срок нахождения вагонов на путях необщего пользования.
Кроме того, неуведомление ответчика о принадлежности вагонов, не является основанием для освобождения его от обязанности по внесению платы за пользование вагонами в порядке статьи 401 ГК РФ.
Довод ответчика о том, что акты общей формы и ведомости подачи и уборки вагонов неправомерно приняты судом первой инстанции в качестве доказательств по делу, поскольку о составлении актов общей формы представители ответчика уведомлены не были, при их составлении не участвовали, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В подтверждение факта пользования вагонами в дело представлены памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, согласно которым плата составила 379 596 руб. 79 коп.
Между истцом и ответчиком имеется договор об электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Ведомости подачи и уборки вагонов N 026877, N 026890, N 026894 и N 031897 направлялись ответчику в электронном виде.
Истцом обоснованно на актах общей формы N 2/21-ЛАФТО от 30.03.2012, N 2/23-ЛАФТО от 05.04.2012 сделана отметка об отказе представителя ответчика от подписания ведомостей подачи и уборки вагонов.
Ответчик не доказал факт непредъявления истцом работникам ответчика актов общей формы на подпись, истцом предоставлены доказательства вручения ответчику актов общей формы.
Утверждение заявителя о необоснованности ссылки суда на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6424 от 18.10.2012, поскольку предметы исковых требований указанного и настоящего дела отличаются, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, так как Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении N 6424/12 от 18.10.2012, дав правовую оценку условиям договора, заключенного между сторонами N 6/11 от 21.05.2008, указал, что ни законодательством Российской Федерации, ни вышеуказанным договором, не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику (ОАО РЖД), за время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцам пути необщего пользования.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что не все вагоны принадлежат истцу на основании договора N 18 от 26.01.2012, так как вагоны 61251468, 23819873, 68103712 не передавались по указанному договору перевозчику, а представленные истцом справки в отношении указанных вагонов не являются первичными документами, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной в виду следующего.
Из материалов дела усматривается, что между ОАО "ВГК" и ОАО "РЖД" 26.01.2012 заключен договор N 18 о привлечении вагонов ОАО "ВГК", за что ОАО "РЖД" уплачивает ОАО "ВГК" определенную договором плату.
Таким образом, все рассматриваемые по данному делу привлеченные вагоны (ВСП) принадлежат ОАО "РЖД" на основании представленных истцом в материалы дела договора N 18 от 26.01.2012 и актов приема-передачи вагонов, в которых содержатся номера всех привлеченных вагонов, по которым начислена плата по ведомостям подачи и уборки вагонов N 026877, N 026890, N 026894 и N031897.
Согласно Приказу N 35 от 28.03.2002 об утверждении Правил приписки железнодорожного подвижного состава, каждый вагон имеет станцию приписки.
Пунктом 3 Порядка расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правилами их применения, утвержденными приказом ФСТ РФ от 27.12.2011 N 444-т/4, установлено, что за время нахождения вагонов привлеченного парка у грузополучателей, они вносят ОАО "РЖД" плату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2 для вагонов общего парка.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 N 1051 "О порядке привлечения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе" (далее - Постановление N 1051), истцу предписано обеспечить для перевозки грузов привлечение на срок до 31.12.2012 в аренду полувагонов, находящихся в собственности или ином законном основании у ОАО "ВГК".
Пунктом 2 Постановления N 1051 установлено, что использование привлеченных полувагонов для перевозки грузов осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка ОАО "РЖД".
Согласно п. 3.4 Указания Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27.03.2000 N Д-720у "Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами" (далее - Указания N Д-720у), в графе "принадлежность вагона" указывается сокращенное наименование (мнемокод) собственника вагона или контейнера. Порядок сокращений собственников вагонов или контейнеров приведен в таблице 2.
Таблицей N 2 предусмотрено пять видов сокращенного наименования (мнемокодов) собственника вагонов: "ЖДА", "СОБ", "АРС", "АВН", "НРП". Мнемокод "ЖДА" означает принадлежность вагонов всем железнодорожным администрациям, СОБ - собственные вагоны, номера которых начинаются с цифры 5.
При оформлении памяток приемосдатчика на спорные вагоны, в графе: "Принадлежность вагона" был проставлен мнемокод "СОБ", как предписано вышеуказанным Указанием N Д-720у.
Вместе с тем, требований проставлять мнемокод "ВСП" в графе: "Принадлежность вагона" данным Указанием не предусмотрено.
Соответственно, довод ответчика о том, что в памятках приемосдатчика и ведомостях подачи и уборки вагонов отсутствуют указания на то, что данные вагоны принадлежат перевозчику и что в графе: "Принадлежность вагона" не указан мнемокод "ВСП" является неправомерным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.07.2013 по делу N А47-877/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Уральская Сталь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
Л.Л. Логиновских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-877/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги", Филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Южно-Уральская железная дорога
Ответчик: ОАО "Уральская Сталь"