г. Воронеж |
|
11 октября 2013 г. |
Дело N А64-3464/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Поротикова А.И.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от ТОГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Татановский детский дом": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 по делу N А64-3464/2013 (судья Белоусов И.И.) по иску Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240, 392000) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176), третье лицо: ТОГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Татановский детский дом" о признании права государственной собственности субъекта Российской федерации - Тамбовской области на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ТУ Росимущества в Тамбовской области, ответчик) о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок кадастровый (или условный номер) объекта 68:20:2901004:8, назначение: земли населенных пунктов - вид разрешенного использования - для размещения детского дома, площадь объекта: 11 871кв.м., адрес (местоположение) объекта: Россия, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Татаново, ул. Ленина, д.342.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ТОГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Татановский детский дом" (третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества в Тамбовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, ТУ Росимущества в Тамбовской области, ТОГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Татановский детский дом" не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеуказанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, ТОГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Татановский детский дом" поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых истец и третье лицо возражали против доводов апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.10.2009 по делу N А64-3764/2009 признано право государственной собственности субъекта Российской Федерации Тамбовской области на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, село Татаново, ул. Ленина, 342:
1. учебный корпус, литера Б, б, б1, назначение: нежилое, этажность: 1, общей площадью 303,2 кв.м., инвентарный номер: 1474/Б/28;
2. спальный корпус со столовой, литера А, А1, а, назначение: нежилое, этажность: 1-2, общей площадью 1 303,9 кв.м., инвентарный номер: 1474/А/28;
3. гараж, литера В, назначение: нежилое, этажность: 1, общей площадью 90,2 кв.м., инвентарный номер: 1474/В/28;
4. хозяйственный корпус с дымовой трубой, литера Г, назначение: нежилое, этажность: 1, общей площадью 4 125 кв.м., инвентарный номер: 1474/Г/28;
5. сарай-гараж с гаражом, литера Д, Д1, назначение: нежилое, этажность: 1, общей площадью 223,4 кв.м., инвентарный номер: 1474/Д/28;
6. уборная, литера Ж, назначение: нежилое, этажность: 1, общей площадью 6,0 кв.м., инвентарный номер: 1474/Ж/28;
7. трансформаторная подстанция, литера Е, назначение: иное, площадью застройки: 5,1 кв.м., метал., инвентарный номер: 1474/Е/28;
8. водонапорная башня, литера 1, назначение: иное, площадью застройки 1,0 кв.м., метал., объем 25м3, высота 16-м, инвентарный номер: 1474/1/28.
В установленном законом порядке была осуществлена государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.03.2010, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке кадастровый (или условный номер) объекта 68:20:2901004:8, назначение: земли населенных пунктов - вид разрешенного использования - для размещения детского дома, площадь объекта: 11 871 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Россия, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Татаново, ул. Ленина, д. 342, находящегося в собственности Российской Федерации согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 68 АА 198241 от 23.04.2003.
Ссылаясь на то, что приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на спорный земельный участок, на котором расположено данное имущество, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (в ред. Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности (в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ)
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно абзацу 5 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, в связи с приобретением субъектом Российской Федерации - Тамбовской области права собственности на объекты недвижимости, передаче в собственность субъекта Российской Федерации подлежит и спорный земельный участок, необходимый для использования указанных объектов недвижимости, поскольку, указанное имущество используется для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Данная позиция находит свое подтверждение в судебной практике (постановление Федерального арбитражного Суда Центрального округа от 02.08.2012 по делу N А35-8393/2011, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-14475/12 от 19.11.2012).
Ссылка ответчика на несоблюдение истцом административного порядка передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку предусмотренный статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации не является досудебным порядком урегулирования спора по смыслу процессуального законодательства.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, способами предусмотренными законом, в том числе, путем признания права. Лицо, считающее, себя собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. Решение суда об удовлетворении требования о признании права собственности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом области, утвержденном постановлением Администрации Тамбовской области от 14.03.2006 N 226, Комитет вправе обращаться в суд с исками в защиту имущественных интересов Тамбовской области.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступивший в законную силу судебный акт является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле. Наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, опровергаются вышеизложенными выводами суда первой инстанции и не влияют на правильность вынесенного судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 по делу N А64-3464/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3464/2013
Истец: Комитет по управлению имуществом по Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области
Третье лицо: ТОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Татановский детский дом", ТОГБУ для детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей "Татановский детский дом"