г.Москва |
|
08 октября 2013 г. |
А40-67933/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Пронникова Е.В., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЗАО "СИРАКУЗЫ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15 июля 2013 по делу N А40-67933/2013 судьи Кузина М.М. (149-664)
по заявлению ЗАО "СИРАКУЗЫ" (ОГРН 1027739111278, 119019, г.Москва, ул. Арбат, дом 1)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Кравченко К.В. по дов. от 29.05.2013; |
от ответчика: |
Кузяев К.В. по дов. от 19.11.2012, N 05-08-4270/12; |
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "СИРАКУЗЫ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 20.05.2013 N 0606-22/2013-3 о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Решением от 15.07.2013 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества события и состава вменяемого ему правонарушения, с учетом соблюдения ответчиком порядка и процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции, поскольку в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого административного нарушения.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика с решением суда первой инстанции согласен, доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию по делу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 21.01.2013 N 0603-22/2013 Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы в период с 05.02.2013 по 01.03.2013 проведена плановая выездная проверка соблюдения ЗАО "СИРАКУЗЫ" требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки административным органом выявлены и отражены в акте проверки от 01.03.2013 N 0606-22/2013 следующие нарушения: отсутствует профессиональная подготовка лиц ЗАО "СИРАКУЗЫ" ответственных за природоохранную деятельность и подготовка лиц, которые допущены к обращению с отходами I - V класса опасности, подтвержденные свидетельствами (сертификатами).
ЗАО "СИРАКУЗЫ" в рамках проведения плановой проверки представлены документы, подтверждающие факт обращения с отходами производства и потребления за 2011 год в результате деятельности по адресу: 119019, г.Москва, ул.Арбат, д.1.
20.05.2013 при участии представителя ЗАО "СИРАКУЗЫ" вынесено постановление о назначении административного наказания N 0606-22/2013-3 по ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с целью защиты и восстановления нарушенного административным органом права.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Вмененное Обществу нарушение требований ст. 8.2 КоАП РФ обусловлено несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействия на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно положениям ст. 64 Закона об охране окружающей среды контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из положений ст. 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В свою очередь, положениями Закона об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В силу положений ст. 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона об отходах производства и потребления лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Факт нарушения Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего природоохранного законодательства, выразившихся в отсутствие в штате сотрудников у которых имеется профессиональная подготовка, подтвержденная свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - V класса опасности.
В апелляционной жалобе Общество указывает на отсутствие данного нарушения со ссылкой на договор N Ф 15-30/00007-13 от 01 января 2012 года и дополнительное соглашение N 1 от 01 января 2013 года к Договору N Ф 15-30/00007-13 от 01 января 2013 года, заключенного между ООО "ПСН Проперта Менеджмент" и заявителем об оказании комплекса услуг по организации природоохранных мероприятий и соблюдению экологических требований последнему, а также на приказ ЗАО "СИРАКУЗЫ", которым работник ООО "ПСН ПМ" - Кузьмина Галина Александровна, является ответственным за природоохранные мероприятия на территории заявителя.
Вместе с тем доказательств того, что заявитель вступал в трудовые отношения с Кузьминой Г.А., не представлено.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 15 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности с надлежащей профессиональной подготовкой и наличием соответствующего свидетельства (сертификата) несет соответствующее должностное лицо организации.
В силу положений ст.20 Трудового кодекса РФ работником является одна из сторон трудовых отношений. Следовательно, лицо, которое допущено к обращению с отходами I - IV класса опасности, должно иметь надлежащую профессиональную подготовку и состоять с обществом в трудовых отношениях
Таким образом, закрытым акционерным обществом "СИРАКУЗЫ" при осуществлении хозяйственной деятельности, по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 1 допущен несоблюдение экологических требований и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления ответчика действующему законодательству, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований является правомерным.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15 июля 2013 по делу N А40-67933/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67933/2013
Истец: ЗАО "СИРАКУЗЫ"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы