г. Пермь |
|
16 октября 2013 г. |
Дело N А71-5662/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Группа компаний "Аквафонд" (ИНН 1841012310, ОГРН 1101841004418) - не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010) - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 августа 2013 года
по делу N А71-5662/2013,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
по заявлению ООО "Группа компаний "Аквафонд"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
о об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) пенсионного фонда,
установил:
ООО "Группа компаний "Аквафонд" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от 25.04.2013 N 01903513РК001188 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает, что из буквального содержания пп.1 п.4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ следует, что условием освобождения от ответственности при предъявлении уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с суммами страховых взносов, доначисленных к уплате, после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае, если до предъявления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени. Соответственно, при невыполнении данного условия в полном объеме (при неуплате вместе с суммой недоимки по страховым взносам соответствующей суммы пени) ответственность наступает за нарушение, предусмотренное п.1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без участия представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики по результатам камеральной проверки уточненного расчета за полугодие 2012 г., представленного ООО "Группа компания "Аквафонд", составлен акт от 13.03.2013 N 01903530000715 и вынесено решение от 25.04.2013 за N 01903513РК0001188, которым общество привлечено к налоговой ответственности по ч.1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 78 404,45 руб., начислены пени в сумме 33 735,80 руб., недоимку по страховым взносам в сумме 633 977,13 руб.
Основанием для доначисления страховых взносов и пеней явился вывод фонда о том, что в результате подачи уточненных расчетов база для начисления страховых взносов в уточненных расчетах была увеличена. Нарушение выразилось в неуплате страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. При невыполнении условия, предусмотренного пп.1 п.4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ, общество должно уплатить пени.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение фонда является незаконным полностью.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
На основании ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции верно установлено, что общество применяло систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и в 1, 2 кварталах 2012 г. применяло пониженный тариф.
По итогам 2012 г. общество утратило право на применение пониженного тарифа.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В связи с утратой права на применение пониженного тарифа, общество представило в фонд уточненный расчет РСВ-1 за полугодие 2012 г. с указанием кода тарифа 01, тогда как в первоначальном расчете код тарифа указан 04.
В связи с подачей уточенного расчета, фонд пришел к выводу о занижении базы, нарушении обществом сроков уплаты страховых взносов, начислил пени и привлек к ответственности.
В рассматриваемой ситуации общество правомерно уплачивало страховые взносы исходя из пониженных тарифов за 2 квартал 2012 года, выполняя установленные законом сроки, а, значит, к нему в данной ситуации не применимы меры, обеспечивающие исполнение обязанности по уплате страховых взносов, предусмотренные статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ.
Утрата обществом права на применение пониженных тарифов страховых взносов не означает, что оно нарушило установленные Федеральным законом N 212-ФЗ сроки уплаты причитающихся страховых взносов за весь отчетный период.
Следовательно, тот факт, что подпунктом "е" статьи 6 Федерального закона N 379-ФЗ из части 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ исключены слова "с взысканием с организаций или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней", говорит о том, что общество не обязано после перерасчета страховых взносов уплачивать пени, в том числе и на основании статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ.
Доплачиваемая сумма страховых взносов в результате перерасчета не рассматривается как доплата в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок, так как ранее, в рассматриваемом случае в 2 квартале 2012 г., критерий о доле дохода, установленный ч.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, соблюдался и пониженный тариф был применен правомерно, поэтому оснований для начисления пеней по страховым взносам в соответствии с положениями ст. 25 Закона N 212-ФЗ не имеется. Данная позиция изложена в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.07.2013 N 17-3/1084.
Данные выводы суда соответствуют также положениям части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2012 N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов государственные внебюджетные фонды".
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, вина общества в совершении вмененных правонарушений отсутствует, поэтому привлечение к ответственности пч.1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ является необоснованным и неправомерным.
Иного фондом не доказано, доводы фонда основаны на неверном толковании норм материального права.
При изложенных выше обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.08.2013 по делу N А71-5662/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5662/2013
Истец: ООО "Группа компаний "Аквафонд"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики