г. Красноярск |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А33-20651/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" октября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савицкас Н.В.,
при участии:
от истца (Агентства лесной отрасли Красноярского края) - Громовенко Ж.В. - представителя по доверенности от 15.08.2013,
от ответчика (закрытого акционерного общества "Кодинскэкспортлес") - Шнайдера С.В. - представителя по доверенности от 19.07.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика закрытого акционерного общества "Кодинсэкспортлес"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "08" июля 2013 года по делу N А33-20651/2011, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
агентство лесной отрасли Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Кодинскэкспортлес" о признании дополнительного соглашения N 1 от 02.10.2010 к договору аренды лесного участка от 22.12.2008 N 266-з недействительным, как несоответствующим требованиям закона, в части пунктов 2, 6 дополнительного соглашения.
Решением суда от 15.05.2012 иск удовлетворен, признаны недействительными пункты 2 и 6 дополнительного соглашения N 1 от 02.10.2010 к договору аренды лесного участка от 22.12.2008 N 266-з.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 мая 2012 года по делу N А33-20651/2011 отменено. Принят по делу новый судебный акт, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.12.2012 решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 мая 2012 года по делу N А33-20651/2011 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2012 года по тому же делу отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением суда от 21.01.2013 исковое заявление принято к производству суда на новое рассмотрение, назначено предварительное судебное заседание на 07.02.2013, рассмотрение дела откладывалось.
Определением суда от 07.02.2013, от 18.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУП "Рослесинфорг" в лице Восточно-Сибирского филиала, КГБУ "Кодинское лесничество", Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Судом приняты уточнения истца, заявленные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которых истец просит: признать дополнительное соглашение N 1 от 02.10.2010 к договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-3, а именно абзац 3 пункта 2 соглашения, а также пункт 6 соглашения в части приложения 2 (в части установления объемов заготовки древесины при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений на площади 51 га с корневым запасом 14,1 тыс. куб.м., ликвидным запасом 12,3 тыс.куб.м., а также в части установления в строке "всего": объемов заготовки древесины в корневом запасе сверх 82,3 тыс.куб.м, в ликвидном запасе сверх 71,3 тыс.куб.м., на площади сверх 418 га) и приложения 3 (в части установления сроков внесения ежегодной арендной платы за рубку поврежденных и погибших лесных насаждений в объеме 12,3 тыс. куб.м., а также расчета арендной платы за указанный объем лесных насаждений), недействительным, как несоответствующим требованиям закона.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "08" июля 2013 года иск удовлетворен, признано недействительным дополнительное соглашение N 1 от 02.10.2010 к договору аренды лесных участков N 266-3 от 22.12.2008 в следующей части: 1. Абзац 3 пункта 2 соглашения; 2. Пункт 6 соглашения в части приложения N 2 в отношении следующих условий данного приложения: - в части установления объемов заготовки древесины при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений по хвойному хозяйству на площади 51 га с корневым запасом 14,1 тыс. куб.м., ликвидным запасом 12,3 тыс. куб.м.; - в части установления в строке "Всего по участку" объемов заготовки древесины в корневом запасе сверх 82,3 тыс. куб.м.; в ликвидном запасе сверх 71,3 тыс. куб.м. на площади сверх 418 га; 3. Пункт 6 соглашения в части приложения N 3 в отношении следующих условий данного приложения: - сроки внесения ежегодной арендной платы за рубку поврежденных и погибших лесных насаждений в объеме 12,3 тыс. куб.м., а также расчета арендной платы за указанный объем лесных насаждений.
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "Кодинсэкспортлес" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 июля 2013 года.
Ответчик полагает, что истец не доказал нарушение публичных интересов в защиту которых обратился с настоящим иском, поскольку не подтвердил фактическую заготовку древесины, поэтому суд неправильно применил часть 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации; проект освоения лесов ответчика от 31.12.2008, дополнительного соглашения от 02.10.2010 N 1 в оспариваемой части соответствует лесохозяйственному регламенту Кодинского лесничества от 28.12.208; датой начала разрешения производства санитарно-оздоровительных мероприятий, определенных письмом Агентства лесной отрасли Красноярского края от 19.05.2008 N 20/Л-2457 является 01.01.2009 со сроком разрешения производства данных санитарно-оздоровительных мероприятий до 31.12.2011; лесохозяйственный регламент Кодинского лесничества допускает проведение сплошных санитарных рубок (замену выборочных рубок на сплошные) на территории Кодинского лесничества в ежегодных объемах, определенных таблицей 16 данного регламента и составляющих 413,3 га в год; объем ежегодного использования лесов, переданных в аренду ответчику составляет 83,6 тыс. кбм, в том числе ежегодный объем рубок спелых и переспелых насаждений составляет 70,1 тыс. куб.м (из них по хвойному хозяйству - 53,8 тыс. кбм), ежегодный объем рубок ухода за лесами составляет 1,2 тыс. кбм, ежегодный объем рубок повреждений и погибших лесных насаждений составляет 12,3 тыс. кбм, как и указано в таблице 3.4.5 проекта освоения лесов, разработанного (по материалам лесоустройства 2004-2005 годов и получившего 31.12.2008 положительное экспертное заключение) для лесного участка, переданного в аренду ответчику по договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з, как и указано в Приложении N 2 дополнительного соглашения от 02.1.0.2010 N 1 к договору аренды N 266-з от 22.12.2008; исходя из противоречивой позиции суда суд рассчитывает объемы санитарно-оздоровительных рубок, исходя не из лесохозяйственного регламента, а из проекта освоения лесов.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013, с учетом исправления опечатки от 10.09.2013 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 10 октября 2013 года.
25.09.2013 в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу от Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, в котором отклонены доводы жалобы., Министерство полагает, что оспариваемое дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка заключено с нарушением требования лесного законодательства, не основано на положениях действующего на тот момент лесохозяйственного регламента. Доводы ответчика о том, что фактически им не осуществлялась заготовка древесины не имеют никакого отношения к рассматриваемому делу, т.к. не влияют на оспариваемое дополнительное соглашение к договору аренды лесных участков. Относительно довода ответчика о том, что проекте освоения лесов ЗАО "Кодинскэкспортлес" объем сплошных санитарных рубок указан в пределах показателей, предусмотренных в лесохозяйственном регламенте Колдинского лесничества, Министерство отмечает, что в лесохозяйственных регламентах указывается объем допустимых рубок в целом по лесничеству, а не по каждому лесопользователю. Министерство просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Учитывая, что иные лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru) и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия иных лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца опроверг доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, пояснил, что законодатель разделяет порядок заготовки древесины доля сосбтвенных нужд или в целях предпринимательства, законодатель определяет своего рода лимит на объем заготовки древесины, исходя из расчета лесосеки. Согласно Лесохозяйственному регламенту Кодинского лесничества, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 111-о, ежегодный допустимы объем изъятия древесины (ликвидный) при рубке погибших и поврежденных насаждений составляет 26,5 тыс. м3 на площади 413,3 га; в соответствии с таблицей 16 регламента (страницы 95-98) допускается только выборочная рубка при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, сплошная санитарная рубка не предусмотрена, поэтому дополнительное соглашение N1 в части установления объемов сплошных санитарных рубок на переданных в аренду участках в ежегодном объеме 12,3 тыс.м3 не соответствует лесохозяйственному регламенту Кодинского лесничества. На арендованном лесном участке ежегодный размер пользования (расчетная лесосека) составляет 70,6 тыс. м3 (53,8 +16,8), в том числе по хвойному хозяйству 53,8 тыс. м3, в расчетную лесосеку включены рбки всех средневозвратных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений, произрастающих на лесном участке. Включение в расчетную лесосеку дополнительных 12,3 тыс. куб.м древесины за счет сплошных санитарных рубок необоснованно, поскольку превышает допустимый ежегодный объем изъятия древесины, установленный расчетныйм путем, и соответственно противоречит статье 29 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку, запрещается, а также порядку исчисления расчетной лесосеки, утвержденному приказом министерства природных ресурсов российской Федерации от 08.07.2007 N148. Назначение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе сплошных санитарных рубок на лсеном участке, возможно лишь после проведения лесопатологического обследования в кварталах и выделах, входящих в состав лесного участка. На момент разработки и утверждения проекта осовения лесов в 2008 году, подписания дополнительного соглашения от 02.10.2010 N1 к договору аренды от 22.12.2008 N266-з, с условием о проведении санитарно-оздоровительных мероприятий в виде с плошных санитарных рубок на площади 154 га, пр ежегодном объеме 12,3 тыс. куб.м, на арендованном лесном участке не было проведено лесопатологическое обследование. В леснохозяйственный регламент Колдинского лесничества не были внесены изменения, касающиеся проведения сплошных санитарных рубок на спорных участках. Истец полагает, что в нарушение части 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской федерации дополнительное соглашение от 02.10.2010 в оспариваемой части заключено безотносительно к допустимому объему изъятия древесины путем сплошных санитарных рубок и безотносительно к лесохозяйственному регламенту Кодинского лесничества, корректировка которого не производилась на дату утверждения проекта освоения лесов и подписания оспариваемого соглашения, а потому в силу положений части 1 статьи 167, статей 168, 180 гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной сделкой в оспариваемой части.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
На основании приказа агентства лесной отрасли от 01.09.2008 N 1432 (в редакции приказа от 19.12.2008 N 3085) между агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Кодинскэкспортлес" (арендатор) заключен договор аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з (далее - договор), по которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 38 лет шесть лесных участков, находящихся в государственной собственности, определенных пунктом 2 договора.
Договор аренды заключен в порядке переоформления ранее заключенного договора аренды N 18 от 13.03.2000, заключенного между Кодинским лесхозом и ЗАО "Кодинскэкспортлес".
В соответствии с пунктом 2 договора шесть лесных участков общей площадью 27 027 га, предоставляемых в аренду по договору, расположены в Проспихинском участковом лесничестве краевого государственного бюджетного учреждения "Кодинское лесничество" Кежемского района Красноярского края, предназначены для заготовки древесины, с категорией земель - земли лесного фонда, имеющие следующие характеристики: - лесной участок N 1: кварталы (выдела) NN: 208 - 210, 217 (выдела: 1 - 23, 26 - 32, 34 - 36), 218 - 221, 228 (выдела: 11 - 39, 41 -43), 229 - 233, 236, площадью 10212 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0285-2008-09-3327-1(1); - лесной участок N 2: квартал N 213, площадью 817 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(2). - лесной участок N 3: квартал N 248, площадью: 680 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(3). - лесной участок N 4: кварталы (выдела) NN: 321 - 322, 323 (выдела: 1 - 30, 38 - 40), 334 (выдела: 1 - 4, 9 - 27, 29, 30); площадью: 3064 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(4); - лесной участок N 5: кварталы (выдела) NN: 292, 293 (выдела: 3 - 10, 13 - 19, 21 - 26, 28 - 30, 33 - 40, 43 - 51, 54, 55), 294 (выдела: 1 - 23, 26, 28 - 31) 303 (выдела: 1 - 8, 10 - 14, 16 - 19, 23 - 34), 304 (выдела: 1 - 3, 5 - 12, 15 - 26, 28 - 30, 33, 34, 36), 305 (выдела: 2 - 6, 8 - 13, 15 - 17, 21 - 27), 306, 315 (выдела: 1, 2, 5, 6, 10, 11, 15, 16, 18, 19, 22, 24, 29 - 32, 37 - 40, 42), 316, 317 (выдела: 1 - 13, 15, 16, 21 - 24, 27 - 31, 33, 35), 318 (выдела: 1, 6 - 31, 33), 319 (выдела: 2 - 24), 320, площадью 8 850 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(5); - лесной участок N 6: кварталы (выдела: NN 340, 341, 342, (выдела: 1 - 15, 19, 20, 22), 343 (выдела: 1 - 6, 10 - 17, 28 - 35, 37), 344 (выдела: 4 - 22, 24), площадью 3 404 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(6). В приложении N 2 к договору содержится характеристика лесного участка и его насаждений.
Согласно приложению N 3 к договору среднегодовой объем использования лесов установлен в размере 75,1 тысяч кубических метров. В приложении N 4 к договору стороны согласовали сроки и размер вносимой арендной платы. Приложение N 6 к договору содержит объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.12.2008 за номером 24-24-17/004/2008-496. По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 22.12.2008 арендодатель передал, а арендатор принял для осуществления заготовки древесины в Проспихинском участковом лесничестве краевого государственного бюджетного учреждения "Кодинское лесничество": лесной участок N 1 24-0285-2008-09-3327-1(1) в ГЛР) в кварталах (выделах) NN: 208 - 210, 217 (выдела: 1 - 23, 26 - 32, 34 - 36), 218 - 221, 228 (выдела: 11 - 39, 41 -43), 229 - 233, 236; лесной участок N 2 (24-0285-2008-09-3327-1(2) в ГЛР) в квартале N 213; лесной участок N 3 (24-0285-2008-09-3327-1(3) в ГЛР) в квартале N 248; лесной участок N 4 (24-0285-2008-09-3327-1(4) в ГЛР) в кварталах (выделах) NN: 321 - 322, 323 (выдела: 1 - 30, 38 - 40), 334 (выдела: 1 - 4, 9 - 27, 29, 30); лесной участок N 5 (24-0285-2008-09-3327-1(5) в ГЛР) в кварталах (выделах) NN: 292, 293 (выдела: 3 - 10, 13 - 19, 21 - 26, 28 - 30, 33 - 40, 43 - 51, 54, 55), 294 (выдела: 1 - 23, 26, 28 - 31) 303 (выдела: 1 - 8, 10 - 14, 16 - 19, 23 - 34), 304 (выдела: 1 - 3, 5 - 12, 15 - 26, 28 - 30, 33, 34, 36), 305 (выдела: 2 - 6, 8 - 13, 15 - 17, 21 - 27), 306, 315 (выдела: 1, 2, 5, 6, 10, 11, 15, 16, 18, 19, 22, 24, 29 - 32, 37 - 40, 42), 316, 317 (выдела: 1 - 13, 15, 16, 21 - 24, 27 - 31, 33, 35), 318 (выдела: 1, 6 - 31, 33), 319 (выдела: 2 - 24), 320; лесной участок N 6 (24-0285-2008-09-3327-1(6) в ГЛР) в кварталах (выделах NN 340, 341, 342, (выдела: 1 - 15, 19, 20, 22), 343 (выдела: 1 - 6, 10 - 17, 28 - 35, 37), 344 (выдела: 4 - 22, 24).
Лесохозяйственный регламент Кодинского лесничества утвержден приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 111-о. По заказу арендатора Восточно-Сибирским филиалом государственной инвентаризации лесов федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" разработан проект освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ОАО "Кодинскэкспортлес" для заготовки древесины, расположенного на территории КГУ "Кодинское лесничество" Кежемского района Красноярского края. Во введении проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ОАО "Кодинскэкспортлес" для заготовки древесины, расположенного на территории КГУ "Кодинское лесничество" Кежемского района Красноярского края указано, что проект освоения лесов разработан в соответствии с договором N 03/290 от 23.07.2008 между ОАО "Кодинскэкспортлес" и филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект", юридической и технологической основой разработки проекта освоения лесов являются, в том числе лесохозяйственный регламент КГУ "Кодинское лесничество" от 2008 года. В качестве причины изменения площади и расчетной лесосеки по арендному участку ОАО "Кодинскэкспортлес" в КГУ "Кодинское лесничество" (договор аренды от 13.03.2000 N 18 и дополнительное соглашение к договору N 18 от 07.02.2005) в проекте освоения лесов указаны: договор аренды от 13.03.2000 N 18 составлен по данным лесоустройства 1996 года; уточнение площади произведено по данным нового лесоустройства 2004-2005 годов. В соответствии с таблицей 3.4.5 проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду открытому акционерному обществу "Кодинскэкспортлес" для заготовки древесины, расположенного на территории КГУ "Кодинское лесничество" Кежемского района Красноярского края 2008 года ежегодный ликвидный объем заготовки древесины определен в размере 83,6 тысяч кубических метров, в том числе: 12,3 тысячи кубических метров при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений; 70,1 тысяча кубических метров при вырубке спелых и перестойных насаждений; 1,2 тысячи кубических метров при уходе за лесами.
Согласно заключению по проекту освоения лесов регистрационный номер 355, утвержденному приказом агентства лесной отрасли Красноярского края от 31.12.2008 N 3377, экспертная комиссия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, рассмотрев проект освоения лесов для лесного участка, переданного в аренду в целях заготовки древесины открытому акционерному обществу "Кодинскэкспортлес" на территории Кодинского лесничества, пришла к выводу, что переданный проект соответствует требованиям, установленным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 и иным законодательным актам Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 02.10.2010 N 1 к договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з стороны пункт 5 договора изложили в следующей редакции: "Ежегодная арендная плата за объем пользования 71,3 тыс.м3 по сплошным рубкам и рубкам ухода составляет 1 396 330,0 рублей (один, миллион триста девяносто шесть тысяч триста тридцать рублей), НДС не облагается. Ежегодная арендная плата за рубку поврежденных и погибших лесных насаждений в объеме 12,3 тыс.м3, сроком на три года с момента регистрации настоящего дополнительного соглашения составляет 266 300,0 рублей (двести шестьдесят шесть тысяч триста рублей), НДС не облагается". В пункте 6 дополнительного соглашения от 02.10.2012 N 1 к договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з стороны договорились изложить приложения NN 2, 3, 4, 6 к договору в редакции согласно приложениям NN 1, 2, 3, 4 к дополнительному соглашению от 02.10.2012 N 1. Согласно приложению 2 к дополнительному соглашению от 02.10.2012 N 1 объем использования лесов на арендуемом лесном участке установлен в размере 83,6 тысяч кубических метров и включает: при рубке спелых и перестойных насаждений - 70,1 тыс. м3, при уходе за лесами 1,2 тыс. м3, при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений 12,3 тыс. м3. Приложением N 3 к дополнительному соглашению N 1 от 02.10.2010 определены размеры и сроки внесения арендной платы по договору, в том числе отдельно арендная плата за рубку поврежденных и погибших лесных насаждений в объеме 12,3 тыс. куб.м. сроком на три года с момента регистрации дополнительного соглашения.
Дополнительное соглашение от 02.10.2012 N 1 к договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.01.2011 за номером 24-24-17/006/2010-848.
По иску Агентство лесной отрасли Красноярского края просит признать дополнительное соглашение N 1 от 02.10.2010 к договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-3, а именно абзац 3 пункта 2 соглашения, а также пункт 6 соглашения в части приложения 2 (в части установления объемов заготовки древесины при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений на площади 51 га с корневым запасом 14,1 тыс. куб.м., ликвидным запасом 12,3 тыс.куб.м., а также в части установления в строке "всего": объемов заготовки древесины в корневом запасе сверх 82,3 тыс.куб.м, в ликвидном запасе сверх 71,3 тыс.куб.м., на площади сверх 418 га) и приложения 3 (в части установления сроков внесения ежегодной арендной платы за рубку поврежденных и погибших лесных насаждений в объеме 12,3 тыс. куб.м., а также расчета арендной платы за указанный объем лесных насаждений), недействительным, как несоответствующим требованиям закона. В обоснование иска истец ссылается на следующее: - положительное заключение Агентства лесной отрасли Красноярского края на проект освоения лесов был дан ошибочно, поскольку проект освоения лесов составлен с нарушением требований Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом МПР России от 05.04.2007 N 77 (действовал в период разработки проекта освоения лесов); - соответственно и дополнительное соглашение N 1 в оспариваемой части не соответствует требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации, поскольку составлено на основании указанного проекта освоения лесов, противоречащего лесохозяйственному регламенту
- в проекте освоения лесов предусмотрено проведение сплошных санитарных рубок на площади 154 га при вырубаемом ликвидном запасе древесины в объеме 38,6 тыс. куб.м. за 3 года = 12,3 тыс. куб.м. в год; - вместе с тем, в лесохозяйственном регламенте Кодинского лесничества от 208 года предусмотрена только выборочная санитарная рубка (таблица 16 регламента) погибших и поврежденных лесных насаждений на общей площади лесничества 413,3 га при вырубаемом ликвидном запасе древесины 26,5 тыс. м3;
- таким образом, лесохозяйственный регламент Кодинского лесничества вообще не предусматривал возможность проведения сплошных санитарных рубок на территории лесничества, однако в проекте освоения лесов они предусмотрены, что не соответствует таблице 16 утвержденного лесохозяйственного регламента и противоречит пункту 27 Приказа МПР РФ от 06.04.2007 N 77 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки";
- согласно статье 29 ЛК Российской Федерации запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку;
- при определении расчетной лесосеки методом интегральной лесосеки (применен в Проекте освоения лесов) учитывает площади всех насаждений на участке: молодняков, приспевающих лесных насаждений, спелых и перестойных лесных насаждений;
- согласно пунктов 3,6 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР Российской Федерации от 116.07.2007 N 184 (действовали в период определения расчетной лесосеки), объектом санитарных рубок являются средневозрастные, приспевающие, спелые и перестойные лесные насаждения, произрастающие на лесном участке, то есть те насаждения, которые входят в расчетную лесосеку;
- согласно приведенных расчетов расчетной лесосеки интегральным методом ежегодный размер использования (расчетная лесосека) составляет 70,6 тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству 53,8 тыс.м3, в расчетную лесосеку включены рубки всех средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений, произрастающих на лесном участке;
- в приложении N 1 к проекту освоения лесов представлена ведомость лесотаксационных выделов, в которых допускается заготовка древесины, куда включены и лесные насаждения, требующие сплошной санитарной рубки кв. 236 (выд.12), кв. 292 (выд. 2,3,13,14), кв. 293 (выд. 5,8,9,10). Площади спелых и перестойных насаждений в гр. 7 табл. 12 и площади (графа 3) в приложении N 1 к проекту корреспондируются, из чего следует, что все спелые и перестойные насаждения включены в расчет ежегодного объема пользования по лесному участку;
- таким образом, включение в расчетную лесосеку дополнительных 12,3 тыс. м3 древесины за счет сплошных санитарных рубок необоснованно, поскольку превышает допустимый ежегодный объем изъятия древесины, установленный расчетным путем и соответственно противоречит статье 29 ЛК РФЮ в соответствии с которой заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку, запрещается.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Судом первой нстанции установлено, что правоотношения сторон возникли из договора аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з, заключенного в порядке переоформления договора аренды участка лесного фонда N 18 от 13.03.2000 (с дополнительным соглашением от 07.02.2005), согласно которому ежегодный объем использования лесов 75,1 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству 63,5 тыс.м3. Данный договор заключался по материалам лесоустройства 1996 года.
В договоре аренды N 266-з от 22.12.2008 заключенного в порядке переоформления указанного договора, соответственно, данный объемы были первоначально указаны те же - в приложении N 3 - 75,1 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству 63,5 мыс. м3, по лиственному 11,6 тыс. м3, санитарные рубки не предусмотрены.
В 2004-2005 годах в Кодинском лесничестве проведены новые лесоустроительные работы, результатом которых являются материалы лесоустройства указанного периода.
Пунктом 22 договора аренды N 266-з от 22.12.2008 (л.д. 114 т.1) предусмотрено, что при изменении положений лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов договор подлежит приведению в соответствие посредством внесения в него соответствующих изменений.
Судом первой инстанции установлено, что представленный ЗАО "Кодинскэкспортлес" в Агентство лесной отрасли Красноярского края на утверждение проект освоения лесов лесного участка, предоставленного по договору аренды N 266-з от 22.12.2008, разработанного ФГУП "Рослесинфорг" по договору N 03/290 от 23.07.2008, получил положительное экспертное заключение Агентства лесной отрасли Красноярского края.
Согласно раздела N 1 Проекта освоения лесов, данный документ разработан, в том числе на основании лесохозяйственного регламента КГУ "Кодинское лесничество" (утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 28.12.2008 N 111-о).
Дополнительное соглашение N 1, в котором произошло увеличение объемов заготавливаемой древесины было подписано сторонами 02.10.2010 с учетом указанного Проекта освоения лесов.
Из содержания дополнительного соглашения N 1 от 02.10.2010, приложений N 2 и 3 к нему следует, что ежегодный объем использования лесов составил 83,6 м3, в том числе при рубке спелых и перестойных лесных насаждений 70,1 тыс. м3, при уходе за лесом - 1,2 тыс. м3, при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений - 12,3 тыс. м3.
Судом первой инстанции установлено, что основная суть спора между сторонами сводится к вопросу о правомерности включения в ежегодный объем изъятия древесины по лесному участку объема сплошных санитарных рубок 12,3 тыс. м3.
Истец полагает, что объем сплошных санитарных рубок в объеме 12,3 тыс. м3 неправомерно добавлен сверх расчетной лесосеки 70,1 тыс. м3, включающей в себя рубки спелых и перестойных лесных насаждений, поскольку исчисленная интегральным методом расчетная лесосека (данный метод применен ФГУП "Рослесинфорг" при разработке проекта освоения лесов) включает в себя рубки всех средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений, произрастающих на лесном участке. Включение в расчетную лесосеку дополнительных 12,3 тыс. м3 древесины в счет санитарных рубок необоснованно, поскольку превышает допустимый ежегодный объем изъятия древесины, установленный расчетным путем, что противоречит статье 29 Лесного кодекса Российской Федерации, ведет к двойной рубке одного и того же дерева.
ЗАО "Кодинскэкспортлес" полагает, что 12,3 тыс. м3 древесины при проведении сплошных санитарных рубок сверх объема изъятия 70,1 тыс. м3 рубок спелых и перестойных лесных насаждений правомерно включено в оспариваемое дополнительное соглашение N 1 от 02.10.2010, поскольку это предусмотрено проектом освоения лесов, утвержденном в установленном порядке Агентством лесной отрасли Красноярского края (таблица 3.4.5 Проекта освоения лесов); расчетная лесосека Кодинского лесничества для категории рубки "рубка погибших и поврежденных лесных насаждений" (указана в Таблице 9 лесохозяйственного регламента Кодинского лесничества) формируется на основании совокупности актов проверки санитарного и лесопатологического состояния всех лесных участков, расположенных в КГКУ "Кодинское лесничество" Красноярского края, и совокупности писем Агентства лесной отрасли Красноярского края в адрес КГКУ "Кодинское лесничество" о проведении санитарно-оздоровительных мероприятий на таких участках (в соответствии с со статьей 55 Лесного кодекса РФ, с пунктами 30, 31 Постановления Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 "Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах"); возможность проведения сплошных санитарных рубок подтверждается абзацами 2,3,4 страницы 98 лесохозяйственного регламента Кодинского лесничества (пункта 2.16.2) регламента, таблицей 16 "Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий" (страницы 95-98 лесохозяйственного регламента Кодинского лесничества), таблицей "Сведения о насаждениях с неудовлетворительным санитарным состоянием" (страницы 99-102 лесохозяйственного регламента Кодинского лесничества), таблицей 9 "расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок" (страница 56 лесохозяйственного регламента Кодинского лесничества); допущением в лесохозяйственном регламенте Кодинского лесничества замены выборочных санитарных рубок на сплошные на территории Кодинского лесничества в ежегодных объемах, определенных таблицей 16 данного регламента и составляющих 413,3 га в год; в соответствии с письмом Агентства лесной отрасли Красноярского края N 20/л-2457 от 19.09.2008 разрешившим ответчику проведение сроком на три года проведение сплошных санитарных рубок (сплошных рубок поврежденных и погибших насаждений) в эксплуатационных лесах на общей площадь 153,9 га с ликвидным запасом древесины в объеме 36,9 тыс. м3, ответчик получил право на ежегодную сплошную санитарную рубку на площади 51 га с ежегодным ликвидным запасом 12,3 тыс. куб.м. при том, что ежегодные объемы рубок погибших и поврежденных насаждений по Кодинскому лесничеству составили 413,3 га с ежегодным ликвидным запасом 26,5 тыс. куб.м. (в соответствии с таблицей 16 лесохозяйственного регламента Кодинского лесничества).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесохозяйственный регламент Кодинского лесничества утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 28.12.2008 N 111-о, разработан на основании части 7 статьи 87 ЛК Российской Федерации, приказа МПР России от 19.04.2007 N 106 "Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков действия и порядка внесения в них изменений".
На стр. 1 Лесохозяйственного регламента указано, что он составлен на срок 10 лет, является основой для использования, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах Кодинского лесничества.
В лесохозяйственном регламенте в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов (часть 5 статьи 87 ЛК РФ, пункт 3 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 N 106).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в поскольку лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, а также обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (части 1, 6 статьи 87 ЛК РФ), несмотря на временный характер, данный акт является обязательным для неопределенного круга лиц.
Лесохозяйственный регламент разрабатывается на основе материалов лесоустройства лесничества (лесопарка), материалов специальных изысканий и исследований, документов территориального планирования, содержит нормы, основанные как на законе, так и на основе иных материалов, технических, методических, проектных документов.
Порядок внесения изменений в лесохозяйственный регламент устанавливается уполномоченным органом государственной власти в области лесных отношений (пункт 34 статьи 81, часть 7 статьи 87 ЛК РФ). В соответствии с пунктом 15.1 Состава лесохозяйственных регламентов внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется, в том числе, в случае изменения структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований.
Указанные положения лесного законодательства позволяют сделать вывод о том, что договор аренды лесного участка должен соответствовать лесохозяйственному регламенту, в период действия которого он заключен.
Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Законодатель разделяет порядок заготовки древесины для собственных нужд или в целях предпринимательства. Устанавливаются виды лесов, где такая заготовка древесины возможна.
Законодатель определяет своего рода лимит на объем заготовки древесины, исходя из расчетной лесосеки. Заготовка древесины - один из основных видов использования лесов.
Расчетная лесосека - это плановый норматив изъятия спелого леса при главном пользовании на расчетный период. Она должна обеспечить непрерывное и относительно равномерное, т.е. неистощительное, лесопользование в течение длительного времени. Расчетная лесосека исчисляется по каждому лесохозяйственному предприятию в территориальном разрезе, а также по группам лесов и хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному). Расчетная лесосека является основным критерием для определения рационального использования лесных ресурсов.
Согласно пунктов 28-30 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР РФ от 16.07.2007 N 184 (действовавших в спорный период), рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. К выборочным рубкам относятся рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников определенного возраста, размера, качества и состояния. К сплошным рубкам относятся рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
Согласно пункту 3 указанных Правил, для заготовки древесины допускается осуществление рубок:
а) спелых, перестойных лесных насаждений;
б) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений (далее - санитарные рубки), при уходе за лесами (далее - рубки ухода за лесами);
в) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе для разрубки, расчистки квартальных, граничных просек, визиров, строительства, ремонта, эксплуатации лесохозяйственных и противопожарных дорог, устройства противопожарных разрывов и т.п. (далее - прочие рубки).
Согласно пункту 4 данных Правил, заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, категориям рубок, указанным в пункте 3 настоящих Правил, хозяйствам и преобладающим породам. Сплошные и выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений осуществляются в эксплуатационных лесах. Выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений допускаются в защитных лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Рубки ухода за лесами, санитарные рубки и прочие рубки осуществляются в защитных и эксплуатационных лесах в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации. Древесина, заготовленная арендатором, использующим леса в целях заготовки древесины, при прочих рубках, включается в счет установленного размера заготовки древесины на арендованном лесном участке.
В силу положений статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
Из анализа статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что лес является частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле. В соответствии со статьей 4, частью 1 статьи 11 указанного закона леса являются объектами охраны окружающей среды, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно статье 22 данного закона следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых - нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с пунктами 28 - 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок. При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования. По результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов.
Согласно частей 1, 6, 7 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из пунктов 15, 16 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 N 106 "Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" следует, что внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях: 15.1 Изменения структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований; 15.2. Изменения действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений; 15.3. Иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, лесоустройства, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пп. 8 - 14 настоящего документа.
Согласно Лесохозяйственному регламенту Кодинского лесничества от 2008 года (таблица 9 страница 56 регламента), ежегодный допустимый объем изъятия древесины (ликвидный) при рубке погибших и поврежденных лесных насаждений составляет 26,5 тыс. м3 на площади 413,3 га.
Таблица 9 Лесохозяйственного регламента Кодинского лесничества является сводной таблицей, включающей в том числе данные, представленные в таблице 16 регламента "Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий".
В соответствии с таблицей 16 регламента (страницы 95-98) допускается только выборочная рубка при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, сплошная санитарная рубка не предусмотрена.
Учитывая изложенное суд первой инстанции сделал обоснованы й вывод о том, что дополнительное соглашение N 1 в части установления объемов сплошных санитарных рубок на переданных в аренду участках в ежегодном объеме 12,3 тыс. м3 не соответствует лесохозяйственному регламенту Кодинского лесничества.
Доводы ответчика о том, что сплошные санитарные рубки предусмотрены в Лесохозяйственном регламенте в объеме 12 321 га (таблица "Сведения о насаждениях с неудовлетворительным санитарным состоянием" стр. 99-102 регламента) правомерно не были приняты судом первой инстанции как необоснованные.
Так, на страницах 99-102 Лесохозяйственного регламента представлена таблица "Сведения о насаждениях с неудовлетворительным санитарным состоянием". Как следует из примечания к таблице (столбец 14) данные из таблицы получены экспедицией 2007 года. Исходя из указанной таблицы, в ходе экспедиции были установлены причины гибели (усыхания или ослабления) лесных насаждений на территории лесничества (столбец 3), площадь погибших и поврежденных лесных насаждений, в том числе по степени усыхания (столбцы 4, 5, 6, 7, 8, 9). Кроме того, установлено, какие санитарно-оздоровительные мероприятия требуется провести и на какой площади (столбцы 10,11), а также какие санитарно-оздоровительные мероприятия проведены и на какой площади (столбцы 12,13).
Площадь 12 321 га, на которую указывает ответчик в отзыве на иск как на площадь, на которой возможно проведение сплошных санитарных рубок, является площадью, на которой установлено усыхание лесных насаждений со степенью более 40 %. Это следует из столбца 8 таблицы (страница 102 регламента). О том, что на данной площади необходимо провести сплошные санитарные рубки, из таблицы "Сведения о насаждениях с неудовлетворительным санитарным состоянием" не следует.
Отметки СРС (санитарные рубки сплошные) в указанной таблице находятся в столбце 12 - проведенные на момент экспедиции санитарно-оздоровительные мероприятия.
Кроме того, отметки СРС имеются в столбце 10 на странице 101 регламента - требуется проведение сплошных санитарных рубок лесных насаждений, поврежденных пожаром на площади 63,5 га, а также на странице 102 регламента - требуется проведение сплошных санитарных рубок лесных насаждений, поврежденных пожаром на площади 5,4 га, итого 68,9 га.
На лесном участке ЗАО "Кодинскэкспортлес", как следует из страницы 68 Проекта освоения лесов, лесные насаждения повреждены болезнями леса, а не пожаром (кварталы N 236 (выд.12), кв. 292 (выд. 2, 3, 13, 14), 293 (выд. 5, 8, 9, 10) 344 (выд. 19, 20, 21,22).
С учетом этого установленная в ходе проведения экспедиции необходимость осуществления сплошных санитарных рубок на площади 68,9 га к лесному участку, арендованному ЗАО "Кодинскэкспортлес" отношения не имеет.
Учитывая изложенное, довод заявителя жалобы о том, что санитарные рубки предусмотрены в Лесохозяйственном регламенте в объеме 12321 га (таблица "Сведения о насаждениях с неудовлетворитльным санитарным состоянием стр. 99-102 регламента) не принимается судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Суд апелляционной инстанции соглашается с вывод суда первой инстанции о том, что довод ответчика о том, что Лесохозяйственный регламент Кодинского лесничества допускает замену выборочных рубок сплошными на площади 413,3 га, не подтвержден какими-либо доказательствами, в самом регламенте таких положений не содержится.
Также, выбор санитарно-оздоровительного мероприятия осуществляется в ходе лесопатологического обследования, вид мероприятия фиксируется в акте лесопатологического обследования. Судом первой инстанции установлено, что доказательства наличия таких обследований по участку ЗАО "Кодинскэкспортлес" на дату утверждения регламента суду не представлены.
Суд первой инстанции правомерно признал обоснованным довод истца о том, что при исчислении расчетной лесосеки интегральным методом сплошные санитарные рубки включаются в расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия), учитывая следующее. Порядок исчисления расчетной лесосеки утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства приказом от 27 мая 2011 N 191 "Об утверждении порядок исчисления расчетной лесосеки" (действует с 12.07.2011). До вступления в силу данного приказа действовал порядок исчисления расчетной лесосеки, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов от 08.07.2007 N 148 (период действия с 27.07.2007 по 11.07.2011, в спорный период). Положения указанных нормативных правовых актов в отношении исчисления расчетной лесосеки идентичны. В соответствии с пунктом 8 Порядка для определения оптимального размера расчетной лесосеки при сплошных рубках ее исчисление осуществляется следующими методами: лесосеки равномерного пользования; первой возрастной лесосеки; второй возрастной лесосеки;
интегральной лесосеки;
лесосеки по состоянию (в случаях, когда запас древесины поврежденных и усыхающих лесных насаждений соответствующей породы составляет более 50 процентов общего запаса древесины спелых и перестойных лесных насаждений). В соответствии с пунктом 9 Порядка, обоснование оптимального размера расчетной лесосеки осуществляется по следующим принципам:
а) расчетная лесосека, исчисленная методом лесосеки равномерного пользования, является оптимальной в лесах с относительно равномерным распределением площади лесных насаждений и запасов древесины лесных насаждений соответствующего хозяйства по группам возраста;
б) расчетная лесосека, исчисленная методами второй возрастной и интегральной лесосеки, является оптимальной в лесах, где запасы древесины спелых и перестойных лесных насаждений составляют более 50 процентов от общего запаса древесины в соответствующих хозяйствах; при близких значениях размера расчетной лесосеки, исчисленной методом второй возрастной лесосеки и методом интегральной лесосеки, наиболее целесообразным является размер расчетной лесосеки, исчисленный методом интегральной лесосеки;
в) первая возрастная лесосека является оптимальной в хозяйствах с истощенными запасами древесины спелых и перестойных лесных насаждений (менее 20 процентов от общего запаса древесины в лесных насаждениях соответствующего хозяйства);
г) оптимальная расчетная лесосека не должна быть меньше расчетной лесосеки, исчисленной методом лесосеки по состоянию, и больше размера общего среднего прироста древесины лесных насаждений соответствующего хозяйства и преобладающих пород. На лесном участке, переданном в аренду ЗАО "Кодинскэкспортлес" для заготовки древесины расчетную лесосеку по сплошным рубкам спелых и перестойных насаждений рассчитывал филиал ФГУП "Рослесинфорг" Востоксиблеспроект" исходя из запаса древесины спелых и перестойных насаждений. Их запас на лесном участке составляет более 50% от общего запаса древесины в соответствующих хозяйствах (что следует из приложения N 5 к договору аренды N 266-3 от 22.12.2008 - "Характеристика лесного участка и его насаждений" (стр. 19 договора), объем спелых и перестойных лесных насаждений на арендованном участке 4691,2 тыс. куб м., когда как общий запас - 5215,0 тыс. куб. м.; спелых и перестойных насаждений на участке - 90% от общего объема древесины), поэтому исчислено методом интегральной лесосеки. Факт применения в проекте освоения лесов при исчислении расчетной лесосеки интегрального метода подтвержден в письме ФГУП "Рослесинфорг" Восточно-Сибирского филиала от 24.09.2010 N 03-02-09/1488 в адрес Агентства лесной отрасли Красноярского края. Формула и методика исчисления расчетной лесосеки установлена вышеуказанным Порядком, расчет объемов произведен подробно в пояснениях истца. Из веденной формулы следует, что при определении расчетной лесосеки на участке учитываются площади всех насаждений на участке: молодняков, приспевающих лесных насаждений, спелых и перестойных лесных насаждений. В соответствии с пунктами 3, 6 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР РФ о г 16.07.2007 N 184 (действовали в период определения расчетной лесосеки по участку, переданном)" в арендуна основании договора N 266-3 от 22.12.2008), для заготовки древесины допускается осуществление рубок: а) спелых, перестойных лесных насаждений; б) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений (далее - санитарные рубки), при уходе за лесами (далее - рубки ухода за лесами); в) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе для разрубки, расчистки квартальных, граничных просек, визиров, строительства, ремонта, эксплуатации лесохозяйственных и противопожарных дорог, устройства противопожарных разрывов и т.п. (далее - прочие рубки). Для заготовки лесных насаждений используются в первую очередь лесные насаждения, которые требуют рубки по состоянию (поврежденные пожаром, ветром, снегом, вредителями и в результате иных негативных воздействий), а также расположенные на лесных участках, имеющих недорубы прошлых лет, лесные насаждения, вышедшие из подсочки, перестойные лесные насаждения. Из приведенных положений правил следует, что под санитарной рубкой понимается вырубка погибших и поврежденных средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений, произрастающих на лесном участке. Таким образом, объектом санитарных рубок являются средневозрастные, приспевающие, спелые, перестойные лесные насаждения, произрастающие на лесном участке, т.е насаждения, входящие в расчетную лесосеку. Расчетная лесосека на арендованном лесном участке была определена по формуле интегральной лесосеки, согласно которой допустимый объем изъятия по сосновой хозсекции составляет 42.3 тыс. м3, по лиственничной хозсекции - 9,0 тыс. м3, по еловой хозсекции - 1,8 тыс. м3, по пихтовой хозсекции - 0,7 тыс.м3, итого по хвойному хозяйству ежегодный размер пользования составляет 53,8 тыс. м3. данный объем и указан в таблице 3.4.5 Проекта освоения лесов. По березовой хозсекции объем изъятия 9,7 тыс. м3, по осиновой хозсекции - 7,1 тыс. м3.всего 16,8 тыс. м3, в проекте освоения лесов данный объем принят в размере 16,3 тыс.м3 в таблице 3.4.5 стр. 41 Проекта освоения лесов, что допустимо. Таким образом, на арендованном лесном участке ежегодный размер пользования (расчетная лесосека) составляет 70,6 тыс. м3 (53,8 + 16,8), в том числе по хвойному хозяйству 53,8 тыс. м3, в расчетную лесосеку включены рубки всех средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений, произрастающих на лесном участке. Кроме того, в приложении N 1 к проекту освоения представлена ведомость лесотаксационных выделов, в которых допускается заготовка древесины, куда включены и лесные насаждения, требующие сплошной санитарной рубки кв.236 (выд.12), кв.292 (2.3.13,14), кв.293 (выд.5.8,9,10). Из этого следует, что все спелые и перестойные насаждения включены в расчет ежегодного размера пользования по лесному участку. Учиытвая изложенное, суд апелляционной интанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что включение в расчетную лесосеку дополнительных 12,3 тыс. куб. м. древесины за счет сплошных санитарных рубок не обоснованно, поскольку превышает допустимый ежегодный объем изъятия древесины, установленный расчетным путем, и соответственно противоречит статье 29 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку, запрещается, а также порядку исчисления расчетной лесосеки, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2007 N 148.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика, приведенные в отзыве на иск о том, что спорные объемы указаны в Проекте освоения лесов (таблица 3,4.5). Сплошные санитарные рубки относятся в соответствии с пунктами 29, 30 правил санитарной безопасности к санитарно-оздоровительным мероприятиям. В соответствии с пунктом 8 правил санитарной безопасности работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом). Санитарно-оздоровительные мероприятия, в соответствии с пунктом 40 Руководства по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.12.2007, намечаются лишь после оценки санитарного состояния лесных насаждений. Оценка санитарного состояния лесных насаждений в соответствии с пунктом 27 Руководства по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований является одним из этапов работ по лесопатологическому обследованию. Таким образом, назначение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе сплошных санитарных рубок на лесном участке, возможно лишь после проведения лесопатологического обследования в кварталах и выделах, входящих в состав лесного участка. В ходе лесопатологического обследования, в силу пункта 12 Руководства по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований, осуществляется сбор и анализ информации о санитарном состоянии лесов (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологическом состоянии лесов (степень повреждения (поражения) вредными организмами). В силу пунктов 20, 21 Руководства по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований, обеспечение проведения лесопатологических обследований в отношении лесов, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории Красноярского края, осуществляется Агентством лесной отрасли Красноярского края (лесничествами), посредством размещения заказов на проведение данного вида работ. Лесопатологические обследования планируются лесничествами (лесопарками) и направляются для утверждения в уполномоченные органы. Объемы лесопатологических обследований включаются в лесной план и лесохозяйственный регламент лесничеств (лесопарков). Изменения объемов ЛПО вносятся в лесохозяйственный регламент в установленном порядке. В соответствии с пунктами 100, 102 Руководства по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований, натурные наблюдения, получаемые в процессе осуществления ЛПО, фиксируются на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с формами, приведенными в данном Руководстве. На их основе формируются и поддерживаются базы данных на электронных носителях. Документированная информация, получаемая при осуществлении ЛПО, является основанием для проведения санитарно-оздоровительных и других мероприятий по защите лесов. Информация, полученная в результате лесопатологических обследований, используется для составления в установленном порядке лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков) и проектов освоения лесов. В состав лесохозяйственного регламента включаются требования к защите лесов от вредных организмов, в том числе нормативы, параметры и сроки проведения профилактических, санитарно-оздоровительных, истребительных и иных лесозащитных мероприятий. Исходя из вышеизложенного, осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке, переданном в аренду, в виде сплошных санитарных рубок, должна предшествовать следующая процедура: 1. планирование лесопатологического обследования на арендуемом участке (в определенных кварталах, выделах); 2. включение объемов лесопатологического обследования в лесохозяйственный регламент лесничества; 3. проведение лесопатологического обследования; 4. включение результатов лесопатологического обследования в лесохозяйственный регламент лесничества, в том числе в том числе нормативы, параметры и сроки проведения профилактических, санитарно-оздоровительных, истребительных и иных лесозащитных мероприятий; 5. планирование лесничеством санитарно-оздоровительных мероприятий; 6. внесение изменений в договор аренды лесного участка в отношении объемов и видов санитарно-оздоровительных мероприятий, в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества; 7. внесение изменений в проект освоения лесов арендованного лесного участка в отношении объемов и видов санитарно-оздоровительных мероприятий в соответствии с договором аренды лесного участка и лесохозяйственным регламентом лесничества; 8. проведение санитарно-оздоровительных мероприятий. Однако доказательства соблюдения вышеуказанной процедуры при включении в Проект освоения лесов и текст дополнительного соглашения N 1 условия о проведении сплошных санитарных рубок лесных насаждений на площади 154 га с общим вырубаемым ликвидным запасом древесины 36,8 тыс. куб.м. (12,3 тыс. куб. м.) в год отсутствуют. Как следует из текста проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ЗАО "Кодинскэкспортлес" (страница 68), основанием для проведения сплошных санитарных рубок в кварталах 236 (выд.12), 292 (выд. 2,3,13,14), 293 (выд.5,8,9,10), 344 (выд. 19,20,21,22) на площади 153,9 га явилось письмо агентства лесной отрасли Администрации Красноярского края от 19.05.2008 N 20/л-2457 "О проведении санитарно-оздоровительных мероприятий". При этом в тексте самого проекта (страница 68) прямо указано, что согласно руководству по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в проекте освоения лесов санитарно-оздоровительные мероприятия предусматриваются не более, чем на 3 года с момента их утверждения. По сведениям разработчиков проекта освоения, санитарно-оздоровительные мероприятия на территории арендуемого лесного участка в виде сплошных санитарных рубок назначены по данным лесоустройства 2005 года (а не по данным лесопатологического обследования). Следовательно, проведение этих мероприятий, по логике разработчиков проекта, возможно было в течение 3-х лет, начиная с 2005 года, то есть до 2008 года. Далее по тексту проекта освоения лесов (страница 68) указано: "учитывая срок давности проведения лесоустройства (более - 3-х лет), отсутствие данных лесопатологического обследования о санитарном и лесопатологическом состоянии арендуемых лесов, назначение санитарно-оздоровительных мероприятий не имеет правовых оснований". Таким образом, на момент разработки и утверждения проекта освоения лесов в 2008 году, подписания дополнительного соглашения от 02.10.2010 N 1 к договору аренды от 22.12.2008 N 266-3, с условием о проведении санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок на площади 154 га, при ежегодном объеме рубки 12,3 тыс.куб.м., на арендуемом лесном участке не было проведено лесопатологическое обследование. В лесохозяйственный регламент Кодинского лесничества не были внесены изменения, касающиеся проведения сплошных санитарных рубок на спорных участках. В лесохозяйственном регламенте Кодинского лесничества, утвержденным приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 28.12.2008 N 111-0, в таблице 16 Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий (страницы 95-98 регламента) предусмотрена только выборочная санитарная рубка погибших и поврежденных лесных насаждений на общей площади лесничества 413,3 га, при вырубаемом ликвидном запасе древесины 26,5 тыс. куб.м. Сплошная санитарная рубка не была предусмотрена, не были определены ее объемы и площадь проведения. Проведение сплошных санитарных рубок на территории арендованного ЗАО "Кодинскэкспортлес" лесного участка было основано лишь на письме агентства лесной отрасли Администрации Красноярского края от 19.05.2008 N 20/л-2457 "О проведении санитарно-оздоровительных мероприятий". Данное письмо в отсутствии данных лесопатологического обследования лесного участка, внесенных в установленном порядке изменений в лесохозяйственный регламент Кодинского лесничества не могло являться основанием для проведения сплошных санитарных рубок на арендуемом лесном участке. Как следует из пояснений Агентства лесной отрасли Красноярска края, основанием для выдачи данного письма явилось следующее: разрешение проведения сплошных санитарных рубок на лесном участке предоставленном в аренду ответчику послужили материалы лесоустройства, проведенного в 2004-2005 годах на территории Кодинского лесничества; в таксационных описаниях содержались рекомендации по проведению хозяйственных мероприятий - сплошных санитарных рубок. Материалы лесоустройства Кодинского лесничества 2004-2005 годов были утверждены протоколом лесоустроительного совещания от 08.08.2005. В соответствии с пунктом 17 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523, в проекте освоения лесов и лесохозяйственном регламенте санитарно-оздоровительные мероприятия предусматриваются не более чем на 3 года с момента их утверждения. Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий рекомендованных по материалм лесоустройства 2004-2005 года было возможно в срок с 08.08.2005 по 08.08.2008. ЗАО "Кодинскэкспортлес" обратилось в Агентство лесной отрасли Красноярского края за разрешением о проведении сплошных санитарных рубок 28.04.2008. Учитывая установленный трехгодичный срок проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и дату обращения общества за разрешением об их проведении, период, в течение которого было возможно провести сплошные санитарные рубки - с 19.05.2008 (дата выдачи письма Агентства) до 09.08.2008 - дата окончания действия материалов лесоустройства в части рекомендованных сплошных санитарных рубок. В суд первой инстанции от истца поступило то же письмо Агентства лесной отрасли Красноярского края N 20/л-2457 в копии, но датированное иной датой 19.09.2008, при этом подлинник данного письма с такой датой суду не представлен. Агентство лесной отрасли Красноярского края отрицает факт выдачи данного письма 19.09.2008. К копии данного письма датированной 19.09.2008 суд относится критически, поскольку на ней имеется входящий штамп о его получении, датированный 17.09.2008, т.е. раньше даты выдачи самого письма. Кроме того, и в проекте освоения лесов указано, что письмо выдано 19.05.2008. Агентством представлен подлинник указанного письма на обозрение суда, в подлиннике дата выдачи письма - 19.05.2008. В данном письме содержится информация, что вырубленную древесину следует отнести в счет установленного ежегодного отпуска древесины на арендуемом лесном участке, в пределах расчетной лесосеки, не допуская переруба по хозсекциям.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что иные доводы ответчика в отзыве на иск о сроках утверждения материалов лесоустройства 2004-2005 годов, их действии в части рекомендованных сплошных санитарных рубок в настоящее время не имеют значения для дела. Исходя из примененного в Проекте освоения лесов метода исчисления расчетной лесосеки согласно имеющегося запаса древесины спелых и перестойных лесных насаждений (интегральный метод) и формулы данного метода, при определении расчетной лесосеки на участке учитываются площади всех насаждений на участке: молодняков, приспевающих лесных насаждений, спелых и перестойных лесных насаждений, а объектом санитарных рубок являются лесные насаждения, входящие в расчетную лесосеку. Если в расчетную лесосеку включать дополнительно объемы по санитарным рубкам, то получается двойная рубка одного и того же дерева, что недопустимо исходя из правил статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Оценив представленные доказательства в их совокупности согласно правил статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в нарушение части 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации дополнительное соглашение N 1 от 02.10.2010 в оспариваемой части заключено безотносительно к допустимому объему изъятия древесины путем сплошных санитарных рубок и безотносительно к лесохозяйственному регламенту Кодинского лесничества, корректировка которого не проводилась на дату утверждения Проекта освоения лесов и подписания оспариваемого соглашения, а потому в силу положений части 1 статьи 167, статей 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной сделкой в оспариваемой части.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, суд апелляцинной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что фактическая заготовка древесины как несостоятельный, поскольку суд при рассмотрения иска о признании дополнительного соглашения недействительным не должен исследовать фактическую заготовку древесины, поскольку дополнительное соглашение без заготовки древесины влечет нарушение норм действующего законодательства и затрагивает публичные интересы.
Принимая во внимание положения статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указанные пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица, при этом следует учитывать, что такие требования могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181, трехлетний срок исковой давности по оспариванию дополнительного соглашения от 02.10.2010 N 1 не может начать исчисляться ранее заключения самой сделки, а также учитывая, подачу иска Агентством в арбитражный суд 15.12.2011, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что срок исковой давности по заявленным требованиям истцом не пропущен. Поэтому, довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным исковым требованиям, обоснованные началом исчисления исковой давности с ноября 2008 г., когда ответчиком представлен истцу для утверждения проект освоения лесов, не основаны на правилах статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об удовлетворении иска.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 05 июля 2013 года по делу N А33-20651/2011 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей относятся на заявителя апелляционной жалобы (ответчика), который ее уплатил при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "08" июля 2013 года по делу N А33-20651/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20651/2011
Истец: Агентство лесной отрасли Красноярского края
Ответчик: ЗАО "Кодинскэкспортлес"
Третье лицо: Агентство лесной отрасли Красноярского края
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6699/13
17.10.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4458/13
08.07.2013 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-20651/11
18.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2166/13
21.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5489/12
30.08.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2739/12
15.05.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-20651/11