г. Челябинск |
|
16 октября 2013 г. |
Дело N А47-16905/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Бояршиновой Е.В., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксклюзив" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05 июля 2013 года по делу N А47-16905/2012 (судья Калашникова А.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Эксклюзив" (далее - заявитель, общество, ООО "Эксклюзив") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений о назначении административного наказания от 07.12.2012 N 333 по делу N 08-08/326, N 334 по делу N 08-08/327, N 335 по делу N 08-08/328, вынесенных Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Росалкогольрегулирование, Управление).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2013 (резолютивная часть решения объявлена 28.06.2013) в удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Эксклюзив" отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Эксклюзив" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания от 07.12.2012 N 333 по делу N 08-08/326, N 334 по делу N 08-08/327, N 335 по делу N 08-08/328.
Податель апелляционной жалобы ссылается на наличие в совокупности трех факторов (пробел в законодательстве, отсутствие официальных разъяснений и невозможность заполнения электронных форм деклараций) обусловило неправильное толкование обществом норм действующего законодательства. В результате этого общество считает, что не должно подавать декларации по формам 6, 7 и 8.
До начала судебного заседания заинтересованное лицо представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании 02.10.2013 был объявлен перерыв до 09.10.2013.
Рассмотрение апелляционной жалобы продолжено в судебном заседании 09.10.2013 после объявленного перерыва.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, пришел к выводу о доказанности вмененного ему административного правонарушения.
С выводами арбитражного суда первой инстанции нельзя согласиться.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, основным видом деятельности общества является оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, дополнительными видами деятельности является - оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами, оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом; прочая оптовая торговля; розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями; розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах.
В ходе осуществления контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции 08.11.2012 в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу проверен порядок представления ООО "Эксклюзив" декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложений N N 6, 7, 8 (далее - декларации NN 6, 7, 8) к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила), за 3 квартал 2012 года.
В ходе проведения проверки установлено, что общество за проверяемый отчетный период осуществляло деятельность по обороту алкогольной продукции в соответствии с данными декларации по форме согласно приложению N 5 к Правилам за 3 квартал 2012 года, представленной ООО "Эксклюзив" в электронной форме и на бумажном носителе. В свою очередь, декларации NN 6, 7, 8 за 3 квартал 2012 года ни на бумажном носителе, ни в электронной форме по состоянию на 07.02.2012 в административный орган не поступали.
По факту выявленного нарушения административным органом вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 08.11.2012.
По результатам проведенного расследования 27.11.2012 составлены протоколы об административных правонарушениях N N 329, 330, 331.
Постановлениями от 07.12.2012 N N 333, 334, 335 ООО "Эксклюзив" привлечено к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за каждое правонарушение.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу условий ст. 15.13 КоАП РФ, уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Указанные Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены "Правила о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, поименован в пункте 1 Правил, в число которых входят декларации:
об объеме производства и оборота этилового спирта;
об объеме использования этилового спирта;
об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
об использовании производственных мощностей;
об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции;
об объеме розничной продажи пива и пивных напитков.
В силу п. 8 Правил, организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6.
Согласно п. 9 Правил, организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
Организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме перевозки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 8 (пункт 10 Правил).
Согласно пунктам 15, 16 Правил, декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Так, ранее действовавшее постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, утвердившим Правила о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей. Пунктом 1 Правил перечень представляемых деклараций значительно расширен.
В то же время статья 15.13 КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с учетом изменений от 22.06.2002 N 116-ФЗ) не содержит указания на противоправные деяния, выраженные в нарушении срока представления декларации об объеме поставки, об объеме закупки и об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющиеся самостоятельными видами деклараций.
Статьей 15.13 КоАП РФ, введенной в действие в 2001 году, не предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков представления декларации об объеме поставки, об объеме закупки и об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Расширительное толкование названной нормы не допустимо.
На основании вышеизложенного, выводы арбитражного суда первой инстанции о доказанности событий совершенных административных правонарушений, суд апелляционной инстанции считает ошибочными
Кроме того, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представлена заявителем в Управление своевременно.
Суд апелляционной инстанции также согласен с доводами ООО "Эксклюзив" о том, что административным органом в данном случае не установлена вина заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения.
В силу условий ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ).
Таким образом, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Эксклюзив" подлежит удовлетворению, а, решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05 июля 2013 года по делу N А47-16905/2012 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Эксклюзив" удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановления о назначении административного наказания, вынесенные Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу:
- от 07.12.2012 N 333 по делу N 08-08/326, о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эксклюзив" к административной ответственности по ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей;
- от 07.12.2012 N 328 по делу N 08-08/328, о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эксклюзив" к административной ответственности по ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей;
- от 07.12.2012 N 334 по делу N 08-08/327, о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эксклюзив" к административной ответственности по ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Эксклюзив" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-16905/2012
Истец: ООО "Эксклюзив"
Ответчик: Межрегиональное управление федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу)