г. Тула |
|
29 сентября 2008 г. |
Дело N А54-793/2008-С9 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тучковой О.Г., судей Полынкиной Н.А., Еремичевой Н.В.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МУП г. Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей"
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 07.07.2008 г. по делу N А54-793/2008-С9 (судья Афанасьева И.В.), принятое по
иску МУП г. Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей"
к субъекту Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ,
3-и лица: Региональная энергетическая комиссия Рязанской области, Администрация города Рязани, Финансово-казначейское управление администрации г. Рязани, -
о взыскании 56 900 500 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Заридзе Д.В. - начальника юридического отдела, доверенность от 12.02.2008 г. N 08/1-26;
от ответчика - субъекта Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области: Бугаева А.Е. - заместителя начальника юридического отдела, доверенность N 09-24/3 от 11.01.2008 г., служебное удостоверение N 22, выдано 07.06.2006 г.;
от ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ: Кондратьева И.А. - заместителя начальника юридического отдела УФК, доверенность в порядке передоверия от 26.12.2007 г., удостоверение 62 N 6186 от 01.08.2007 г.;
от третьих лиц - Региональной энергетической комиссии Рязанской области: не явились, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц - администрации г. Рязани: Решоткина А.А. - представителя, доверенность от 15.09.2008 г. N 07-1134;
от третьих лиц - Финансово-казначейского управления администрации г. Рязани: не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (далее - МУП г. Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к субъекту Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области о взыскании 56 900 500 руб.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рязанская энергетическая комиссия Рязанской области, администрация города Рязани, Финансово-казначейское управление администрации города Рязани.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.07.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Финансово-казначейское управление администрации г.Рязани и Региональная энергетическая комиссия Рязанской области в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителей истца, ответчика и администрации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Судом установлено, что в период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. МУП г. Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" оказывало населению города Рязани коммунальные услуги по отоплению (теплоснабжению) и горячему водоснабжению.
Оплата коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населением города Рязани производилась в соответствии со ставками платы за коммунальные услуги, установленными решением Рязанского городского совета от 27.11.2006 г. N 783-Ш "Об утверждении тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги".
В результате разницы между тарифами, установленными постановлением РЭК Рязанской области от 06.12.2006 г. N 152 и отражающими реальные затраты энергоснабжающей организации на поставку теплоэнергии потребителям, и тарифами для населения, установленными постановлением Правительства Рязанской области от 16.11.2006 г. N 291 с учетом предельных индексов, у МУП г. Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" возникли убытки в виде неполученных доходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В целях реализации Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ (далее - Закон N 210-ФЗ), на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 г. N 168-э/З "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги,... на 2007 год" были установлены предельные индексы максимального изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Рязанской области в размере 115%.
В соответствии с определенными Федеральным законом от 14.05.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" полномочиями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по установлению тарифов на тепловую энергию в Рязанской области, предусмотренных постановлением губернатора Рязанской области от 24.10.2005 г. N 367-пг "О региональной энергетической комиссии Рязанской области", Региональная энергетическая комиссия Рязанской области своими постановлениями от 06.12.2006 г. N 153 и N 152 установила в Рязанской области тарифы на тепловую энергию, a Правительство Рязанской области своим постановлением от 16.11.2006 г. N 291 "Об утверждении предельных индексов изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса... на 2007 год" установило предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 115% по каждому муниципальному образованию.
Во исполнение положений Закона N 210-ФЗ о полномочиях органов местного самоуправления на установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в соответствии с установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации указанным предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги приложением N 3 "Ставки платы за коммунальные услуги для населения" к решению Рязанского городского совета от 27.11.2006 г. N 783-III определены размеры платы за коммунальные услуги для населения г. Рязани с учетом установленного Рязанской областью предельного индекса изменения тарифов, использование которых населением при оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, как указывает истец, повлекло для него убытки.
В силу п. 20 ст. 2 Закона N 210-ФЗ устанавливаемые по субъектам Российской Федерации и (или) муниципальным образованиям на очередной финансовый год выраженные в процентах индексы изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса предельные индексы являются средними по указанным административным образованиям.
Устанавливаемые по муниципальным образованиям максимальные индексы изменения тарифов (и соответствующие им размеры оплаты) услуг коммунальных организаций могут отличаться от предельного максимального индекса, установленного в среднем по субъекту Российской Федерации.
Данное отличие определяется предусмотренным ст. 3 Закона N 210-ФЗ принципом полного возмещения затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ, и реализуется в процессе определенного подп. 3 п.1 ст. 5 Закона N 210-ФЗ согласования представительными органами местного самоуправления с коммунальными организациями их производственных программ и учета расходов коммунальных организаций при предоставлении ими услуг, необходимости предотвращения убытков, понесенных этими организациями.
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, вред, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования соответственно.
При этом для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер убытков и меры, предпринятые для их уменьшения.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, вопрос об учете экономических показателей производства коммунальных услуг истцом должен был решаться указанными лицами на стадии согласования производственной программы предприятия.
В случае принятия представительным органом муниципального образования решения об установлении размеров платы за коммунальные услуги в г. Рязани без учета расходов коммунальных организаций истец должен был обжаловать такое решение как нарушающее его предусмотренные законом права.
В процессе этого согласования МУП г. Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" могло использовать предусмотренное ст. 192 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным принятого нормативного правового акта, как нарушающего права и законные интересы предприятия.
Судом первой инстанции установлено, что предприятие не обращалось в суд либо к органу государственной исполнительной власти с просьбой рассмотреть вопрос об утверждении новых тарифов на услуги тепловой энергии в целях покрытия издержек, связанных с оказанием данных услуг.
Неиспользование истцом права на обжалование нормативно-правовых актов, установивших тарифы теплоснабжения и горячего водоснабжения на 2007 г. в г. Рязани, свидетельствует о признании предприятием их законности и принятии ответственности за их выполнение.
В нарушение требований ст. 65 АПК РФ истец не представил доказательств того, в результате каких неправомерных действий (бездействий), какого государственного органа, ему были причинены убытки, не представил доказательств вины государственного органа и причинно-следственной связи между его действиями (бездействием) и возникновением убытков.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о бездействии государственных органов в части непринятия мер по компенсации убытков судом во внимание не принимается.
Ссылка предприятия на п.16 и п.19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 в рассматриваемом случае неприменима, поскольку реализация тепловой энергии, в связи с которой заявлены исковые требования, не является льготой.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленного требования.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции правильно установил все имеющие значение для дела обстоятельства, полно и всесторонне их исследовал, дал им надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для их переоценки у апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.07.2008 г. по делу N А54-793/2008-С9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-793/2008
Истец: МУП "РЯЗАНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ"
Ответчик: - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области, в лице Министерства финансов РФ (УФК Рязанской области), Субъект РФ-Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области
Третье лицо: Администрация г. Рязани, Администрация города Рязани, Региональная энергетическая комиссия Рязанской области, Управление Федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области, Федеральная служба по тарифам, ФИНАНСОВО-КАЗНАЧЕЙСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. РЯЗАНИ, в лице Министерства финансов РФ, АНО "Центр независимой потребительской экспертизы и просвещения", Межрайонная ИФНС России N1 по Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2017 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3510/17
31.10.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6386/08
15.06.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6423/13
26.04.2016 Определение Арбитражного суда Рязанской области N А54-793/08
31.07.2013 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-793/08
06.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6386/08
30.10.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4853/12
10.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3212/08
27.09.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4853/12
20.09.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4853/12
03.08.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-793/08
25.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13757/11
15.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13757/11
07.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13757/11
12.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13757/11
12.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13757/11
12.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13757/11
18.07.2011 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6386/08
11.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6386/08
18.04.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1132/11
20.01.2011 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-793/08
20.01.2011 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-793/08
17.02.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6386/08
29.09.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3212/08
07.07.2008 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-793/08