г. Вологда |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А44-191/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 октября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.
при участии от открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант" Фомина В.С. по доверенности от 17.01.2013 N 013/181, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области Семерни М.В. по доверенности от 18.02.2013 N 6-01/002829, Малькова А.Ю. по доверенности от 02.08.2013, Алексеевой Н.Г. по доверенности от 18.02.2013 N 6-01/002827, Романовой С.А. по доверенности от 09.01.2013 N 6-01/1, Улановой В.А. по доверенности от 24.06.2013 N 6-01/011300,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 мая 2013 года по делу N А44-191/2013 (судья Куропова Л.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Квант" (ОГРН 1115321008175; далее - ОАО "НПО "Квант", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области (ОГРН 1045300659997; далее - инспекция, налоговая инспекция, налоговый орган) от 20.11.2012 N 14-16/41 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в виде штрафа в сумме 712 329 руб., по статье 123 НК РФ за несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в виде штрафа в сумме 214 057 руб., взыскания пеней по НДС (налоговый агент) в сумме 29 434 руб. 04 коп., пеней по НДС в сумме 680 173 руб. 72 коп., недоимки по НДС в сумме 7 211 321 руб., удержания и перечисления в бюджет неудержанного НДС в сумме 183 099 руб.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 07 мая 2013 года заявленные требования общества удовлетворены частично: решение инспекции признано незаконным в части взыскания штрафных санкций в сумме 164 057 руб. по статье 123 НК РФ, в удовлетворении остальной части требований общества отказано.
ОАО "НПО "Квант" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части отказа в признании недействительным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 712 329 руб., взыскания недоимки по НДС в сумме 7 211 321 руб. и пеней по НДС в сумме 680 173 руб. 72 коп. по эпизоду принятия к вычету НДС по приобретенным товарам за счет бюджетных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение общества и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в указанной части. Мотивируя жалобу, ссылается на незаконность обжалуемого решения суда. Отрицает, что денежные средства, перечисленные обществу в качестве бюджетных инвестиций, являются безвозмездно полученными.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Налоговая инспекция в отзыве и ее представители в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонили, просили оставить решение суда в обжалуемой части без изменения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения суда и лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО "НПО "Квант" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, в том числе по НДС за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 12.09.2012 N 14-16/41.
По итогам рассмотрения акта проверки и с учетом возражений налогоплательщика инспекцией принято решение от 20.11.2012 N 14-16/41 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 712 329 руб., за неполную уплату транспортного налога в виде штрафа в сумме 3645 руб., по статье 123 НК РФ за несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ в виде штрафа в сумме 214 057 руб. Кроме того, данным решением обществу предложено уплатить НДС в сумме 7 211 321 руб., транспортный налог в сумме 18 225 руб., пени по НДС в сумме 680 173 руб. 72 коп., пени по НДС (налоговый агент) в сумме 29 434 руб. 04 коп., удержать и перечислить в бюджет неудержанный НДС в сумме 183 099 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 11.01.2013 N 5-10/00134 данное решение изменено: уменьшена сумма исчисленных инспекцией завышенных убытков при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на 947 033 руб.; в остальной части решение инспекции оставлено без изменения, утверждено и вступило в силу с момента его утверждения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
В пунктах 3.2.1 и 3.2.2 решения инспекции указано на неправомерное предъявление заявителем к вычету НДС за IV квартал 2010 года в размере 3 623 532 руб., за III и IV кварталы 2011 года в общей сумме 3 719 586 руб. по приобретенным товарам за счет бюджетных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение общества.
Основанием для доначисления обществу НДС послужил вывод налогового органа о том, что бюджетные инвестиции выделены с учетом НДС; при формировании первоначальной стоимости основных средств (оборудования), капитальных вложений, оплаченных за счет средств федерального бюджета, сумма НДС не выделялась, а учитывалась в стоимости основных средств.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований общества по данному эпизоду и пришел к выводу о том, что вычеты по НДС за указанные налоговые периоды в спорных суммах заявлены неправомерно.
Апелляционная инстанция находит данный вывод суда обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные законом налоговые вычеты.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам, согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, (работ, услуг), имущественных прав после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.04.2004 N 169-0, обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств. При этом передача собственного имущества (в том числе ценных бумаг, включая векселя, и имущественных прав) приобретает характер реальных затрат на оплату начисленных поставщиками сумм налога только в том случае, если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком либо по возмездной сделке и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено, либо в счет оплаты реализованных (проданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
При этом согласно разъяснению Конституционного Суда Российской Федерации, данному в определении от 04.11.2004 N 324-0, из определения от 08.04.2004 N 169-0 не следует, что налогоплательщик во всяком случае не вправе произвести налоговый вычет, если сумма НДС уплачена им поставщику товаров (работ, услуг) в составе цены, в частности, денежными средствами (в том числе до момента исполнения налогоплательщиком обязанности по возврату займа). Право на вычет сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), не может быть предоставлено в том случае, если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту передачи поставщику в счет уплаты начисленных сумм налога не только не оплачено либо оплачено не полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем.
В ходе проверки инспекцией установлено, что между Федеральным государственным унитарным предприятием "Производственное объединение "Квант" (далее - ФГУП "ПО "Квант"), правопреемником которого является ОАО "НПО "Квант", и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - министерство) заключены договоры от 12.09.2008 N 8209.1003902.11.0019 и от 13.04.2011 N 11209.1000400.11.010001 с дополнениями и изменениями к ним о взаимодействии сторон при осуществлении бюджетных инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение ФГУП "ПО Квант", указанного в перечне строек и объектов специального и производственного назначения по Государственному оборонному заказу на 2008 год и на плановый период 2009 - 2010 годов, для федеральных государственных нужд на 2011 год, финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включенные в Государственный оборонный заказ, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства заказчика (застройщика) и осуществлению контроля за целевым использование заказчиком (застройщиком) перечисленных ему бюджетных ассигнований.
Пунктом 2.1 названных договоров предусмотрено, что реконструкция и техническое перевооружение ФГУП "ПО "Квант" осуществляется подрядным способом, для чего заказчик (застройщик) заключает с другими организациями договоры подряда, договоры на выполнение работ, оказание услуг и договоры поставки оборудования с использованием (конкурсных) аукционных процедур отбора и осуществляет контроль за ходом их выполнения.
В соответствии с разделом 3 указанных договоров министерство осуществляет контроль за целевым использованием заказчиком (застройщиком) перечисленных ему бюджетных ассигнований, соблюдением сроков выполнения работ, предусмотренных договором подряда (иных работ). Для этого оно вправе проверять ход и качество выполняемых работ, правильность расходования средств федерального бюджета. Согласно пунктам 3.1.2 договоров министерство обеспечивает в 10-дневный срок со дня представления заказчиком (застройщиком) утвержденного годового бухгалтерского отчета принятие решения об увеличении уставного фонда заказчика (застройщика).
Заказчик (застройщик) организует размещение заказов на выполнение строительно-монтажных работ и поставку оборудования, осуществляет контроль за своевременным и качественным производством работ в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, предоставляет министерству отчет об использовании бюджетных инвестиций и обязуется ввести в эксплуатацию реконструкцию и техническое перевооружение ФГУП "ПО "Квант" в сроки и порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4.1 указанных договоров сумма подлежащих оплате денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в 2010 году составляет 38,4 млн. руб., в том числе НДС; в 2011 году - 36 216 400 руб., в том числе НДС (том 3, лист 130; том 4, лист 42).
Пунктами 4.2 данных договоров предусмотрено, что источником финансирования является федеральный бюджет.
Перечисление бюджетных ассигнований произведено платежными поручениями (том 3, листы 60 - 63):
- от 12.11.2010 N 647 с назначением платежа "бюджетные инвестиции по договору от 12.09.2008 (кап. строительство)" в сумме 8 280 000 руб., в том числе НДС - 1 263 050 руб. 85 коп.;
- от 21.04.2010 N 390 с назначением платежа "перечисление аванса на осуществление бюджетных инвестиций по договору от 12.09.2008 (кап. строительство)" в сумме 33 120 000 руб., в том числе НДС - 5 052 203 руб. 39 коп.;
- от 07.12.2011 N 335 с назначением платежа "бюджетные инвестиции по договору от 13.04.2011 (кап. строительство)" в сумме 7 243 280 руб., в том числе НДС - 1 104 907 руб. 12 коп.;
- от 22.06.2011 N 381 с назначением платежа "перечисление аванса на осуществление бюджетных инвестиций по договору от 13.04.2011 (кап. строительство)" в сумме 28 973 120 руб., в том числе НДС - 4 419 628 руб. 47 коп.
Таким образом, во исполнение указанных договоров министерством произведено перечисление бюджетных ассигнований в 2010 году на общую сумму 41 400 000 руб., в 2011 году - на общую сумму 36 216 400 руб., в том числе НДС.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал, что целевые денежные средства выделялись ФГУП "ПО "Квант" с учетом средств на покрытие не только сумм понесенных им расходов, но и сумм НДС, которые в дальнейшем предъявлены поставщиками и подрядчиками в составе стоимости выполненных ими работ, услуг и поставленных товаров.
Доводы подателя жалобы о том, что получение обществом по договорам, заключенным с министерством, денежных средств производилось на возмездной основе, не нашли своего документального подтверждения.
Ссылка общества на соглашение от 05.06.2013 N 01-09/137 о прекращении обязательств путем зачета денежных требований, заключенное между Российской Федерацией в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, министерством и ОАО "НПО "Квант", не может быть принята во внимание, так как из данного соглашения не следует, что оно заключено в счет погашения задолженности общества по бюджетным инвестициям, перечисленным по вышеназванным платежным поручениям во исполнение договоров от 12.09.2008 N 8209.1003902.11.0019 и от 13.04.2011 N 11209.1000400.11.010001.
Кроме того, указанные договоры не содержат условий о возврате в дальнейшем полученных денежных средств. Пунктом 5.2 договоров предусмотрено, что возврат полученных денежных средств возможен только в случае установления фактов нецелевого использования бюджетных инвестиций.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что денежные средства перечислены из бюджета ФГУП "ПО "Квант" на безвозмездной и безвозвратной основе. Следовательно, передача денежных средств, полученных из бюджета безвозмездно, не приобретает характера реальных затрат.
Доказательств увеличения ФГУП "ПО "Квант" уставного фонда, а также доказательств того, что суммы НДС, оплаченные обществом поставщикам и подрядчикам, превышают суммы, выделенные на указанные цели из федерального бюджета, заявителем в материалы дела не представлено.
В связи с этим у заявителя не имеется оснований для применения налоговых вычетов по операциям с использованием бюджетных средств.
Ссылка подателя жалобы на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04 сентября 2007 года N 3266/07 в данном случае несостоятельна, так как обстоятельства указанного дела и настоящего дела не являются аналогичными.
Таким образом, выводы налоговой инспекции о занижении обществом налогооблагаемой базы по НДС за IV квартал 2010 года, за III и IV кварталы 2011 года и неуплате налога за указанные периоды являются обоснованными, доначисление НДС, а также начисление пеней за несвоевременную уплату данного налога и привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в спорных суммах произведено правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда в обжалуемой части отсутствуют, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 мая 2013 года по делу N А44-191/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-191/2013
Истец: ОАО "Научно-производственное объединение "Квант"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N9 по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9390/13
21.10.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5933/13
24.09.2013 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-191/13
06.08.2013 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-191/13
07.05.2013 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-191/13