г. Чита |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А19-2857/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сюхунбин Е.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АИР-Авто" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 июля 2013 года по делу N А19-2857/2013, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АИР-Авто" (ОГРН 1123850022493, ИНН 3810325524) к Администрации города Иркутска (ОГРН 105380211610, ИНН 3808131271) о признании незаконным решения от 5 декабря 2012 года об отказе в предоставлении земельного участка
(суд первой инстанции: Куклина Л.А.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АИР-Авто" (далее - ООО "АИР-Авто", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК Российской Федерации (т. 1, л.д. 42-43), к Администрации города Иркутска (далее - Администрация) о признании незаконным решения от 5 декабря 2012 года об отказе в предоставлении земельного участка, площадью 4000 кв.м., расположенного по улице Баумана напротив жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 343, в аренду под организацию открытой автостоянки и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 июля 2013 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Администрации имелись правовые основания для отказа Обществу в предоставлении спорного земельного участка под организацию открытой автостоянки, так как указанный земельный участок отнесен к территории общего пользования, в границах которой расположены высоковольтные электрические кабели, трубопроводы и кабель связи, то есть испрашиваемый земельный участок находится в пределах границ красных линий.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "АИР-Авто" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что судом дана неправильная оценка представленным в материалы дела доказательствам, а также неверно применены нормы материального права. В обоснование своей позиции Общество указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции относительно применения к возникшим правоотношениям норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку правоотношения по предоставлению земельных участков в аренду, не связанных со строительством, названный Кодекс не регламентирует.
Общество считает также, что судом первой инстанции не принято во внимание, что статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает такой территориальной зоны, как зона парков, скверов, бульваров. Согласно пункту 9 этой статьи парки относятся к рекреационным зонам, а бульвары и скверы могут включаться в состав любых территориальных зон. В настоящее время на испрашиваемом земельном участке нет парков, бульваров и скверов, Администрацией не представлено доказательств, что запланированы работы по благоустройству данной территории.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы отмечает, что суд первой инстанции не обосновал свой вывод о правомерности отказа в предоставлении земельного участка ввиду нахождения в его границах линий подземных электропередач. При этом в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, возможность предоставления подобных участков определяется по согласованию с энергосетевой компанией.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672000665511649 и N 67200065511663, возвращенным почтовым конвертом N 67200065511656, а также отчетом о публикации 4 сентября 2013 года на официальной сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "АИР-Авто" зарегистрировано в качестве юридического лица 5 июня 2012 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1123850022493 (т. 1, л.д. 28).
10 июля 2012 года Общество обратилось в Администрацию с заявлением N 1-з от 9 июля 2012 года о предоставлении в аренду земельного участка площадью 4000 кв.м., расположенного по улице Баумана напротив жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 343, под организацию открытой автостоянки (т. 1, л.д. 11).
Письмом от 27 августа 2012 года N 917-74-1768/12 Администрация сообщила Обществу о том, что испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования, поэтому предоставить указанный земельный участок не представляется возможным (т. 1, л.д. 12).
Посчитав, что в заявлении N 1-з от 9 июля 2012 года недостаточно точно изложена информация о характеристиках и целях предоставления испрашиваемого земельного участка, ООО "АИР-Авто" 1 октября 2012 года повторно обратилось с заявлением о предоставлении в аренду того же земельного участка для целей, не связанных со строительством, а именно под организацию открытой автостоянки (т. 1, л.д. 13-14).
Письмом от 5 декабря 2012 года N 957-74-3523/12 Администрация повторно отказала Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка по причине того, что он находится на территории общего пользования, а также расположен в границах земельного участка, предоставляемого Министерством имущественных отношений Иркутской области для строительства тепловой сети Ново-Иркутской ТЭЦ (т. 1, л.д. 15).
Посчитав отказ Администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка, выраженный в письме N 957-74-3523/12 от 5 декабря 2012 года, незаконным и необоснованным, ООО "АИР-Авто" оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования, исходя из следующего.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данной статьей предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в уполномоченный орган местного самоуправления (пункт 2).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5).
Положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в отсутствие иного правового регулирования, распространяются и на отношения по предоставлению земельных участков юридическим лицам.
Обоснованность данного вывода (применительно к г. Иркутску) подтверждается положениями Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/09 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка земельные участки, расположенные на территории г. Иркутска, находящиеся в муниципальной собственности г. Иркутска или не разграниченные в установленном законодательством порядке, предоставляются физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, для организации открытых автостоянок, благоустройства и иных целей, не связанных со строительством.
В Порядке, среди прочих вопросов, детально прописана процедура предоставления земельного участка, которая (в случае, если в отношении земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет), состоит в следующем.
Заявитель, заинтересованный в предоставлении указанного земельного участка для цели, не связанной со строительством, подает в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска заявление на имя мэра города Иркутска о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок с приложением ряда документов (пункт 3).
Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в течение месяца с момента регистрации заявления с учетом зонирования территории города определяет возможность предоставления земельного участка для испрашиваемой цели и при наличии такой возможности обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска и выдает заявителю.
Проект распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска об утверждении схемы расположения земельного участка подлежит согласованию с заместителем мэра - председателем комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска в 7-дневный срок с момента поступления (пункт 3.1.1).
В течение 7 дней с момента утверждения схемы расположения земельного участка передает в управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска информацию о земельном участке, который предоставляется заявителю на определенном праве и предусмотренных условиях, для опубликования ее в газете "Иркутск" или в газете "Иркутск официальный" (пункт 3.1.3).
В месячный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления администрации города Иркутска о предоставлении его для цели, не связанной со строительством (пункт 3.1.4).
Сроки и порядок согласования проекта такого постановления и его издания урегулированы в пунктах 3.1.5 и 3.2 Порядка.
Пункт 3.1.1 Порядка, согласно которому изготовление схемы расположения земельного участка производится только в случае, если Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска пришел к выводу о наличии возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, противоречит пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривающему каких-либо исключений и обязывающему орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На основании части 2 статьи 13 АПК Российской Федерации при рассмотрении настоящего спора подлежит пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2010 года N ВАС-12881/10, а также в постановлениях Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2011 года по делу N А78-1194/2010 и от 24 января 2013 года по делу N А78-3464/2012, вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, должен быть разрешен только после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.
Статьей 268 АПК Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции. В частности, предусмотрено, что при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (часть 1). Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2).
С учетом изложенного и в связи с тем, что дополнительные доказательства сторонами не представлены, суд апелляционной инстанции рассматривает настоящее дело по имеющимся доказательствам.
В материалах дела отсутствует составленная и утвержденная распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска схема расположения испрашиваемого Обществом земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Представленная Администрацией в материалы дела Информация, содержащаяся в документах территориального планирования, документации по планировке территории в отношении земельного участка, расположенного напротив дома N 343 по ул. Розы Люксембург в Ленинском районе г. Иркутска (т. 1, л.д. 49), не является схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Более того, данный документ составлен 5 апреля 2013 года, тогда как оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка принято 5 декабря 2012 года.
Не могут быть признаны искомым документом (схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории) и иные имеющиеся в материалах дела документы (т. 1, л.д. 102-104, 136), в том числе представленный Обществом (вместе с заявлением от 1 октября 2012 года) ситуационный план размещения испрашиваемого земельного участка (т. 1, л.д. 74 и 89).
Относительно последнего документа суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает, что пункт 3 Порядка не обязывает заинтересованных лиц представлять одновременно с заявлением подобные документы, а в случае их представления - не освобождает орган местного самоуправления от предусмотренной пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обязанности в установленном порядке изготовить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении испрашиваемого Обществом земельного участка является преждевременным.
Иными словами, решение Администрации в любом случае не соответствует требованиям пунктов 4 и 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает при этом, что правильная оценка доводам и доказательствам, на которые ссылается Администрация в обоснование своей позиции (о нахождении испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования и в границах земельного участка, предоставленного для строительства тепловой сети) возможна только при наличии достоверных доказательств (а именно упомянутой схемы) о месторасположении испрашиваемого Обществом земельного участка.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта о признании незаконным решения Администрации об отказе в предоставлении Обществу в аренду испрашиваемого им земельного участка под организацию открытой автостоянки.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обществом в заявлении об оспаривании решения Администрации об отказе в предоставлении земельного участка конкретный способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов не указан. Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего дела, считает надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав Общества возложение на Администрацию обязанности рассмотреть его заявление от 1 октября 2012 года о предоставлении земельного участка в установленном законом порядке (в том числе с изготовлением и утверждением схемы расположения такого участка).
На основании статьи 110 АПК Российской Федерации понесенные Обществом судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций (2000 и 1000 рублей соответственно) надлежит отнести на Администрацию.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 июля 2013 года по делу N А19-2857/2013, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 июля 2013 года по делу N А19-2857/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Решение Администрации города Иркутска об отказе в предоставлении в аренду земельного участка под организацию открытой автостоянки, выраженное в письме от 5 декабря 2012 года N 957-74-3523/12, признать незаконным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Администрацию города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "АИР-Авто" путем рассмотрения в установленном порядке его заявления от 1 октября 2012 года о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Взыскать с Администрации города Иркутска (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "АИР-Авто" (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Баумана, д. 187, кв. 18; ОГРН 1123850022493, ИНН 3810325524) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2857/2013
Истец: ООО "АИР-Авто"
Ответчик: Администрация г. Иркутска
Третье лицо: Представитель заявителя-Луньков В. В.