Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2013 г. N 05АП-12003/13
г. Владивосток |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А51-19602/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-12003/2013, 05АП-12005/2013
на решение от 30.08.2013
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-19602/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа" (ИНН 2538128499, ОГРН 1092538003095, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009) третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
об оспаривании решения N 15819/20У от 17.06.2013
при участии:
от администрации г. Владивостока: Грачёва А.Ю., представитель по доверенности 03.12.2012 N 1-3/3768 (со спец. полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 3777;
от управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Грачёва А.Ю., представитель по доверенности 19.12.2012 (со спец. полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 3777; от ООО "Альфа": Коваленко Т.В., представитель по нотариальной доверенности от 21.02.2013 (со спец. полномочиями), сроком действия три года, с правом передоверия;
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее - общество, заявитель) обратилось с заявлением о признании незаконным решения администрации г.Владивостока (далее - администрация) N 15819/20У об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 1116 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Никифорова, 18 для целей, не связанных со строительством; обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА, управление) утвердить и выдать ООО "Альфа" схему расположения земельного участка примерной площадью 1116 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Никифорова, 18 для целей, не связанных со строительством - размещение автостоянки.
Определением от 03.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент, третье лицо).
Решением арбитражного суда Приморского края от 30.08.2013 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права суд обязал управление в месячный срок со дня вступления решения в законную силу утвердить и выдать ООО "Альфа" схему расположения земельного участка примерной площадью 1116 кв м для целей, не связанных со строительством (для размещения автостоянки) по адресу: г.Владивосток, Никифорова,18.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление и администрация обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами. Решение суда считают вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своих доводов указывают, что из схемы расположения земельного участка установлено, что в границы формируемого земельного участка включено 5 строчек металлических сооружений - "МН", обозначенных на ситуационном плане как "гаражи". Утверждение схемы расположения земельного участка в испрашиваемых границах, повлечет нарушение прав и законных интересов третьих лиц, являющихся собственниками гаражей и наделенных в силу статьи 36 ЗК РФ исключительным правом на приватизацию земельных участков, занятых строениями, сооружениями. Сам факт нанесения данных объектов на схему расположения земельного участка, свидетельствует о том, что он не свободен от зданий сооружений. На основании изложенных в апелляционной жалобе доводов решение суда просят отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного в судебном заседании, возражало против доводов апелляционных жалоб. Решение суда считает законным и обоснованным, вынесенным при полном исследовании материалов дела. В удовлетворении апелляционных жалоб просит отказать.
Департамент доводы апелляционных жалоб поддержал по основаниям, изложенным в отзыве. Решение суда просит отменить, принять по делу новый судебный акт.
От Департамента до начала судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционные жалобы по делу в отсутствие представителя третьего лица.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
24.04.2013 ООО "Альфа" обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1116 кв м, расположенного в районе ул.Никифорова,18 в г.Владивостоке в аренду на 3 года для целей, не связанных со строительством -для размещения автостоянки. К заявлению были приложены а том числе топографическая съемка, схема расположения земельного участка, ситуационный план, кадастровый план территории.
Департамент 21.05.2013 письмом N 20/03/02-13/9999 обратился к главе администрации г.Владивостока с просьбой об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Администрации г.Владивостока письмом от 17.06.2013 сообщила о возврате документов в адрес Департамента без утверждения схемы, поскольку согласно представленной топографической съемке на испрашиваемом земельном участке расположен гаражи, что свидетельствует о том, что участок не свободен от прав третьих лиц. Кроме того, испрашиваемый земельный участок накладывается на сформированный земельный участок с кадастровым номером 25:18:030017:212.
ООО "Альфа" не согласившись с решением администрации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в соответствии со статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 2.3 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 (далее по тексту - Регламент N 1596), результатом предоставления услуги является: 1) издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; 2) отказ в предоставлении услуги.
Согласно пункту 2.8 Регламента N 1596 основаниями для отказа в предоставлении услуги являются: 1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; 2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Из материалов дела видно, что общество реализовало право, предоставленное ему статьей 34 ЗК РФ, и обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1116 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Никифорова,18, в аренду для целей, не связанных со строительством - для размещения автостоянки.
В свою очередь, департамент, действуя в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, направил заявление общества в администрацию для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В заявлении в соответствии с требованиями статьи 34 ЗК РФ были указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, и приложены необходимые документы.
При этом материалами дела подтверждается, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории ВГО, утвержденным решением Думы г.Владивостока от 07.04.2010 N 742, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне многоэтажной застройки (Ж-3). Размещение объекта автостоянка в данной зоне не противоречит установленным градостроительным регламентам, т.к. относится к основному виду разрешенного использования земельных участков.
В этой связи коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, предусмотренных пунктом 2.8 Регламента N 1596, у Администрации не имелось.
Вместе с тем, основанием для оспариваемого обществом в рамках настоящего дела отказа администрации в утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка явилось наличие в границах формируемого земельного участка металлических гаражей, а также наложение испрашиваемого обществом земельного участка на сформированный земельный участок с кадастровым номером 25:18:030017:212.
В качестве доказательства расположения на спорном земельном участке объектов - металлических гаражей администрация ссылается на схему расположения земельного, из которых усматривается, что на испрашиваемых заявителем земельном участке расположены объекты, обозначенные как "МН".
Коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство не свидетельствует о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка и о наличии прав третьих лиц на данный земельный участок.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что доказательств государственной регистрации указанных объектов в установленном законом порядке и соответствия их признакам недвижимого имущества администрацией в материалы дела не представлено, сведения о правоустанавливающих документах третьих лиц на земельный участок отсутствуют. Тем самым, с учетом положений статей 25, 36 Земельного кодекса РФ администрация не доказала наличие исключительных прав третьих лиц на земельный участок, испрашиваемый заявителем.
Коллегия апелляционной инстанции также учитывает, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Оценивая фактические обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции исходит из отсутствия доказательств того, что металлические гаражи, расположенные на спорном земельном участке, исходя из положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются объектами недвижимости, и на них зарегистрированы права третьих лиц.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, и, установив факт нахождения на спором земельном участке металлических гаражей при отсутствии доказательств наличия исключительных зарегистрированных прав их владельцев на приобретение земельного участка под ними и сведений о правоустанавливающих документах третьих лиц на спорный земельный участок, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие на испрашиваемом обществом земельном участке металлических гаражей не препятствует утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Обосновано не принята во внимание судом первой инстанции и ссылка администрации о наложении испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 25:18:030017:212. Из представленной заявителем схемы, подготовленной ООО "Востокгеопроект", усматривается, что испрашиваемый участок расположен в шести метрах от границ земельного участка с кадастровым номером 25:18:030017:212. Доказательств обратного, управлением и администрацией не представлено. Кроме того, на сегодняшний день границы земельного участка не определены.
По смыслу положений статьи 34 ЗК РФ оформление схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления следует рассматривать в качестве прямой юридической обязанности управомоченного субъекта, не подлежащей трактованию в ином смысле. На заявителя, в свою очередь, возложена обязанность по проведению кадастрового учета земельного участка.
Поскольку органом, уполномоченным по распоряжению земельными участками на территории г. Владивостока, является департамент, то именно департаментом будет решаться вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка при наличии установленных администрацией ограничений, отраженных в утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Учитывая изложенное, отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка, оформленный письмом от 17.06.2013 N 15819/20У, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, так как создает препятствия в получении в аренду земельного участка, необходимого для ведения предпринимательской деятельности.
Установив наличие совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемое решение, и, руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, обязал управление утвердить и выдать обществу схему расположения спорного земельного участка.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.08.2013 по делу N А51-19602/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.