г. Самара |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А65-14129/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ОАО "Строительная Фирма "Татнефтепроводстрой" - представителя Касатова В.С. (доверенность от 10 января 2013 года),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в упрощенном порядке в открытом судебном заседании 16 октября 2013 года апелляционную жалобу ОАО "Строительная Фирма "Татнефтепроводстрой"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 сентября 2013 года по делу N А65-14129/2013 (судья Адеева Л.Р.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению ОАО "Строительная Фирма "Татнефтепроводстрой" (ОГРН 1021602862170, ИНН 1644026874), Республика Татарстан, г.Альметьевск, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 17 июня 2013 года N 137/2013 о назначении административного наказания по ст.7.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Строительная Фирма "Татнефтепроводстрой" (далее - ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан, административный орган) от 17 июня 2013 года по делу N 137/2013 о назначении административного наказания по ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за самовольное занятие земельного участка в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" отказано на том основании, что в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ст.7.1 КоАП РФ, административным органом соблюдена процедура привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ОАО "Строительная Фирма "Татнефтепроводстрой" просит решение суда отменить, производств по делу прекратить, ссылаясь на недоказанность наличия в его действиях вменяемого состава административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Республике Татарстан просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления Росреестра по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника главного государственного инспектора от 15 апреля 2013 года N р/860 проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства юридическим лицом.
В ходе проверки было установлено, что земельный участок по адресу: г.Альметьевск, ул.Р.Фахретдина, д.76, общей площадью 39200 кв.м, используется заявителем для размещения производственной базы. При этом часть земельного участка площадью 900 кв.м не поставлена на кадастровый учет, государственная регистрация права не осуществлена. Данный земельный участок прилегает к земельному участку с кадастровым номером 16:45:050104:40, принадлежащему ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой". При этом территория ограждена по периметру цельным однообразным забором, доступ на который возможен только ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой". Следовательно, обществом не приняты возможные меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.
Данные факты правонарушения были отражены Управлением Росреестра по Республике Татарстан в акте проверки от 14 мая 2013 года N 297.
По результатам плановой проверки в отношении общества 14 мая 2013 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении, заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Татарстан вынес постановление от 17 июня 203 года N 137/2013 о назначении обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10000 руб.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно Положению о государственном земельном контроле, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 года N 689, (далее - Положение о государственном земельном контроле) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением, в том числе: выполнения требований земельного законодательства о недопущении использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Пунктом 1 Положения о государственном земельном контроле установлено, что задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
В соответствии с ч.1 ст. 23.21 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных также статьей 7.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, в порядке ст.28.8 КоАП РФ в Альметьевским отделом Управления Росреестра по Республике Татарстан был выявлен факт административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, выразившегося в использовании обществом земельного участка, площадью 900 кв.м, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
По результатам проверки от 14 мая 2013 года составлен акт проверки N 297, в котором указано, что земельный участок по адресу: г.Альметьевск, ул.Р.Фахретдина, д.76, общей площадью 39200 кв.м, используется ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой", при этом 900 кв.м используется без правоустанавливающих документов. Доступ на земельный участок площадью 900 кв.м, использующийся без документов, возможен только через земельный участок с кадастровым номером 16:45:050104:40, принадлежащий ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой", так как территория базы ограждена по периметру цельным однообразным забором.
При проведении проверки присутствовал представитель общества по доверенности N 11 от 10 января 2013 года Касатов Василий Сергеевич, который ознакомился с результатами проверки и указывал в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц.
Протокол об административном правонарушении от 14 мая 2013 года составлен также в присутствии с представителя заявителя.
Объективная сторона названного правонарушения выражается в самовольном занятии земельного участка либо использовании земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Субъектами названного правонарушения могут быть юридические лица, самовольно занявшие земельный участок и (или) не имеющие правоустанавливающих документов на занятый ими земельный участок.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведённой административным органом, установлено, что ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" использует земельный участок по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, ул. Фахретдина, д.76, общей площадью 39200 кв.м, из них: 900 кв.м отсутствует на кадастровом учете, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют; 38300 кв.м используется на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимость осуществлена запись N 16-16-14/149/2008-339 от 30 декабря 2008 года.
Общество в обоснование заявленных требований ссылается на ненадлежащее исполнение ООО "СТ-Внедрение" договорных обязательств по договору купли-продажи N 30/1208 от 30 декабря 2008 года, по которому ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" продало ООО "СТ-Внедрение" часть забора (из железобетонных плит и металлических столбов) длиной 170 м на земельном участке с кадастровым номером 16:45:050104:40. Данным договором предусмотрено, что ООО "СТ-Внедрение" несет расходы, связанные с демонтажем части забора и вывозом с территории земельного участка.
Между тем факт неисполнения ООО "СТ-Внедрение" своих обязательств по договору не снимает с ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" ответственности за использование земельного участка, который оказался в фактическом владении последнего в результате непринятия мер по демонтажу забора. Доказательств того, что ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" предпринимало меры для освобождения земельного участка от указанного имущества (например, путем понуждения исполнения обязательства в натуре) в материалы дела не представлено.
Административное правонарушение, предусмотренное ст.7.1 КоАП РФ, носит длящийся характер, поскольку обусловлено бездействием, сопряженным с последующим длительным и непрекращающимся невыполнением возложенных на лицо обязанностей под угрозой привлечения к ответственности, продолжающимся на следующий и последующие дни по истечении установленного нормативным актом срока.
Если законом установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование данным земельным участком без оформления таких документов образует состав правонарушения ст.7.1 КоАП РФ.
Анализ объекта и объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряжённое с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю (данная позиция содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 01 февраля 2005 года N 11301/04 по делу NА40-42210/03-96-447).
Событие административного правонарушения и вина общества в использовании земельного участка 900 кв.м по адресу: г.Альметьевск, ул.Р.Фахретдина, д.76, без правоустанавливающих документов подтверждается актом проверки N 297 от 14 мая 2013 года, протоколом об административном правонарушении от 14 мая 2013 года.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что деяние общества квалифицировано административным органом как использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Наличие в деянии общества состава правонарушения подтверждается материалами дела.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств того, что обществом принимались какие-либо меры по устранению выявленного нарушения.
Материалами дела полностью подтверждаются факт совершения обществом вмененного правонарушения и его вина.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "Строительная Фирма "Татнефтепроводстрой" вменяемого состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд установил, что оспариваемое заявителем постановление административного органа о привлечении общества к административной ответственности, является законным и обоснованным.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не пропущен. Наказание назначено с учетом требований ст.4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.7.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Довод общества о возможном вынесении в отношении него письменного предупреждения в порядке ст.3.4 КоАП РФ несостоятелен, поскольку санкция ст.7.1 КоАП РФ допускает административное наказание только в виде штрафа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок (площадью 900 кв.м) не используется в хозяйственной деятельности заявителя, на нем отсутствуют какие-либо постройки и не складируются материалы (пустырь), доступ на территорию превышающую на 900 кв.м свободен, не принимаются, поскольку опровергаются материалами дела. Территория принадлежащей заявителю производственной базы ограждена забором, что не оспаривается заявителем. Доступ на данную территорию ограничен, что подтверждено материалами проверки, в том числе актом, протоколом об административном правонарушении. До настоящего времени обязательства по договору купли-продажи N 30/1208 от 30 декабря 2008 года, на который ссылается заявитель, не исполнены, в связи с чем фактический переход прав на указанное имущество к новому собственнику забора не произошел. Забор находится в фактическом владении заявителя, поскольку служит ограждением принадлежащей ему производственной базы и приводит к незаконному использованию заявителем спорного земельного участка, площадью 900 кв.м, права на который заявителем не оформлены в установленном порядке.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 03 сентября 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 сентября 2013 года по делу N А65-14129/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14129/2013
Истец: ОАО "Строительная Фирма "Татнефтепроводстрой", г. Альметьевск
Ответчик: Альметьевский отдел Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г. Альметьевск
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан