г. Челябинск |
|
23 октября 2013 г. |
Дело N А47-1125/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области и государственного унитарного предприятия "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05 июля 2013 года по делу N А47-1125/2013 (судья Федорова С.Г.).
В заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Кривенкова Ю.В. (доверенность от 05.02.2013 N 2).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - заявитель, Управление Росреестра по Оренбургской области) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения от 28.01.2013 по делу N 06-05-57/2012 (исх. N 559) и предписания от 28.01.2013 по делу N 06-05-57/2012 (исх. N 60), вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Оренбургской области, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено государственное унитарное предприятие "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - третье лицо, ГУП "Сартехинвентаризация").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.07.2013 по настоящему делу в требования, заявленные Управлением Росреестра по Оренбургской области удовлетворены.
С решением арбитражного суда первой инстанции не согласились антимонопольный орган и третье лицо, подав апелляционные жалобы на указанный судебный акт.
В апелляционной жалобе УФАС России по Оренбургской области просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Управлению Росреестра по Оренбургской области в удовлетворении заявленных требований. По мнению данного подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого судебного акта, противоречат фактическим обстоятельствам. В частности, антимонопольный орган считает неверным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что Управление Росреестра по Оренбургской области, возвращая ГУП "Сартехинвентаризация" заявление, действовало в соответствии с нормами действующего законодательства, поскольку Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 N 577 (далее - Порядок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577) не определяет порядок осуществления технического учета и технической инвентаризации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации объектов капитального строительства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921), технический учет объектов представляет собой систему сбора, документирования, обработки, обобщения (систематизации) и хранения информации о зданиях и сооружениях всех видов, полученной в результате проведения их технической инвентаризации, для целей удостоверения государством факта их возникновения, существования или прекращения существования. Ссылаясь на пп. "б" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477), ст. 43, ч. 3 ст. 44, ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), а также на письмо Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.02.2013 N Д23и-449, УФАС России по Оренбургской области указывает на то, что технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства с 01.01.2013, как ранее, должны осуществлять аккредитованные государственные организации. Помимо изложенного, данный податель апелляционной жалобы ссылается на то, что изначально ГУП "Сартехинвентаризация" обратилось в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением об аккредитации 28.06.2012, то есть, до 01.01.2013.
В апелляционной жалобе ГУП "Сартехинвентаризация" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Управлению Росреестра по Оренбургской области в удовлетворении заявленных требований. По мнению ГУП "Сартехинвентаризация", арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке решения, допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ГУП "Сартехинвентаризация", являются аналогичными доводам, изложенным в апелляционной жалобе антимонопольного органа, кроме того, третье лицо ссылается на то, что, исходя из условий п. 7 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии, издав письмо от 04.07.2012 N 09-4992-ВАб "Об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации", превысила свои полномочия.
В представленном отзыве на апелляционные жалобы Управление Росреестра по Оренбургской области просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Определением от 25.09.2013 рассмотрение апелляционных жалоб откладывалось на 16.10.2013.
По основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Костина В.Ю., судьей Бояршиновой Е.В.
Рассмотрение дела начато сначала.
УФАС России по Оренбургской области и ГУП "Сартехинвентаризация", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, уполномоченных представителей в судебное заседание не направили.
С учетом мнения представителя Управления Росреестра по Оренбургской области, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей антимонопольного органа и третьего лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 16.10.2013 осуществлено заслушивание аудиозаписи заседания Комиссии УФАС России по Оренбургской области от 14.01.2013 по делу N 06-05-57/2012 (т. 3, л.д. 4), на которую имеется ссылка в апелляционной жалобе ГУП "Сартехинвентаризация".
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, отзыва на нее, заслушав представителя Управления Росреестра по Оренбургской области и вышеупомянутую аудиозапись, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из имеющихся в деле документов следует, что в УФАС России по Оренбургской области поступило заявление ГУП "Сартехинвентаризация" о допущенном Управлением Росреестра по Оренбургской области нарушении антимонопольного законодательства, выразившимся в том, что по фактам обращения третьего лица в Управление Росреестра по Оренбургской области, 13.12.2011, 15.03.2012, 28.06.2012 с заявлением об аккредитации предприятия на право осуществления технического учета и технической инвентаризации объектов капительного строительства на территории Оренбургской области, Управлением Росреестра по Оренбургской области письмом от 17.07.2012 N 02-08-13/3346, со ссылкой на ст. ст. 43, 44 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и на приказ Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577 "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства", сообщило о том, что на территории Оренбургской области аккредитация осуществления технического учета не осуществляется.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области 28.01.2013 вынесено решение по делу N 06-05-57/2012, которым:
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области признана нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 1);
- решено выдать Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего: повторно рассмотреть заявление ГУП "Сартехинвентаризация" от 28.06.2012 б/н об аккредитации предприятия на право осуществления технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2);
- решено передать материалы дела N 06-05-57/2012 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 3).
Также антимонопольным органом заявителю выдано предписание от 28.01.2013 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по делу N 06-05-57/2012, которым предписано:
- Федеральной службе государственной регистрации и картографии по Оренбургской области прекратить нарушение ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ограничении конкуренции на рынке услуг по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества (код ОКВЭД 70.32.3), путем воспрепятствования доступу ГУП "Сартехинвентаризация" на данный рынок (письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 17.07.2012 N 02-08-13/3346), для этого в срок до 20.02.2013 повторно рассмотреть заявление ГУП "Сартехинвентаризация" от 28.06.2012 б/н об аккредитации предприятия на право осуществления технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1);
- о выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение пяти дней с момента исполнения, представить документы, подтверждающие его исполнения.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные Управлением Росреестра по Оренбургской области, пришел к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых решения и предписания.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
В силу условий п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 устанавливалось, что: а) государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы; б) до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством.
Положение об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70 (далее - Положение, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70) определяло порядок проведения аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (п. 1.1 данного Положения).
Согласно п. 1.2 Положения, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70, аккредитация организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, проводится в целях подтверждения наличия необходимой материально-технической обеспеченности указанных организаций, а также в целях обеспечения гарантий их ответственности перед заинтересованными лицами и определения возможности ведения названными организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Аккредитация организации подтверждает технические и материальные возможности организации осуществлять технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также исполнять в процессе своей деятельности иные обязанности, установленные для аккредитованной организации законодательством Российской Федерации (п. 1.3 Положения, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70).
В силу условий части 1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - переходный период).
Согласно ч. 2.1 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи.
При этом согласно ч. 2.2 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливается порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период (далее - порядок осуществления государственного учета в переходный период).
Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ устанавливалось, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с названным Федеральным законом указанные в нем законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
С учетом изложенного, в переходный период действовало два порядка государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Указанные вопросы регулировались в числе прочего, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", Положением об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70, Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921.
Соответствующие нормы постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 и Положения, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70, приведены выше, в настоящем судебном акте; Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 определяет порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Из содержания вышеперечисленных нормативных правовых актов следует, что до принятия порядка ведения государственного технического учета такой учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемым Минэкономразвития России, по правилам, утверждаемым указанным Министерством, что соответствует ч. 2.1 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Порядок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577, разработан в соответствии с ч. 2.2 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, и согласно п. 2 приказа Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577, вводился на территории Российской Федерации поэтапно: с 01.01.2012; с 01.04.2012; с 01.09.2013.
На территории Оренбургской области указанный порядок был введен с 01.01.2012 (абз. 2 п. 2 приказа Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577).
При этом новый порядок не предусматривал проведения аккредитации организаций на право проведения технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Поскольку новый порядок, введенный на территории Оренбургской области, не предусматривал проведения аккредитации, а, положения нормативных правовых актов в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда фактически утратили действие, у Управления Росреестра по Оренбургской области отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявления ГУП "Сартехинвентаризации" об аккредитации предприятия на право осуществления технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Оренбургской области.
Доводы УФАС по Оренбургской области и ГУП "Сартехинвентаризация" о том, что Порядок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577 не определяет порядок осуществления технического учета и технической инвентаризации в связи с чем, в силу условий ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ заявитель должен был применять порядок, предусмотренный Положением, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70 и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, правомерно были отклонены арбитражным судом первой инстанции, и не принимаются судом апелляционной инстанции.
В данном случае, арбитражный суд первой инстанции, исходя из анализа норм, содержащихся в ч. ч. 1, 2.1, 2.2 ст. 43, ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, абз. 2 п. 2 приказа Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577, пришел к верному выводу о том, что нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 01.01.2013 то есть до окончания переходного периода, но только на территориях субъектов, где еще не введен новый порядок; иное толкование вышеуказанных норм права, противоречило бы смыслу проводимой реформы в системе государственного учета и регистрации прав и ее конечной цели.
Значимых обстоятельств для рассмотрения денного спора на аудиозаписи заседания Комиссии УФАС России по Оренбургской области от 14.01.2013 по делу N 06-05-57/2012, не содержится.
У суда апелляционной инстанции также нет оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции о том, что оставление Управлением Росреестра по Оренбургской области обращений ГУП "Сартехинвентаризация" 13.12.2011, 27.01.2012, 09.11.2012, не имеет значения для рассмотрения настоящего спора, учитывая, что соответствующие обстоятельства не заложены в решение УФАС России по Оренбургской области от 28.01.2013 по делу N 06-05-57/2012.
Существенные для дела обстоятельства выяснены арбитражным судом первой инстанции, спор рассмотрен арбитражным судом первой инстанции полно и всесторонне, в связи с чем, доводы апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на ошибочном толковании закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Излишне уплаченная государственным унитарным предприятием "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей (платежное поручение от 02.08.2013 N 7632 на сумму 2000 рублей) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату данному подателю апелляционной жалобы, из федерального бюджета. Подлинное платежное поручение от 02.08.2013 N 7632 на сумму 2000 рублей остается в материалах дела N А47-1125/2013 Арбитражного суда Оренбургской области (т. 3, л.д. 81).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05 июля 2013 года по делу N А47-1125/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области и государственного унитарного предприятия "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" - без удовлетворения.
Возвратить государственному унитарному предприятию "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1125/2013
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (РОСРЕЕСТР)
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
Третье лицо: ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости"
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-14900/13
05.02.2014 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-1125/13
23.10.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8923/13
05.07.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-1125/13