Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2013 г. N 05АП-11007/13
г. Владивосток |
|
23 октября 2013 г. |
Дело N А59-3791/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-11007/2013
на решение от 26.07.2013
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-3791/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "Аврора" (ИНН 6501161401, ОГРН 1056500677749) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (ИНН 6501114874, ОГРН 1026500543178) от 17.08.2011 N 65,
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" (далее - общество, ОАО "Авиакомпания "САТ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - пенсионный фонд, управление) от 17.08.2011 N 65 "О привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением явилось ошибочное и противоречащее Конституции Российской Федерации, по мнению общества, толкование и применение управлением с 01.01.2010 положений абзаца 2 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон N 155-ФЗ) в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон N 360-ФЗ), согласно которым изменен порядок определения базы начисления взносов ввиду отмены максимального ограничения такой базы в сумме 415 000 руб.
Решением суда от 31.10.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012, заявленное обществом требование удовлетворено в полном объеме. Суды пришли к выводу, что придание обратной силы новому правовому регулированию порядка начисления взносов, ухудшающему экономическое положение организаций - плательщиком взносов, противоречит Конституции Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы пенсионного фонда на указанные судебные акты Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 21.03.2012 данные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При этом суд кассационной инстанции указал, что с учетом особого порядка формирования источника финансирования доплат к пенсии членам летных экипажей суд, обнаружив неопределенность в вопросе о том, соответствует ли статья 2 Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ статьям 54 и 57 Конституции РФ, должен был в порядке части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этой нормы закона, а не решать этот вопрос самостоятельно.
В связи с запросами Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края Конституционный Суд Российской Федерации по результатам проверки конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" принял Постановление от 17.06.2013 N 13-П, которым часть 2 статьи 2 Закона N 360-ФЗ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 54 (часть 2), 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой содержащееся в ней предписание придает обратную силу ухудшающим положение плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - организаций, использующих труд указанной категории работников, правилам определения базы для начисления этих взносов.
Решением суда первой инстанции от 26.07.2013, принятом при новом рассмотрении настоящего дела оспариваемое решение пенсионного фонда признано недействительным как не соответствующее Закону N 155-ФЗ и Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
При этом суд исходил из определенного Конституционным Судом Российской Федерации в вышеприведенном постановлении порядка его исполнения.
Не согласившись с указанным решением, управление обжаловало его в порядке апелляционного производства как незаконное, необоснованное, принятое при неправильном применении норм материального права.
В обоснование своей позиции пенсионный фонд сослался на то, что нормы Закона N 360-ФЗ в части неприменения ограничения по сумме дохода работника в части начисления страховых взносов в 2010 году, а также в части перерасчета сумм взносов, подлежащих доплате, распространяются на общество в полной мере. В связи с этим выводы управления в оспариваемом решении не противоречат конституционным принципам.
Пенсионный фонд явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, в материалы дела представило письменный отзыв на жалобу, в котором доводы жалобы опровергло, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Одновременно общество уточнило наименование организации - заявителя по делу, в связи со сменой наименования ОАО "Авиакомпания "САТ" на ОАО "Авиакомпания "Аврора", просило дело рассмотреть отсутствие своего представителя.
Поскольку о времени и месте судебного заседания стороны извещены надлежащим образом, коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.
Управлением на основании решения N 65 от 18.04.2011 проведена плановая выездная проверка общества на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования за период с 1 января по 31 декабря 2010 года.
В ходе контрольных мероприятий управление установило, что общество в силу своей деятельности использует труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в связи с чем, в соответствии с Законом N 155-ФЗ является плательщиком взносов, установленных данным нормативным правовым актом.
Рассмотрев составленный по результатам выездной проверки акт от 15.07.2011 N 65 и поступившие письменные возражения, управление вынесло решение от 17.08.2011 N 65 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах по части 2 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 4 589 810,46 руб.
Указанным решением обществу также доначислено к уплате 11 474 526,17 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу и 5 182 699,92 руб. пеней.
Основанием для доначисления страховых взносов явилось то, что в 2010 году общество при уплате страховых взносов по дополнительному социальному обеспечению летного состава исчисляло и уплачивало взносы с сумм выплат, не превышающих 415 000 руб., согласно части 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, в то время как, по мнению пенсионного фонда, данные страховые взносы следовало исчислять и уплачивать со всех сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в соответствии с положениями части 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.12.2010 N 360-ФЗ.
Полагая, что вышеуказанное решение управления основано на неверном толковании и применении абзаца 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Общество является плательщиком взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей в соответствии с Законом N 155-ФЗ, который в спорном периоде действовал в редакции Федеральных законов от 12.03.2002 N 25-ФЗ, от 03.06.2009 N 114-ФЗ, от 24.07.2009 N 213.
Согласно статье 4 Закона N 155-ФЗ для плательщиков взносов тариф взносов установлен в размере 14 процентов выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей.
Объектом обложения и базой для начисления указанных взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены Законом N 212-ФЗ
Так, в силу статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, и устанавливается в сумме не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом в отношении каждого застрахованного лица. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Законом N 360-ФЗ внесены изменения в Закон N 155-ФЗ, в том числе в статью 4.
Согласно новой редакции статьи объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Закона N 212.
В результате данных изменений отменен предусмотренный частью 4 статьи 8 указанного Федерального закона ограничивающий лимит в размере 415 000 рублей с сумм выплат и иных вознаграждений нарастающим итогом для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей, что привело к увеличению базы для начисления взносов.
В соответствии со статьей 2 Закона N 360-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие положений части второй статьи 4 Закона N 155-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Новое правовое регулирование порядка начисления взносов явилось основанием для начисления управлением по результатам выездной проверки спорных сумм недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Вместе с тем, как указал в вышеприведенном Постановлении N 13-П от 17.06.2013 Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, которым порядку определения базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, изменившему их размер в сторону повышения, была придана обратная сила, вопреки требованиям Конституции РФ, в том числе ее статей 1 (часть 1), 8 (часть 1), 15 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 57, неправомерно ограничивает право плательщиков этих взносов - организаций, использующих труд указанной категории работников, на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также - учитывая, что взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей являются обязательными публично-правовыми платежами, - нарушает такие принципы правового государства, как запрет на придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщиков соответствующих платежей, и стабильность условий хозяйствования.
Одновременно с обозначенными выводами Конституционный Суд в целях обеспечения баланса конституционно значимых интересов, связанных с соблюдением запрета на придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщиков обязательных публично-правовых платежей, определил следующий порядок исполнения постановления от 17.06.2013 N 13-П.
Часть 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ с момента провозглашения и, соответственно, вступления в силу названного постановления не подлежит применению при определении базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год.
При этом дела, послужившие поводом для обращения в Конституционный Суд, подлежат разрешению исходя из того, что указанная норма Закона N 155-ФЗ не может рассматриваться в качестве основания определения базы для начисления обществу взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку общество как организация, использующая труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, исполнило надлежаще свою обязанность в проверяемом периоде, у территориального органа Пенсионного фонда РФ отсутствовали правовые основания выносить решение о привлечении заявителя к ответственности по части 2 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 4 589 810, 46 руб. штрафа, а также доначислять к уплате 11 474 526,17 руб. взносов и 456 100, 64 руб. пеней.
Кроме того, из материалов дела следует, что согласно расчету, представленному обществом в управление по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетный 2010 год, исчисленная сумма взносов составила 5 554 474 руб. исходя из базы 39 674 816 руб. Фактически общество перечислило страховые взносы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей в сумме 6 619 211 руб., то есть за отчетный 2010 год обществом произведена переплата в размере 1 064 737 руб.
При этом, как указал в постановлении N 13-П от 17.06.2013 Конституционный Суд, распространив действие нового порядка расчета взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на правоотношения, имевшие место до принятия Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ, федеральный законодатель не предоставил плательщикам этих взносов возможности адаптироваться к новой ситуации, в результате чего не имевшие на момент вступления данного Закона в силу задолженности перед Пенсионным фондом РФ добросовестные плательщики взносов оказались должниками.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение управления от 17.08.2011 N 65 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах не соответствует Закону N 155-ФЗ и Закону N 212-ФЗ, правоприменение которых не должно противоречить Конституции РФ и официальным толкованиям ее положений, данным Конституционным Судом.
Указанное решение нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Имея в виду определенный Конституционным Судом Российской Федерации порядок исполнения принятого им постановления N 13-П от 17.06.2013, доводы апелляционной жалобы управления не опровергают выводов суда первой инстанции. Оснований для отмены обжалуемого решения по основаниям, изложенным в жалобе, не имеется.
Принимая во внимание правильное применение судом норм материального и процессуального права, полное и всестороннее исследование имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.07.2013 по делу N А59-3791/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.