г. Москва |
|
01 июля 2013 г. |
Дело N А40-156155/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
помощником судьи Кальщиковой А.П., помощником судьи Струковой В.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 февраля 2013 года по делу N А40-156155/2012
по заявлению МФЮА (ОГРН 1027739751346, 115191, г.Москва, Серпуховской вал, д.17, корп.1)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании недействительным распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Давыдова Е.Ю. по доверенности от 27.11.2012; |
от ответчика: |
Лопатина Т.В. по доверенности от 27.02.2013; |
УСТАНОВИЛ:
Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования "Московский финансово-юридический университет МФЮА" (далее по тексту также - Заявитель, МФЮА) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 03.09.2012 N 4197-07ДЗР "О предоставлении Аккредитованному образовательному частному учреждению высшего профессионального образования "Московский финансово-юридический университет МФЮА" в собственность земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Верейская, вл. 29, стр. 146 (Западный административный округ города Москвы)" в части, устанавливающей выкупную стоимость земельного участка (кадастровый номер 77:07:0012006:185) в размере 107.258.587 рублей 68 копеек, обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы в течении 30 дней с момента вступления в силу решения суда подготовить и направить в адрес МФЮА проект договора купли-продажи земельного участка площадью 8.402 кв.м с кадастровым номером 77:07:0012006:185, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Верейская, д.29, стр.146, с условием оплаты МФЮА выкупной цены земельного участка в размере 20 процентов от кадастровой стоимости участка, равной 21.451.717 рублям 54 копейкам.
Решением от 21.02.2013 заявленные требования удовлетворены, при этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 03.09.2012 N 4197-07ДЗР "О предоставлении Аккредитованному образовательному частному учреждению высшего профессионального образования "Московский финансово-юридический университет МФЮА" в собственность земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Верейская, вл. 29, стр. 146 (Западный административный округ города Москвы)", в оспариваемой части принято с нарушением требований земельного законодательства действовавшего в период обращения заявителя к ответчику и соответственно спорных отношений и нарушает права и законные интересы МФЮА
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, вынесенном при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по основаниям.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, МФЮА, является собственником нежилого здания площадью 9.187,5 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул. Верейская, д.29, корп.146 (свидетельство о регистрации права собственности от 28.11.2008 серии 77АЖ N 621014).
В целях оформления земельно-правовых отношений на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012006:185 площадью 8.402 кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Верейская, д.29, стр.146, заявитель 27.04.2012 обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с соответствующим заявлением вх. N 33-5-6619/12-(0)-0.
В ходе экспертизы представленных МФЮА документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы были обнаружены разночтения между данными кадастрового паспорта истребуемого земельного участка и свидетельством о регистрации права собственности на здание в части адреса, а именно, в кадастровом паспорте адрес земельного участка был указан как г.Москва, ул. Верейская, вл.29, корп.146, а в свидетельстве о регистрации права собственности адрес здания был указан как г.Москва, ул. Верейская, вл.29, стр.146, при этом адрес, указанный в свидетельстве был правильным и соответствовал действующему адресному реестру БТИ.
С целью устранения указанных разночтений Департаментом земельных ресурсов города Москвы 22.05.2012 было издано распоряжение N 2578 "Об изменении адреса земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:185"
В результате действий государственных органов и нарушения ими установленных сроков, МФЮА фактически получило кадастровый паспорт с верным адресом только 20.07.2012, и соответственно, предоставило в Департамент земельных ресурсов города Москвы 06.08.2012.
Департамент земельных ресурсов города Москвы, рассмотрев заявление МФЮА и представленные документы, распоряжением от 03.09.2012 N 4197-07ДЗР "О предоставлении Аккредитованному образовательному частному учреждению высшего профессионального образования "Московский финансово-юридический университет МФЮА" в собственность земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Верейская, вл. 29, стр. 146 (Западный административный округ города Москвы)" предоставил в собственность МФЮА земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 77:07:0012006:185 площадью 8.402 кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Верейская, вл.29, стр.146 в границах согласно кадастровому паспорту земельного участка для целей эксплуатации здания университета с оплатой стоимости земельного участка в размере 107.258.587 рублей 68 копеек, то есть в размере кадастровой стоимости данного земельного участка.
Не согласившись с распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 03.09.2012 N 4197-07ДЗР "О предоставлении Аккредитованному образовательному частному учреждению высшего профессионального образования "Московский финансово-юридический университет МФЮА" в собственность земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Верейская, вл. 29, стр. 146 (Западный административный округ города Москвы)" в части, установления выкупной стоимости земельного участка (кадастровый номер 77:07:0012006:185) в размере 107.258.587 рублей 68 копеек, посчитав его необоснованным и не соответствующим действующему земельному законодательству, а также нарушающим права и законные интересы МФЮА в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 " О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями (п.3 Положения). Департаменту земельных ресурсов города Москвы предоставлены полномочия в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимать (изменять, отменять) правовые акты, решения об установлении и снятии запрета на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке (5.17 Положения).
Согласно ст.1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных законом.
В силу п.1 ст.10 Закон г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" права на находящиеся в государственной собственности и занятые объектами капитального строительства неделимые земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, приобретаются в порядке, установленном федеральным законодательством.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", имеющим на основании Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" силу нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" до 1 июля 2012 года цена в размере 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка устанавливается при приобретении земельных участков коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов капитального строительства, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти объекты капитального строительства были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
МФЮА реализовало предоставленное ему законом исключительное право на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:185 площадью 8.402 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Верейская, д.29, стр.146, путем обращения 27.04.2012 в Департамент земельных ресурсов города Москвы с соответствующим заявлением вх. N 33-5-6619/12-(0)-0, то есть до 1 июля 2012 года.
Апелляционный суд не принимает довод ответчика о том, что фактическое рассмотрение Департаментом земельных ресурсов города Москвы заявления МФЮА о приобретении данного земельного участка в собственность имело место после 01.07.2012 и, следовательно, Департамент земельных ресурсов города Москвы должен был руководствоваться ч.4 ст.6 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в силу следующего.
Согласно ч.1 ст.4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч.2 ст.4 Гражданского кодекса РФ).
В силу ч.3 ст.3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что к спорным правоотношениям по приобретению МФЮА земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:185 площадью 8.402 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Верейская, д.29, стр.146, подлежит применению п.1 ч.1 ст.6 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", а не п.4 ч.1 ст.6 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
Апелляционный суд с учетом фактических обстоятельств в дела приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 03.09.2012 N 4197-07ДЗР "О предоставлении Аккредитованному образовательному частному учреждению высшего профессионального образования "Московский финансово-юридический университет МФЮА" в собственность земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Верейская, вл. 29, стр. 146 (Западный административный округ города Москвы)", в оспариваемой части принято с нарушением требований земельного законодательства действовавшего в период обращения заявителя к ответчику и соответственно спорных отношений и нарушает права и законные интересы МФЮА.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая наличие в рассматриваемом деле несоответствия решения Департамента в оспариваемой части нормам закона, повлекших нарушение прав и законных интересов заявителя, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворении требований заявителя является законным и обоснованным.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21 февраля 2013 года по делу N А40-156155/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-156155/2012
Истец: Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования МФЮА, АОЧУВПО "МФЮА", АОЧУВПО -Московский финансово-юридический университет МФЮА
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, Департамент земельных ресурсов, Департамент земельных ресурсов города Москвы