г. Самара |
|
23 октября 2013 г. |
Дело N А55-3526/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.10.2013 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2013 по делу N А55-3526/2013 (судья Матюхина Т.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" (ИНН 6310000026, ОГРН 1026301421068), г.Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г.Самара, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "Газпром межрегионгаз Самара" - Сафонова Л.В. (доверенность от 29.12.2012 N 12-77),
от МИФНС России по КНП по Самарской области - Обухова Л.Ю. (доверенность от 27.12.2012 N 02-11/13230),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Самара", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган) от 28.09.2012 N 08-15/62 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 12.12.2012 N 03-15/31830) в части начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) в сумме 9 469 128 руб., пени в сумме 602 957 руб. 06 коп. и штрафа в сумме 286 314 руб., и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возвращения (перечисления) денежных средств в сумме 10 358 399 руб. 06 коп., оплаченных путем проведенных налоговым органом решений о зачете в соответствии с требованиями от 18.12.2012 N 75 и от 15.01.2013 N 1.
Решением от 24.06.2013 по делу N А55-3526/2013 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Налоговый орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании 02.09.2013 объявлен перерыв до 09.09.2013, 09.09.2013 - до 16.09.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание было продолжено.
На основании ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела откладывалось с 16.09.2013 на 16.10.2013.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель налогового органа апелляционную жалобу отклонила.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки ООО "Газпром межрегионгаз Самара" за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 принял решение от 28.09.2012 N 08-15/62 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислил налог на прибыль в сумме 895 028 руб., НДС в сумме 15 570 885 руб., пени в общей сумме 956 664 руб. и штраф по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 641 642 руб.
Решением от 12.12.2012 N 03-15/31830 УФНС России по Самарской области изменило решение налогового органа, уменьшив недоимку по НДС на сумму 6 101 757 руб., и обязало налоговый орган произвести соответствующий перерасчет пени и штрафа.
Основанием для начисления спорных сумм НДС, пени и штрафа послужил вывод налогового органа о неправомерном невключении обществом в налоговую базу по НДС сумм санкций, полученных от контрагентов за невыполнение условий договоров по количеству поставленного газа.
Не согласившись с решением налогового органа, ООО "Газпром межрегионгаз Самара" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, не учел следующего.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
П.1 ст.39 НК РФ установлено, что реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на товары (результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг).
Согласно ст.40 и п.1 ст.154 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), включая оплату ценными бумагами (п.2 ст.153 НК РФ).
В соответствии с пп.2 п.1 ст.162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из п.1 ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу ст.ст.4, 8, 16, 20 и 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", п.3, 4 и 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021), п.17 и 29 Правил поставки газа в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162), поставщики газа не вправе устанавливать цены на поставляемый газ.
Следовательно, плата за реализованный газ не может быть большей, чем это установлено соответствующим актом уполномоченного государственного органа на соответствующий период.
Обязанность покупателя отбирать газ равномерно в количестве, определенном условиями договора, предусмотрена п.1 ст.541 ГК РФ, а также п.12, 13 и 17 Правил поставки газа.
Согласно п.17 Правил поставки газа при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента 1,1 (с 15 апреля по 15 сентября) и 1,5 (с 16 сентября по 14 апреля). Указанный коэффициент является элементом ценообразования и его применение не свидетельствует о применении штрафных санкций.
В договоре от 01.08.2007 N 45-4-0107/08, приведенном налоговым органом в качестве примера, ООО "Газпром межрегионгаз Самара" (поставщик) и ОАО "Картель" (покупатель) согласовали ежегодный и суточный объем поставки газа и порядок определения стоимости товара (п.2.1-2.3 раздела 2 "Предмет договора" и раздел 5 "Цена и порядок расчетов" договора).
С другими покупателями заключались аналогичные договоры.
Налоговый орган не отрицает, что при перерасходе покупателями объема поставляемого газа ООО "Газпром межрегионгаз Самара" включало в налоговую базу по НДС стоимость газа, поставленного в пределах нормы, и суммы, начисленные сверх нормы по коэффициентах, предусмотренным п.17 Правил поставки газа.
Между тем Правила поставки газа не ограничивают право сторон предусмотреть в договоре поставки имущественную ответственность (неустойку) за нарушение режима поставки газа, согласованного в договоре.
Разделом 3 "Режим и порядок поставки и транспортировки газа, способы выборки газа покупателем, штрафные санкции" договора предусмотрена имущественная ответственность поставщика за недопоставку газа (п.3.9) и покупателя за нарушение режима поставки газа (п.3.3 и 3.6), уплата которой является следствием нарушения сторонами условий договора, не связана с оплатой реализованного товара и не увеличивает его стоимость.
В силу ст.421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, при том, что согласно положениям ст.431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Договор поставки газа подписан сторонами, выражает их волеизъявление и предусматривает ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств в равной степени, как для поставщика, так и для покупателя.
Следовательно, суд первой инстанции безосновательно признал договоры поставки газа ничтожными.
Согласно ст.330 ГК РФ под неустойкой (штрафом, пеней) понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Неустойка в силу ст.329 ГК РФ является универсальной мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Таким образом, исходя из положений ст.ст.329, 330 ГК РФ, ст.ст.40, 154, 162 НК РФ, суммы неустойки, полученной налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой реализуемых товаров и, соответственно, не подлежат обложению НДС.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество правомерно не включало в налоговую базу по НДС суммы неустойки, полученной от покупателей за перерасход газа.
При этом суд учитывает сложившуюся арбитражную судебную практику, в частности, постановления ФАС Московского округа от 16.02.2009 N КГ-А41/55-09 по делу N А41-11408/08 и от 05.02.2010 N КГ-А41/15378-09 по делу N А41-649/09, в соответствии с которой стороны при заключении договора в связи с необходимостью соблюдения потребителями договорной дисциплины по отбору газа предусмотрели в договоре применение повышающего коэффициента при расчете стоимости газа, потребленного сверх установленного лимита, что является не элементом ценообразования, а мерой ответственности за нарушение договорных обязательств.
Ссылка налогового органа на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств, руководствуясь положениями п.2 ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (п.3 и 4 ч.1 ст.270 АПК РФ) и принимает новый судебный акт, которым признает недействительным решение налогового органа от 28.09.2012 N 08-15/62 в части начисления НДС в сумме 9 469 128 руб., пени в сумме 602 957 руб. 06 коп. и штрафа в сумме 286 314 руб., и обязывает налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Газпром межрегионгаз Самара".
На основании ст.ст.110 и 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные ООО "Газпром межрегионгаз Самара" при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, подлежат взысканию с налогового органа в пользу общества.
На основании пп.1 п.1 ст.333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 15.07.2013 N 2152 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2013 года по делу N А55-3526/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 28 сентября 2012 года N 08-15/62 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 9 469 128 руб., пени в сумме 602 957 руб. 06 коп. и штрафа в сумме 286 314 руб.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (Три тысячи) руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 (Одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3526/2013
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Самара"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области