г. Воронеж |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А64-2323/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Афониной Н.П.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевым В.В.
при участии:
от открытого акционерного общества "Тамбовмаш", г. Тамбов: Бочарова Д.А., представитель по доверенности N 22 от 19.06.2013, паспорт РФ, Морозов Р.В представитель по доверенности б/н от21.05.2013;
от открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания", г. Тамбов: Вдовина М.Н., представитель по доверенности N 108 от 29.12.2012, паспорт РФ; Гуляев Д.Ю., представитель по доверенности N 104 от 29.12.2012, паспорт РФ;
от ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго", г. Тамбов: Романовская Е.А., представитель по доверенности б/н от 30.05.2013;
от Управления по регулированию тарифов Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовмаш", г. Тамбов, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.08.2013 года по делу N А64-2323/2013 (судья Захаров А.В.), по иску открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания", г. Тамбов, (ИНН: 6829017247, ОГРН: 1056882378464), к открытому акционерному обществу "Тамбовмаш", г. Тамбов, (ИНН: 6829000130; ОГРН: 1026801223679), при участии в деле третьих лиц: Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго", г. Тамбов, о взыскании 8429940,74 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовская областная сбытовая компания" (ИНН: 6829017247, ОГРН: 1056882378464), г. Тамбов, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском открытому акционерному обществу "Тамбовмаш" (ИНН: 6829000130; ОГРН: 1026801223679), г. Тамбов, о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию по Договору энергоснабжения N 2364 от 19.11.2007 за период с ноября 2012 г. по март 2013 г. в размере 8 429 940,74 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.08.2013 года по делу N А64-2323/2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Тамбовмаш" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, пунктом 5.2 заключенного между истцом и ответчиком договора в случае изменения уполномоченным органом величины тарифа, такое изменение является обязательным для сторон, при этом предусмотрено лишь увеличение стоимости самого тарифа, а не произвольное изменение ценовых категорий. Пояснения Управления по регулированию тарифов Тамбовской области не могут являться основанием для обязательного применения двухставочного тарифа. Ответчик также ссылается на то, что может самостоятельно выбирать ценовую категорию. Суд области необоснованно применил п. 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442,
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 15.10.2013 года представители ОАО "Тамбовмаш" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания", ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" с доводами апелляционной жалобы не согласны, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления по регулированию тарифов Тамбовской области не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в его отсутствие.
От истца и ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" поступили отзывы на апелляционную жалобу.
При рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч.1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Заслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Судом установлено, что 19.11.2007 между ОАО "Тамбовмаш" и ОАО "ТОСК" был заключен Договор энергоснабжения N 2364 (далее - договор N2364 от 19.11.2007), согласно п. 1.2 которого, в редакции дополнительного соглашения от 25.12.2008 г., ОАО "ТОСК" обязалось осуществлять продажу ОАО "Тамбовмаш" электрической энергии на условиях, предусмотренных договором, а также в интересах ОАО "Тамбовмаш" оформить отношения с Сетевой организацией по передаче электрической энергии, а ОАО "Тамбовмаш", в свою очередь, обязалось принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные ему услуги в соответствии с требованиями Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442.
Сетевой организацией по заключенному между сторонами договору энергоснабжения выступает ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго", с которым у ОАО "ТОСК" заключен и действует договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 6800/00169/09 от 10.04.2009.
ОАО "ТОСК" письмом исх. N 130/1886 от 10.12.2012 г., уведомило ОАО "Тамбовмаш", об изменении с 01.11.2012 расчета стоимости электрической энергии (мощности) по договору в связи с невозможностью применения одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении ОАО "Тамбовмаш", необходимости использования стоимости услуг, исходя из ставки на содержание сетей двухставочного тарифа и применении четвертой ценовой категории.
При этом истец обосновал необходимость изменения расчета стоимости электрической энергии по договору применением положений п. 6 Правил недискриминационного доступа, п. 55 Методических указаний, абз. 20 п. 81 Основ ценообразования и Приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 г. N 47-э, от 25.12.2012 года N 251-э.
Ответчик письмом исх. N 4250 от 14.12.2012 возразил против изменения расчета, просил произвести перерасчет расхода электрической энергии за ноябрь 2012 г. по первой ценовой категории.
Письмом исх. N 130/2056 от 24.12.2012, полученным ОАО "Тамбовмаш" 24.12.2012, истец повторно обратился к ответчику с подробным разъяснением требований действующего законодательства и с просьбой надлежащим образом произвести оплату потребленной электроэнергии и оказанных услуг по ее передаче.
Договор энергоснабжения N 2364 от 19.11.07 был расторгнут с 11 марта 2013 г. на основании одностороннего отказа ОАО "Тамбовмаш" от исполнения договора полностью (письмо исх.N641 ОТ 13.02.2013).
Истцом в период с 01.11.2012 по 10.03.2013 была поставлена ответчику электрическая энергия на общую сумму 23 879 300,52 руб., для оплаты выставлены счета-фактуры N Т0046153/1 от 30.11.12г, NТ0049949/1 от 31.12.12г., N Т0002310/1 от 31.01.13г., N Т0003988/1 от 28.02.13г., N Т0010151/1 от 31.03.13.
Ответчиком оплата была произведена частично на сумму 15 449 359,78 руб.
Ссылаясь на то, что ответчиком в период с 01.11.2012 по 10.03.2013 оплата поставленной электроэнергии производилась без учета изменения расчета, вследствие чего, образовалась задолженность в размере 8 429 940,74 руб., истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании данной задолженности.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. При этом суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований (статья 307 Гражданского кодекса РФ).
По статьям 309-310 Гражданского Кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с частью 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В силу части 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров. Выполнение работ или оказание услуг, такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Основной особенностью публичного договора является необходимость его заключения коммерческой организацией в обязательном порядке (статья 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 539 Гражданского Кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 Гражданского кодекса РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Оплата энергии на основании п.1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Между сторонами нет разногласий по объему поставленной электрической энергии. Ответчик возражает по представленному истцом расчету, считая, что истцом необоснованно изменен одноставочный тариф, согласованный сторонами в договоре энергоснабжения.
В соответствии с действующим законодательством в сфере электроэнергетики (постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, постановление Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178), потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям сетевой организации, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в строгом соответствии с указаниями, утвержденными органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В Тамбовской области органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии, является Управление по государственному регулированию тарифов Тамбовской области.
Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ N 1178 от 29.12.2011 г. определено, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении группы потребителей "прочие" устанавливаются одновременно в 2 вариантах:
двухставочный тариф;
одноставочный тариф.
При этом для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, установлен следующий порядок оплаты данных услуг:
- расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме;
нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией;
при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
Особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии потребителями, присоединенными опосредованно, закреплен и в п. 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания), согласно которому в данном случае ответчик должен оплачивать услуги по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Правомерность расчетов подтверждается также разъяснениями Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, данными в письме от 23.08.2012 г., согласно которым действующим законодательством РФ не предусмотрено применение одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии при опосредованном присоединении потребителя к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Согласно статье 3, пунктам 2 и 3 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Порядок заключения и исполнения таких договоров устанавливается в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг от 27.12.2004 г. N 861 Заказчик обязан оплатить услуги, оказанные ему исполнителем (пункт 1 статьи 779 и пункт 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии являются потребителями услуг по передаче электроэнергии (пункт 4 указанных Правил от 27.12.2004 г. N 861).
В соответствии с частью 3 пункта 6 Правил от 27.12.2004 года N 861 потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В силу абзаца 1 пункта 55 Методических указаний в случае, если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель выдает электрическую энергию (мощность) в электрическую сеть сетевой организации.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации "Об электроэнергетике" и абзацу второму части первой статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" услуги по передаче электроэнергии относятся к регулируемым видам деятельности, где цена устанавливается уполномоченным государственным органом.
Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 N 47-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителями услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 года", единые котловые тарифы на услуги по передаче электроэнергии, используемые в расчетах между истцом и ответчиком, установлены таким образом, что ставка на содержание электрических сетей выделена только в составе двухставочного тарифа, одноставочный тариф, применяемый ответчиком такого выделения не содержит.
Несмотря на то, что приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области не установлена напрямую обязанность по применению ответчиком именно двухставочного варианта тарифа, данная обязанность вытекает непосредственно из содержания самого приказа, так как данный приказ не содержат в составе одноставочного тарифа понятие "ставка на содержание сетей". Данная ставка содержится лишь в составе двухставочного варианта тарифа.
Таким образом, право выбора варианта тарифа у ответчика в данном случае отсутствует, в связи с чем, абз. 15 п. 81 Основ ценообразования, регламентирующий право выбора варианта тарифа потребителем, применению не подлежит. При расчетах за оказываемые услуги по передаче электроэнергии применение одноставочного варианта тарифа недопустимо.
На основании изложенного расчет услуг по передаче электроэнергии, определенный истцом с учетом указанных ставок на содержание электрических сетей, установленных Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 N 47-э в составе двухставочного тарифа, не противоречит пункту 55 Методических указаний.
Кроме того, в целях получения разъяснений по применению тарифов, истцом был направлен запрос от 25.01.2013 N 006/127 в адрес Управления по регулированию тарифов Тамбовской области.
Согласно ответу Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.01.2013 N 02-16/283, на территории Тамбовской области к потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и весь объем потребляемой энергии осуществляется с шин распределительного устройства производителя электрической энергии, при оплате услуг по передаче электрической энергии в 2013 году применяется ставка тарифа, указанная в строке 2.2.1 в диапазоне напряжения ВН приложения к приказу управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 N 251-э.
Невозможность применения в отношении ОАО "Тамбовмаш" одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в силу требований п.97 Основных положений, исключает возможность применения ОАО "ТОСК" при осуществлении расчетов с ОАО "Тамбовмаш" за электрическую энергию (мощность) по договору первой ценовой категории.
Согласно буквальному толкованию п. 97 Основных положений, применение первой ценовой категории возможно исключительно при условии выбора потребителем одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
ОАО "ТОСК", в силу положений п. 6 Правил недискриминационного доступа, п. 55 Методических указаний, абз. 20 п. 81 Основ ценообразования и Приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 г. N 47-э, от 25.12.2012 года N 251-э, применение одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении ОАО "Тамбовмаш" является невозможным и в отношении ОАО "Тамбовмаш" может быть использована стоимость услуг, определенная исключительно исходя из ставки на содержание сетей двухставочного тарифа.
В указанной ситуации, для двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии законодателем в п. 97 Основных положений предусмотрен расчет лишь по четвертой и шестой (при наличии почасового плана) ценовым категориям.
Четвертая ценовая категория применяется для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении (абзац 5 пункта 86 Основных положений рынков).
Следовательно, оплата потребителем электроэнергии (мощности) по четвертой ценовой категории возможна, если точки поставки в рамках границ балансовой принадлежности его энергопринимающих устройств оборудованы допущенными в эксплуатацию приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии.
Согласно представленным в материалы дела паспорту и руководствам по эксплуатации в отношении приборов учета электрической энергии, принадлежащих ответчику, счетчики электрические энергии многофункциональные СЭТ-4ТМ.03-М, СЭТ-4ТМ-02-М позволяют измерять почасовые объемы потребления электрической энергии.
Структура нерегулируемой цены для четвертой категории определена пунктом 92 Основных положений рынков. Согласно абзацам 10 и 11 пункта 92 предельный уровень нерегулируемых цен для четвертой ценовой категории включает ставку за электрическую энергию и ставку за мощность, приобретаемую потребителем (покупателем), в расчете данных величин участвует сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по группам (подгруппам) потребителей начиная с расчетного периода, с которого сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков определяются в виде формулы в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Данное положение согласуется с абзацем 8 пункта 86 Основных положений рынков, в силу которого предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с дифференциацией применяемых при определении предельных уровней тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, а также начиная с расчетного периода, в котором применяются сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, определяемые в виде формулы в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по группам (подгруппам) потребителей.
Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в виде формулы для группы (подгрупп) "прочие потребители" установлены на 2012 год органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, не превышающий 2 месяцев со дня вступления в силу соответствующих методических указаний.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.10.2012 N 703-э "Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков" вступил в силу 16 декабря 2012 г. (письмо ФСТ России от 12.12.2012 N ЕП-10302/12).
Особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии потребителями, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, также закреплены пунктом 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, согласно которому в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Предложение о расчетах с применением двухставочного тарифа на услуги по передаче было направлено ответчику в декабре 2012 г. (письмо исх. N 130/1886 от 10.12.2012 г), так как согласно п. 6.6. Договора энергоснабжения N2364 от 19.11.2007 расчет по фактически сложившимся обязательствам сторон производится до 10 числа, следующего за расчетным.
Истцом в период с 01.11.2012 по 10.03.2013 была поставлена ответчику электрическая энергия на общую сумму 23 879 300,52 руб., для оплаты выставлены счета-фактуры N Т0046153/1 от 30.11.12г, NТ0049949/1 от 31.12.12г., N Т0002310/1 от 31.01.13г., N Т0003988/1 от 28.02.13г., N Т0010151/1 от 31.03.13.
Ответчиком оплата произведена частично, на сумму 15 449 359,78 руб., что подтверждено платежными поручениями N 803 от 06.11.2012 на сумму 1400000 руб., N 43 от 15.11.2012 на сумму 1200000 руб., N 240 от 26.11.2012 на сумму 1200000 руб., N 494 от 06.12.2012 на сумму 1200000 руб., N 762 от 19.12.2012 на сумму 1400000 руб., N 906 от 26.12.2012 на сумму 1400000 руб., N 1 от 09.01.2013 на сумму 1200000 руб., N 145 от 17.01.2013 на сумму 1400000 руб., N 328 от 28.01.2013 на сумму 1000000 руб., N 520 от 07.02.2013 на сумму 800000 руб., N 697 от 18.02.2013 на сумму 800000 руб., N 803 от 25.02.2013 на сумму 800000 руб., N 987 от 06.03.2013 на сумму 800000 руб., N 172 от 18.03.2013 на сумму 800000 руб.
Доказательств оплаты задолженности по договору энергоснабжения N 2364 от 19.11.2007 в размере 8 439 430,91 руб. за период с ноября 2012 по март 2013 года ответчиком в материалы дела не представлено.
Довод ответчика о самостоятельности выбора ценовой категории подлежит отклонению.
Выбор ценовой категории потребители осуществляют самостоятельно посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) (абзац 2 пункта 97 Основных положений рынков).
Ответчик относится к категории потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт (далее - потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт) и до 01 июля 2013 г. имеет право выбора ценовой категории. Начиная с 01 июля 2013 г. в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт не применяются первая и вторая ценовые категории (абзац 9 пункта 97 Основных положений рынков).
Применение в расчетах за электрическую энергию (мощность) третьей-шестой ценовых категорий возможно в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии.
В случае отсутствия уведомления о выборе иной, кроме первой и второй ценовых категорий, для расчетов за электрическую энергию (мощность) начиная с 01 июля 2013 г. в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт применяется... четвертая ценовая категория (для случая применения двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии) (абзац 15 пункта 97 Основных положений рынков).
Гарантирующий поставщик обязан производить расчеты по ценовой категории, указанной в уведомлении об изменении ценовой категории, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором потребитель (покупатель) направил соответствующее уведомление, но не ранее даты, когда были допущены в эксплуатацию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии (переход к третьей-шестой ценовым категориям) (абзацы 17 и 19 пункта 97 Основных положений рынков).
Таким образом, четвертая ценовая категория должна применяться в расчетах в безусловном порядке только после 01.07.2013, при условии, если ответчик не выберет шестую ценовую категорию.
Подобным образом обеспечивается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, что является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, закрепленных в ст. 6 ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно ч. 2 ст. 40 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую с 1 января 2011 года потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, для которых настоящим Федеральным законом предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Часть 4 ст. 23.1 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" устанавливает, что государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат:
цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности и по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации);
цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора;
цены (тарифы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков;
предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей;
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Довод ответчика о том, что суд области необоснованно применил п. 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
Согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В силу п.1 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма п. 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
По п.5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны, соответственно не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью.
Следовательно, исходя из абзаца 13 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 36-ФЗ, утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора.
В пункте 97 указанных Основных положений законодателем установлен порядок определения гарантирующим поставщиком ценовой категории для осуществления потребителем расчетов за электрическую энергию, подлежащий, в силу ст. 426 ГК РФ, абз.13 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 36-ФЗ, императивному применению, в том числе и при заключении договора энергоснабжения вне зависимости от воли сторон.
Таким образом, в силу п. 97 Основных положений применение первой ценовой категории для осуществления расчетов между истцом и ответчиком невозможно, а применение двухставочного тарифа в силу вышеуказанного не требует согласия сторон по договору и подлежит применению независимо от внесения изменений в договор энергоснабжения.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального права и процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.08.2013 года по делу N А64-2323/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовмаш" (ИНН: 6829000130; ОГРН: 1026801223679) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Колянчикова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2323/2013
Истец: ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания"
Ответчик: ОАО "Тамбовмаш"
Третье лицо: ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАо "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго", ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - ОАО "Тамбовэнерго", Управление по государственному регулированию тарифов Тамбовской обл., Управление по регулированию тарифов Тамбовской области