г. Воронеж |
|
23 октября 2013 г. |
Дело N А08-2481/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.10.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В. Протасова А.И. Семенюта Е.А. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.
при участии:
от управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области: от общества с ограниченной ответственностью "Белгородрыба": |
представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.07.2013 по делу N А08-2481/2013 (судья Мироненко К.В.) по заявлению ООО "Белгородрыба" (ИНН 3123082249, ОГРН 1023101637932) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области (ИНН 3123110753, ОГРН 1043107030724) о признании предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований недействительным (N8/4086 от 31.01.2013 г.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Белгородрыба" (далее - общество, ООО ""Белгородрыба") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований от 31.01.2013 N 8/4086 Управления Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области (далее - Управление Росприроднадзора, Управление).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по следующим основаниям:
- распоряжение на проверку направлялось посредством факсимильной связи, о чём имеется запись на распоряжении о получении его Сушковым Сергеем в 13.10 часов 16.01.2013. Также Управлением предоставлена расшифровка телефонных переговоров, что доказывает соединение именно с ООО "Белгородрыбы" в данный промежуток времени;
- в ходе проверки были выявлены факты сжигания отходов, образующихся в результате деятельности ООО "Белгородрыба". В ёмкостях, предназначенных для сбора и временного хранения отходов, производилось сжигание синтетических материалов. На территории предприятия обнаружено 4 места сжигания синтетических отходов (п.11 Акта проверки N 2/248/4078/4086 от 31.01.2013), что является нарушением ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В заседание апелляционной инстанции представители ООО "Белгородрыба" и Управления Росприроднадзора не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области на основании распоряжения от 10 января 2013 г. N 3 проведена плановая выездная проверка ООО "Белгородрыба". Цель проверки - государственный надзор и контроль за исполнением требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
По результатам проверки составлен акт от 31.01.2013 N 2/248/ 4078/4086, в п.11 которого зафиксированы нарушения Обществом требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а именно: на территории предприятия производится сжигание отходов, образующихся в результате деятельности.
На основании данного акта выдано предписание от 31.01.2013 N 8/4086 об устранении выявленных правонарушений до 31.01.2013 - не производить сжигание отходов, образующихся в результате деятельности (л.д.15).
Считая указанное предписание незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Арбитражный суд Белгородской области, удовлетворяя заявленные требования, указал на то, что при проведении проверки Управлением Росприроднадзора были допущены грубые нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем, результаты проверки являются недействительными и не могут служить основанием для выдачи оспариваемого предписания.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражным судом первой и апелляционной инстанций проверены полномочия должностных лиц Управления Росприроднадзора на проведение плановой выездной проверки в отношении ООО "Белгородрыба", предоставленные Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования", утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Положением об Управлении Росприроднадзора по Белгородской области, утв. Приказом Росприроднадзора от 27.06.2011 N 460, распоряжением руководителя Управления Росприроднадзора по Белгородской области В.И. Маматова N 3 от 10.01.2013. Нарушений в указанной части не выявлено.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Согласно статье 12 названного закона предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3)дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Из имеющегося в материалах дела акта проверки от 31.01.2013 невозможно установить кем (каким должностным лицом) проведена проверка, кем составлен и подписан акт.
В акте имеется ссылка на то, что при проведении проверки присутствовала представитель Якубова Е.А., инженер по охране труда. Однако доказательств того, что именно она была Обществом уполномочена присутствовать при проведении проверки, не представлено.
Подписи ни ее, ни руководителя Общества на документах не имеется.
Расписка иного представителя Общества по доверенности от 17.10.2011 в акте 31.01.2013 подтверждает лишь факт ознакомления представителя с актом, составленным 31.01.2013, и свидетельствует о получении его копии.
Таким образом, суд считает недоказанным, что проверка проведена и акт проверки составлен в присутствии представителя Общества, которому была предоставлена возможность давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
В силу частей 4, 5 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Согласно распоряжению Управления Росприроднадзора по Белгородской области от 10.01.2013 N 3 срок окончания проверки - не позднее 23.01.2013, 17.00.
Акт проверки датирован 31.01.2013.
Таким образом, акт проверки не был составлен ни непосредственно после завершения проверки, ни в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, то есть с нарушением указанных требований закона.
Согласно частям 8, 10 статьи 16 Закона N 294-ФЗ юридические лица обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица.
Частью 9 статьи 16 Закона N 294-ФЗ установлено, что в журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора) осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения, в том числе, о датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
Согласно п. 13 ст. 18 Федерального закона N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Представителем Общества суду первой инстанции был представлен журнал учета проверок, который прошит, пронумерован и скреплен печатью, из которого следует, что проверяющие при проведении проверки не отметили в журнале время проведения проверки Общества, и не указали, кем была проведена проверка. В акте проверки отсутствует запись о том, что проверяющими заполнен журнал проведения проверок.
Принимая во внимание совокупность установленных нарушений, суд приходит к выводу о том, что акт проверки от 31.01.2013 N 2/248/ 4078/4086, как доказательство обнаружения нарушений не отвечает признаку достоверности.
В связи с этим, выдача оспариваемого предписания от 31.01.2013 N 8/4086 об устранении выявленных правонарушений до 31.01.2013 - не производить сжигание отходов образующихся в результате деятельности, противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, имеется совокупность оснований, предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ, для удовлетворения заявленного требования.
В связи с чем, суд правомерно заявленное требование удовлетворил.
Арбитражный суд области правильно установил предмет доказывания по делу, применил соответствующие правовые нормы и сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.07.2013 по делу N А08-2481/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области (ИНН 3123110753, ОГРН 1043107030724) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
А.И.Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2481/2013
Истец: ООО "Белгородрыба"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области, Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области