г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А56-19294/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В. Зотеевой
судей О.И. Есиповой, Л.А. Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Раткевич О.О. - доверенность N 3-Д от 09.01.2013
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от третьи лиц: от ЖКС N 2 Красногвардейского района" - предст. Бирюкова Е.А. по доверенности от 27.09.2013; от остальных третьих лиц - не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18206/2013) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2013 по делу N А56-19294/2013 (судья Семенова И.С.), принятое
по иску (заявлению) ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третьи лица: 1. Жилищный комитет Санкт-Петербурга,
2. Комитет по энергетике и инженерному обеспечению,
3. ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района",
3. ООО "ЖКС N 2 Фрунзенского района",
4. ООО "ЖКС Кронштадского района",
5. ООО "ЖКС N 2 Выборгского района"
6. ООО "ЖКС N 1 Невского района"
7. ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района"
8. ООО "ЖКС N 2 Красногвардейского района"
об оспаривании решения от 28.12.2012 по делу N К05-43/12
установил:
Государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищное хозяйство" (ОГРН 1027809228116; место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Зодчего России, 1-3; далее - заявитель, Предприятие, ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 28.12.2012 по делу N К05-43/12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района", ООО "ЖКС N 2 Фрунзенского района", ООО "ЖКС Кронштадского района", ООО "ЖКС N 2 Выборгского района", ООО "ЖКС N 1 Невского района", ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", ООО "ЖКС N 2 Красногвардейского района".
Решением от 16.07.2013 заявление ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" удовлетворено. Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Управлением в действиях заявителя нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, полагая, что решение вынесено судом с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств дела. По мнению подателя жалобы, бездействие ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство", выразившееся в несвоевременном обеспечении технической возможности ввода в общегородскую автоматизированную систему расчета начислений, обработки платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги показателей по объему ежемесячного потребляемой многоквартирными домами тепловой энергии по общедомовому прибору учета, правомерно признано Управлением нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В судебном заседании представитель ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 25.04.2012 по настоящему делу без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения. Третье лицо - ООО "ЖКС N 2 Красногвардейского района" своей позиции в отношении предмета рассматриваемого спора не высказало.
Санкт-Петербургское УФАС и остальные третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с положениями статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в Санкт-Петербургское УФАС поступили заявления граждан, проживающих в многоквартирных домах, на действия их обслуживающих управляющих компаний (перечислены на странице 1 оспариваемого решения УФАС) по выставлению в счетах за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в декабре, скорректированной суммы в графе "отопление и горячее водоснабжение", основанием начисления которой указан "квартальный, годовой перерасчет при отсутствии приборов учета". Как указали граждане, расчет скорректированной в декабре 2010 года суммы за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение произведен не в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
На основании поступивших жалоб Управлением были возбуждены дела по признакам нарушения ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" и управляющими компаниями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Однако в ходе рассмотрения дел Санкт-Петербургским УФАС установлено, что управляющие компании не являются доминирующими хозяйствующими субъектами на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах, совпадающих с административными границами г.Санкт-Петербург, и следовательно, их действия не могут быть квалифицированы по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем комиссия УФАС на основании статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выделила в отдельное производство дело N К05-43/12 о нарушения ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" части 1 статьи 10 названного Закона.
По результатам рассмотрения дела комиссия УФАС вынесла решение от 28.12.2009 по делу N К05-43/12, которым признала бездействие ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство", выразившееся в несвоевременном обеспечении технической возможности ввода в общегородскую автоматизированную систему расчета начислений, обработки платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги показателей по объему ежемесячного потребляемой многоквартирными домами тепловой энергии по общедомовому прибору учета, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Производство по делу прекращено в связи с добровольным устранением нарушения.
В ходе рассмотрения данного дела комиссией Санкт-Петербургского УФАС установлено, что ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" является предприятием, осуществляющим информационно-вычислительное обслуживание жилищно-эксплуатационных организаций Санкт-Петербурга, то есть выполняет функции расчетно-кассового центра в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Действия по формированию и печати платежного документа "Счет" Предприятие производит в соответствии с заключенными договорами с жилищно-эксплуатационными организациями, осуществляющими организацию управления многоквартирных домов. Между управляющими организациями и ГУП ВЦКП заключены агентские договоры, на основании которых осуществляется расчет стоимости жилищно-коммунальных услуг; включение в Счета-квитанции за жилищно-коммунальные услуги гражданам перерасчетов осуществляется ГУП ВЦКП на основании данных, предоставляемых управляющими организациями посредством установленного программного продукта АРМ "Бухгалтер". В соответствии с положениями заключенных агентских договоров ГУП ВЦКП при осуществлении расчета сумм платежей за жилое помещение и коммунальные услуги должно руководствоваться нормами действующего законодательства, в т.ч. Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006. Кроме того, условия договоров определяют порядок (регламент) предоставления информации управляющими организациями в ГУП ВЦКП посредством специальной программы, наличие которой обеспечивается со стороны ГУП ВЦКП.
По данным проведенного Управлением анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по организации расчетов с населением (в т.ч. по расчету жилищных и коммунальных платежей населению) в географических границах, совпадающих с административными границами г.Санкт-Петербург (Аналитический отчет по рынку), данный рынок является конкурентным, участники рынка - ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство", ООО "Центр коммунальных платежей", ООО "Расчетно-коммунальный центр", ООО "Эллис ИТ" и т.д. Доля ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" (в 2011, 2012 году) на указанном рынке составляет более 50%. Доля ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" рассчитана исходя из информации об общем количестве многоквартирных домов Санкт-Петербурга в 2012 году, представленной ГУИОН, и количества многоквартирных домов, находящихся на обслуживании у ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" в 2012 году.
По результатам анализа комиссией УФАС сделан вывод о том, что ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по расчетам, начислению платы за жилищные и коммунальные услуги в географических границах Санкт-Петербурга.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 15, 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 (далее - Правила N 307), действовавших в рассматриваемый период, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с подпунктом а) пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам по следующей формуле:, где:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Таким образом, при расчетах платы за отопление при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы 1 раз в год корректировался исполнителем по формуле, приведенной в подпункте 2 пункта 1 указанного приложения N 2 к Правилам.
Согласно подпункту б) пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам по формуле:, (7) где:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1:.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам по формуле:, (8), где:
- размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Как следует из вышеприведенных формул, расчет размера платы за отопление в соответствии с действующими в 2010 и 2011 годах Правилами производился в зависимости от наличия либо отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета, при этом, и в том и в другом случае была предусмотрена 1 раз в год корректировка платы по установленной формуле, в которой также применялись показания коллективных (общедомовых) приборов учета (среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м), если такие были установлены.
Как установлено Управлением в ходе проверки и не опровергнуто заявителем, первый общедомовой прибор учета горячей воды был установлен в многоквартирном доме Санкт-Петербурга 01.07.2010, прибор учета тепловой энергии - 01.10.2004.
Из материалов дела также следует, что некоторые управляющие компании (не все!) обращались в 2010 и 2011 года в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" с просьбой произвести перерасчет тепловой энергии с учетом показаний коллективных общедомовых приборов учета, а также о возможности направлять в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" информацию посредством программы АРМ "Бухгалтер".
Однако, как следует из материалов дела, Предприятие в ответ на обращения, в том числе ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" (том 1, л.д.106) поясняло, что соответствующий программный интерфейс будет создан к 31 марта 2011 года, одновременно информировало о том, что до ввода в действие программного обеспечения ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" готово производить расчет платы за отопление не по нормативу, а на основании фактического среднемесячного объема потребления тепловой энергии, по тем домам, по которым разница между фактическим потреблением и нормативом составляет не менее 15%.
Следует признать, что таких условий (разницы между фактическим потреблением и нормативом не менее 15%) Правила N 307 не содержали, а соответственно, действия Предприятия по установлению данных условий для перерасчета нельзя признать законными.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
По смыслу приведенной нормы, объектом правонарушения могут выступать как публичный порядок, так и конкретные гражданские права хозяйствующих субъектов или граждан. Обязательными признаками нарушения запрета, установленного в названной норме, являются доминирующее положение хозяйствующего субъекта на определенном товарном рынке, совершение действий с монополистической целью, а также наступление неблагоприятных последствий в результате этих действий для конкуренции либо для хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Вместе с тем, нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.
Как следует из оспариваемого решения, нарушением части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ комиссия УФАС признала бездействие ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство", выразившееся в несвоевременном обеспечении технической возможности ввода в общегородскую автоматизированную систему расчета начислений, обработки платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги показателей по объему ежемесячного потребляемой многоквартирными домами тепловой энергии по общедомовому прибору учета.
Вместе с тем, как следует из вышеприведенных формул к пункту 21 Правил N 307, для расчета платы за отопление в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, используется среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв.м), что исключает необходимость предоставления информации о ежемесячном потреблении при помощи автоматизированной системы ввода данных, так как среднемесячный объем потребления тепловой энергии за предыдущий год управляющие компании могли и должны были производить самостоятельно с учетом показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. Ежегодная корректировка платы в рассматриваемых ситуациях должна была производиться по формуле (8), где учитывался размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме. Более того, такие расчеты могли производиться и без применения специального программного продукта, на что неоднократно указывало Предприятие в своих пояснения, а также ответов на запросы управляющих компаний. Более того, при расчетах среднемесячного потребления теплоэнергии за предыдущий год не требовалось предоставления такой информации в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" ежемесячно.
Таким образом, Управлением не доказано, что действия ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" по необеспечению своевременной возможности управляющим организациям предоставлять показания общедомовых приборов учета посредством программного продукта для расчета платы за отопление в соответствии с действующим законодательством, могут быть квалифицированы как нарушающие часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение Санкт-Петербургского УФАС не соответствующим Закону N 135-ФЗ и удовлетворил заявление ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство".
Правовых и фактических оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 июля 2013 года по делу N А56-19294/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19294/2013
Истец: ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, УФАС по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района ", ООО "ЖКС N1 Василеостровского района", ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района", ООО "ЖКС N1 Невского района", ООО "ЖКС N2 Выборгского района", ООО "ЖКС N2 Выборгского раона", ООО "ЖКС N2 Фрунзенского района", ООО "ЖКС Кронштадского района", ООО "Жилкомсервис N2 Красногвардейского района", ООО "ЖКС N1 Невского района", ООО ЖКС N2 Фрунзенского района "