Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 декабря 2007 г. N КА-А41/12989-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2007 г.
Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (далее - Администрация района) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главе Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области (далее - Глава Администрации города), Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области (далее - Администрация города), о признании незаконным и недействительным с момента принятия распоряжения Главы Администрации города от 15.06.2006 г. N 18-РГ "Об отнесении земельного участка, с кадастровым номером 50:22:0010105:0008 по адресу: г. Люберцы, микрорайон 12, "Красная горка", к землям поселений" и об обязании Главы Администрации города отменить указанное распоряжение как незаконное.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.05.2007; оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007, заявленные требования удовлетворены.
Администрация города обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по делу.
Представители Администрации района и Правительства Москвы, явившиеся в судебное заседание кассационной инстанции, возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующее в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явились, извещены о ее рассмотрении, в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ, жалоба рассматривается без их участия.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и постановления в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции полагает, что они подлежат отмене.
Как установлено Распоряжением Главы Администрации города от 15.06.2006 г. N 18-РГ "Об отнесении земельного участка, с кадастровым номером 50:22:0010105:0008 по адресу: г. Люберцы, микрорайон 12, "Красная горка", к землям поселений" указанный земельный участок отнесён к землям поселений жилой территориальной зоны с использованием под жилищное строительство; Агентству-2 рекомендовано внести в установленный законодательством срок изменения в документы государственного земельного кадастра с отнесением указанного земельного участка к землям поселений жилой территориальной зоны с использованием под жилищное строительство; ООО "Стройсоюз" поручено осуществить необходимые действия по внесению изменений в ЕГРП.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их нрава и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С учетом данных норм, выяснению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов подлежит наличие нарушений права и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них какие-либо обязанности, создание иных препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также проверка данного акта на соответствие его законам и иным актам.
Суды пришли к выводу, что оспариваемый акт не соответствует требованиям законодательства и нарушает права Администрации района.
Выводы суда о несоответствии требованиям законодательства оспариваемого акта являются правильными.
Статья 8 Земельного кодекса РФ устанавливает порядок перевода земель из одной категории в другую. В статье 7 ФЗ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ установлены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ установление или изменение черты поселений является переводом земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений; орган государственной власти, утвердивший проект черты поселения, направляет в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, копию акта об установлении или изменении черты поселения с приложением необходимых документов в порядке, установленном статьей 5 настоящего Федерального закона, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.
В соответствии с частями 3, 4 ст. 15 ФЗ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений, черта которых установлена до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков; в иных помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Судами установлено, что спорный земельный участок отнесён к категории земель сельскохозяйственного назначения, следовательно, вывод судов о том, что в данном случае, решать вопрос должно Правительством Московской области является правильным.
Однако, выводы суда о нарушении прав Администрации района, не соответствует фактическим обстоятельствам по делу, на которые указывают сами суды. Так, суды устанавливают, что отсутствуют доказательства установления черты городского поселения Люберцы, не устанавливают, что земли относятся к землям муниципального образования Администрации района, приходят к выводу, что право распоряжаться спорным земельным участком принадлежит Московской области.
При таких обстоятельствах указание в судебных актах на нарушении прав Администрации района в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ в решении суда должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле. В решении Арбитражного суда Московской области отсутствуют доводы, подтверждающие нарушение прав заявителя. В нарушение статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ этого нет и в постановлении апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, судебные акты подлежат отмене, а дело передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо установить, какие права Администрации Люберецкого района нарушаются оспариваемым актом.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2007 года, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2007 года по делу N А410К2-19816/06 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2007 г. N КА-А41/12989-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании