Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 декабря 2007 г. N КА-А40/13140-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2007 г.
ОАО "НК "Роснефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ТУ Росфиннадзора в г. Москве от 19 июня 2007 года N 454-07/398М о привлечении заявителя к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 2 августа 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт совершения ОАО "НК "Роснефть" административного правонарушения, выразившегося в предоставлении паспорта сделки N 04070007/2295/0000/1/0 при оформлении ГТД с указанием не действующих на дату приема декларации кода и наименования страны иностранного контрагента, доказан административным органом и подтвержден материалами дела.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2007 года указанное решение отменено, заявленные требования удовлетворены.
Оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено, поскольку в действиях заявителя отсутствует событие и вина вмененного административного правонарушения.
В кассационной жалобе ТУ Росфиннадзора в г. Москве просит отменить постановление, поскольку оно принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм права - часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ, статья 20 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), пункт 3.15.1 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций и оформления паспортов сделки" (далее - Инструкция). Выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют материалам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик утверждает, что ОАО "НК "Роснефть" правомерно привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок. Вина заявителя в совершении вмененного правонарушения установлена.
По мнению административного органа, вывод суда апелляционной инстанции о том, что невнесение изменений в паспорт сделки не повлекло предоставления недостоверных сведений органам валютного контроля, не повлияло на квалификацию платежа и, следовательно, не является нарушением единых правил оформления паспортов сделок, необоснован.
В судебном заседании представители ТУ Росфиннадзора в г. Москве поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ОАО "НК "Роснефть" возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что постановление подлежит отмене, в связи с нарушением судом норм права.
Арбитражные суды установили, что ОАО "НК "Роснефть" во исполнение внешнеторгового контракта от 21 мая 2004 года N 0000704/0779К, заключенного с компанией "Р-Трейд Лимитед" (Джерси), на продажу и последующую экспортную поставку сырой нефти в уполномоченном банке ЗАО "Банк Сосьете Женераль Восток" был оформлен паспорт сделки N 04070007/2295/0000/1/0 на общую сумму 680000000 долларов США.
При этом при заполнении раздела 2 "Реквизиты иностранного контрагента" паспорта сделки N 04070007/2295/0000/1/0 в графе 2 "Наименование" заявитель указал "Нормандские острова", а в графе 3 "Код" - код 830.
Ввиду того, что Приказом N 122-ст с 1 октября 2006 года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии внесло Изменения в Общероссийский классификатор стран мира, касающиеся наименования страны иностранного контрагента, а также цифрового кода, классифицирующего данную страну, ТУ Росфиннадзора в г. Москве пришел к выводу о том, что ОАО "НК "Роснефть" было обязано с учетом данных изменений осуществить переоформление паспорта сделки и внести соответствующие изменения не позднее осуществления следующей валютной операции по контракту.
Учитывая, что паспорт сделки был переоформлен заявителем лишь 26 марта 2007 года, в то время как следующая валютная операция по контракту от 21 мая 2004 года была осуществлена 17 ноября 2006 года, ответчик пришел к выводу о совершении заявителем административного правонарушения в сфере валютного законодательства, ответственность за совершение которого установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением ТУ Росфиннадзора в г. Москве от 19 июня 2007 года N 454-07/398М ОАО "НК "Роснефть" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленных единых правил оформления паспортов сделок, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Из вышеизложенного следует, что одно из нарушений, за которое установлена ответственность данной нормой, является нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок.
В соответствии с часть 1 статьи 20 Закона Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок при осуществлении валютных операций.
Порядок оформления паспортов сделок определяется разделом II "Порядка оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами" Инструкции.
Согласно пункту 3.15.1 Инструкции резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 Инструкции после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк паспорта сделки документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативными актами Банка России.
В соответствии с пунктом 4 приложения 4 к Инструкции установлено, что графы 2-3 раздела 2 "Реквизиты иностранного контрагента" паспорта сделки должны содержать сведения относительно наименования и цифрового кода страны регистрации иностранного контрагент в соответствии с Общероссийским классификаторов стран мира.
Из данных норм следует, что у резидента в случае изменения информации, содержащейся в паспорте сделки, в том числе и по коду страны иностранного контрагент, возникает обязанность предоставить документы по данным изменениям.
Как правильно установили суды первой и апелляционной инстанций, Приказом N 122-ст Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии внесло изменения в Общероссийский классификатор стран мира, касающиеся наименования страны иностранного контрагента, а также цифрового кода.
В установленные пунктом 3.15 1 Инструкции сроки документы ОАО "НК "Роснефть" представлены не были. Следовательно, заявителем были нарушены установленные Инструкцией единые правила оформления паспортов сделок.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в действиях заявителя имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В связи с этим вывод суда апелляционной инстанции в данной части неправомерен.
Вывод апелляционного суда о том, что невнесение изменений в паспорт сделки в связи изменением Общероссийского классификатора стран мира в части выделения стран Джерси из группы Нормандских островов не повлекло предоставления недостоверных сведений органам валютного контроля, не повлияло на квалификацию платежа по контракту и, следовательно, не является нарушением единых правил оформления паспортов сделки, ошибочен, поскольку часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка правил оформления паспортов, а не за предоставление недостоверных сведений.
Является неправильным и несоответствующим нормам права и вывод суда апелляционной инстанции о том, что в действиях заявителя отсутствует вина вмененного административного правонарушения.
В силу статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов РФ об административным правонарушениях установлены административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что заявитель не мог знать о внесении изменений в коды страны мира, поскольку данная информация не была опубликована на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Однако, в соответствии с часть 2 статьи 43 Федерального закона "О техническом регулировании" официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения "Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации" (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 года N 594, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов на государственном языке Российской Федерации осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Официальному опубликованию подлежат тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов - в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Подпункт "б" пункта 3 Положения устанавливает, что информация о внесении изменений, дополнений, поправок, отмене и замене, тексты изменений, дополнений и поправок, а также национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, - подлежат официальному опубликованию ежемесячно в печатном издании Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - информационном указателе "Национальные стандарты" и на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Изменения, введенные в Общероссийский классификатор стран мира Приказом N 122-ст, касающиеся выделения Джерси в качестве отдельного субъекта и присвоения ему индивидуально - определенного кода, были официально опубликованы в ИУС "Национальные стандарты", N 9 (сентябрь) 2006 год, то есть заблаговременно до вступления в силу.
Следовательно, вывод апелляционного суда о том, что ОАО "НК "Роснефть" не могло знать о данных изменениях, является не соответствующим Положению.
С учетом изложенного, выводы арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что в действиях заявителя отсутствует событие и вина вмененного административного правонарушения, необоснованны и противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
В свою очередь, вывод суда первой инстанции о том, что факт совершения ОАО "НК "Роснефть" административного правонарушения, выразившегося в предоставлении паспорта сделки N 04070007/2295/0000/1/0 при оформлении ГТД с указанием не действующих на дату приема декларации кода и наименования страны иностранного контрагента, доказан административным органом, правомерен и сделан с правильным применением норм действующего законодательства.
Суд первой инстанции также обоснованно пришел к выводу, что административным органом доказана вина ОАО "НК "Роснефть" в совершении административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку заявитель не предпринял всех зависящих от него мер для соблюдения действующих правил и норм.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Поскольку при разрешении спора, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены как арбитражным судом первой инстанции, так и арбитражным судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным, отменяя обжалуемое постановление оставить в силе решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "НК "Роснефть" требований о признании незаконным оспариваемого постановления ТУ Росфиннадзора в г. Москве о привлечении заявителя к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2007 года N 09АП-12870/2007-АК по делу N А40-34741/07-149-282 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда г. Москвы от 2 августа 2007 года по делу N А40-34741/07-149-282.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2007 г. N КА-А40/13140-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании