г. Пермь |
|
30 октября 2013 г. |
Дело N А50-12051/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Полевщиковой С.Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от заявителя МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" г. Перми (ОГРН 1025900522097, ИНН 5902291678) - Вылегжанина А.А., паспорт, доверенность от 18.02.2013;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми (ОГРН 1025900509250, ИНН 5902292777) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
заявителя МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" г. Перми и заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 03 сентября 2013 года
по делу N А50-12051/2013,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" г. Перми
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми
о признании незаконным решения,
установил:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" г. Перми (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ ходатайства об уточнении предмета требований) о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ленинском районе г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) от 13.06.2013 N 10 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов на единовременное пособие лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в образовательные учреждения; единовременное пособие педагогическим работникам при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более); ежемесячные денежные выплаты лицам, которым присуждена ученая степень кандидата наук и доктора наук, работающим в образовательном учреждении, а также в части взыскания соответствующих сумм в виде штрафа и пени.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.09.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение Пенсионного фонда от 13.06.2013 N 10 в части выводов о занижении базы для начисления страховых взносов на суммы выплат единовременного пособия лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственные (краевые) образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения; единовременного пособия педагогическим работникам при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более), а также начисления соответствующих сумм страховых взносов, пени и штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда в указанной части отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований полностью. Полагает, что решение в указанной части незаконно, судом первой инстанции не были применены нормы материального права, подлежащие применению, выводы, изложенные в обжалуемой части решения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Настаивает на том, что со стороны заявителя отсутствует состав правонарушения в части неуплаты (неполной уплаты) сумм страховых взносов на ежемесячные денежные выплаты лицам, которым присуждена ученая степень кандидата наук и доктора наук. Указывает на то, что средства, необходимые для предоставления гарантий лицам, имеющим ученую степень, в соответствии с законодательством субъекта РФ предусматриваются в бюджете Пермского края на очередной финансовый год. Предусмотренные законом социальные гарантии указанным категориям лиц возникают в связи с публичными обязательствами Пермского края перед физическими лицами и не связаны с правоотношениями образовательного учреждения, вытекающими из трудового договора. По источнику финансирования и основанию возникновения данные выплаты не могут быть отнесены ни к базовой части заработной платы, ни к стимулирующим выплатам, произведенным в рамках трудового договора.
В свою очередь, заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, также обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда в обжалуемой части отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью. Настаивает на том, что выплаты педагогическим работникам общеобразовательных учреждений на основании п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 587-ПК являются по своей сути дополнительными мерами материального обеспечения педагогических работников, стимулирующих их деятельность согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, произведены в целях их дополнительной социальной поддержки и связаны непосредственно с трудовыми отношениями между учреждением и его работниками, не являются государственными пособиями, а потому не освобождаются от обложения страховыми взносами.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в заседание суда представителей не направило, что в порядке п. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы своей жалобы, просил решение суда в оспариваемой части отменить и принять новый судебный акт.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена плановая выездная проверка учреждения, в том числе, на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 (л.д. 94-96), составлен акт выездной проверки от 21.05.2013 N 069/001/28-2013 (л.д. 98-112), вынесено решение от 13.06.2013 N 10 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (л.д. 8-18).
Из вышеуказанного решения следует, что в базу для исчисления страховых взносов не включены: единовременное пособие педагогическим работникам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования и поступившим на работу по специальности, за 2010 год - в сумме 73 600 руб., за 2011 год - в сумме 18 400 руб., за 2012 год - в сумме 36 800 руб.; единовременное пособие педагогическим работникам при увольнении в связи с выходом на пенсию за 2010 года - в сумме 12 600 руб., за 2011 год - в сумме 12 600 руб.; ежемесячная денежная выплата кандидатам наук и докторам наук, работающим в образовательном учреждении, за 2011 год - в сумме 34 400 руб., за 2012 год - в сумме 59 600 руб. Учреждение привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ, ему предложено уплатить недоимку, соответствующие суммы пени и штрафных санкций, внести необходимые изменения в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения в части начисления страховых взносов на ежемесячные денежные выплаты лицам, которым присуждена ученая степень кандидата наук и доктора наук, взыскания соответствующих сумм в виде штрафа и пени, суд первой инстанции исходил из того, что названные выплаты не относятся к государственным пособиям, входят в заработную плату педагогических работников, выплачиваются ежемесячно и поэтому подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Изучив доводы апелляционной жалобы учреждения, заслушав мнение представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда в рассматриваемой части подлежит отмене в силу следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 6 Закона N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу ст. 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, т.е. для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
В статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ приведены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Материалами дела установлено, что в период 2011-2012 года учреждением производились ежемесячные денежные выплаты трем своим сотрудникам, имеющим ученые степени кандидатов и доктора наук (л.д. 19-35).
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные выплаты не относятся к государственным пособиям. Данный вывод является неверным в силу следующего.
Государственное пособие - безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.
Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" (далее - Закон N 729-ПК) установлены дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, доктора наук, работающих в государственных, муниципальных или негосударственных образовательных учреждениях на территории Пермского края, за счет средств бюджета Пермского края (ст. 1 Закона N 729-ПК).
В соответствии со ст. 7 Закона N 729-ПК расходное обязательство по предоставлению ежемесячных денежных выплат получателям, установленным настоящим законом, является расходным обязательством Пермского края. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты получателям утверждаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В целях реализации Закона N 729-ПК Правительством Пермского края постановлением от 23.11.2011 N 937-п утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края (далее - Порядок).
В силу п. 3.2. Порядка финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края для исполнения государственных полномочий по предоставлению выплаты, предусматриваются законом о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период в составе регионального фонда компенсаций и передаются в бюджеты муниципальных районов (городских округов) Пермского края в виде субвенций.
При этом, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что спорные суммы выплачены в соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК.
В силу вышесказанного суд апелляционной инстанции признает доводы апелляционной жалобы учреждения обоснованными. С учетом приведенных выше норм данные выплаты лицам, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам согласно статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене в силу ч. 2 ст. 270 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным решения Пенсионного фонда о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов на суммы выплат молодым специалистам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования и поступившим на работу по полученной специальности, и работникам, с которыми трудовые договоры были расторгнуты в связи с выходом на пенсию, а также начисления соответствующих сумм страховых взносов, пени и штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что указанные выплаты являются государственными пособиями и относятся к необлагаемым выплатам согласно ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда отмене, а доводы жалобы удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Ранее судом апелляционной инстанции установлено, что п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно материалам настоящего дела учреждением произведены выплаты единовременных пособий двум работникам, с которыми трудовые договоры были расторгнуты в связи с выходом на пенсию в 2011 - 2012 гг., а также выплачены единовременные пособия семи молодым специалистам, поступившим на работу в период с 2010 по 2012 гг. по полученной специальности (л.д. 36-54).
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные выплаты относятся к государственным пособиям. Данный вывод является верным в силу следующего.
Статьей 17 Закона Пермского края N 587-ПК (далее - Закон N 587-ПК) предусмотрены социальные гарантии педагогическим работникам.
В ч. 1 ст. 17 названного закона определено, что в Пермском крае педагогическому работнику государственного (краевого) образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения, финансируемого за счет субвенций из бюджета Пермского края, дополнительно к федеральным устанавливаются социальные гарантии и льготы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона Пермского края N 587-ПК в редакции, действовавшей в проверяемый период, лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственные (краевые) образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения, финансируемые за счет субвенций из бюджета Пермского края, выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере и устанавливается ежемесячная надбавка в течение 3 лет.
Единовременное пособие выплачивается один раз по первому месту работы после окончания указанного в данном пункте образовательного учреждения.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Закона Пермского края N 587-ПК в редакции, действовавшей в проверяемый период, предусмотрено, что педагогическим работникам (в том числе руководителям) образовательных учреждений при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере.
Таким образом, руководствуясь вышеназванными положениями Закона N 212-ФЗ, Закона Пермского края N 587-ПК, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что единовременные пособия, выплаченные учреждением указанным выше лицам, являются государственными пособиями, вследствие чего не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица о том, что спорные выплаты не относятся к государственным пособиям, а также пособиям и иным видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и поэтому подлежат обложению страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона).
Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Спорные выплаты не входят в заработную плату педагогического работника и молодого специалиста, т.е. не входят в базовую часть, компенсационную выплату и стимулирующую выплату.
Такие выплаты произведены также не по трудовому договору, а в силу требований Закона Пермского края, что не образует объекта обложения страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
В данном случае выплаты учреждение производило вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, а в силу закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеназванные выплаты не являются объектом для исчисления страховых взносов, в связи с чем у Пенсионного фонда не имелось правовых оснований для обложения страховыми взносами вышеназванных выплат, а также для начисления пеней и штрафа.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может служить основанием для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Пенсионного фонда не имеется.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недействительности решения Пенсионного фонда в оспариваемой заявителем части, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 сентября 2013 года по делу N А50-12051/2013 отменить в части, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Требования удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми от 13.06.2013 N 10 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов на единовременное пособие лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в образовательные учреждения; единовременное пособие педагогическим работникам при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более); ежемесячные денежные выплаты лицам, которым присуждена ученая степень кандидата наук и доктора наук, работающим в образовательном учреждении, а также в части взыскания соответствующих сумм в виде штрафа и пени.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
С.Н.Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12051/2013
Истец: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" г. Перми
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми, УПФР в Ленинском районе г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-72/14
13.01.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-72/14
30.10.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12157/13
03.09.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-12051/13