г.Воронеж |
|
1 октября 2007 г. |
Дело N А48-1699/07-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2007 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.10.2007 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Сергуткиной В.А.
Осиповой М.Б.
при ведении протокола судебного заседания Башкатовой Л.О.
при участии:
от ОАО "Российские железные дороги" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО "Российские железные дороги" - Хархардина Д.Н., начальника юр. отдела по доверенности N НЮ-3-15/472 о 29.12.2006;
от Администрации г.Орла - не явились, надлежаще извещены;
от Территориального управления Министерства имущества России "Агентство федерального имущества по г.Москве" - не явились, надлежаще извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.07.2007 по делу N А48-1699/07-11 (судья Гайдукова Л.Н.),
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Администрации г.Орла о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от приема в муниципальную собственность инженерных сооружений и коммуникаций к жилым домам в г. Орле, указанных в перечне объектов, находящихся на забалансовых счетах Общества, а также об обязании осуществить указанные действия.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Министерства имущества России "Агентство федерального имущества по г. Москве".
Решением суда от 05.07.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание Администрация г.Орла и Территориальное управление Министерства имущества России "Агентство федерального имущества по г. Москве" не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.156 АПК РФ.
По делу объявлялся перерыв с 28.09.2007 по 01.10.2007.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционная инстанция полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, 02.05.2006 письмом N 264 ОАО "Российские железные дороги" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО "Российские железные дороги" обратилось к Администрации города Орла с просьбой принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, осуществляющие: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и газоснабжение жилых домов, находящихся в муниципальной собственности.
Письмом N 552 от 05.09.2006 Общество просило Администрацию рассмотреть вопрос о принятии в муниципальную собственность Администрации города Орла объектов, осуществляющих теплоснабжение и газоснабжение жилых домов, находящихся в муниципальной собственности: теплотрасса к ж.д. N 44 по ул.Московская; теплотрасса к ж.д. N 38, N 40, N 42 по ул.Привокзальная; газопровод к ж.д. N 11 по Московскому шоссе; газопровод к ж.д. N 4 по Новосильскому шоссе.
Администрация города Орла сообщила о необходимости совместно с предприятиями, принимающими в хозяйственное ведение сети инженерно-технического обеспечения, произвести их обследование, и при отсутствии разногласий между передающей и принимающей стороной издать соответствующее постановление.
27.11.2006 ОАО "Российские железные дороги" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО "Российские железные дороги" обратилось к Администрации г.Орла с письмом N НОД 06/07-239 о содействии в принятии в муниципальную собственность объектов в кратчайшие сроки, поскольку предприятия, принимающие в хозяйственное ведение сети инженерно-технического обеспечения отказали в обследовании объектов, ввиду отсутствия постановления администрации г. Орла о передаче данных объектов в муниципальную собственность.
На данное обращение Администрация г.Орла письмом от 12.12.2006 N 2/8380и сообщила, что проект постановления о принятии в муниципальную собственность сетей инженерно-технического обеспечения подготовлен; для продолжения работ необходимо представить требуемые документы в соответствии с Положением "О порядке принятии в муниципальную собственность г. Орла государственной и других форм собственности объектов жилищного фонда, а также объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, социального обеспечения, инженерных сооружений, сетей и коммуникаций", утвержденным Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 26 июня 2003 года N 35/419 - ГС и обратиться в администрацию города для согласования проекта постановления; после чего совместно с предприятиями, принимающими в хозяйственное ведение сети инженерно-технического обеспечения, произвести их обследование и подготовить проект договоров на финансирование затрат.
Посчитав указанное бездействие Администрации г.Орла нарушающим требования действующего законодательства и его права и законные интересы, ОАО "Российские железные дороги" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд за защитой.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ч.4 ст.200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с Федеральным законом N 29-ФЗ от 27.02.2003 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Постановлением Правительства РФ N 585 от 18.09.2003 "О создании Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" было учреждено Открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Пунктом 7 названного Постановления N 585 указано Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации: утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 настоящего Постановления, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Во исполнение п. 7 Постановления Правительства РФ N 585 от 18.09.2003 Министерство имущественных отношений Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации издали Распоряжение от 08.04.2004
N 1499-p/l10a/T-92p, которым утверждены перечни объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, но подлежащих передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность (п.1 распоряжения).
В соответствии с п.3 данного Распоряжения Территориальным управлениям Минимущества России, органам субъектов Российской Федерации по управлению государственным имуществом, наделенным полномочиями территориальных органов Минимущества России, с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги" необходимо осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, согласно приложению N 1 к распоряжению, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Обязанность ответчика принять в муниципальную собственность коммунально-бытовые объекты, находящиеся в федеральной собственности без учета отмененных нормативно-правовых актов возникла на основе п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" согласно которому перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанным пунктом ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ также предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений. Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и
органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" установлено, что для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо представить следующие документы: выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним); документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним); согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо); заверенная в установленном порядке копия устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче; справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества; кадастровая карта (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации; документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества; документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам; согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что указанных в данном постановлении документов, необходимых для принятия спорного имущества в муниципальную собственность, ОАО "Российские железные дороги" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО "Российские железные дороги" в Администрацию г.Орла не представило.
Указанное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении порядка обращения к органу, принимающему федеральное имущество в муниципальную собственность.
Вместе с тем, Администрация г.Орла должна была вынести постановление о принятии спорного имущества в муниципальную собственность только при наличии законодательно установленного перечня документов.
Таким образом, с рассматриваемом случае отсутствует какое-либо бездействие со стороны Администрации г.Орла, поскольку последняя четко и последовательно выполняла требования законодательства, связанные с процедурой приема имущества в собственность.
Кроме того, при обращении Общества в Администрацию с просьбой принять недвижимое имущество в муниципальную собственность, заявитель не конкретизировал объекты, подлежащие передаче, в связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания ответчика принять в собственность имущество, указанное в заявлении по настоящему делу.
Доказательств, подтверждающих факт уклонения Администрации от принятия в муниципальную собственность инженерных сооружений и коммуникаций к жилым домам в г. Орле, указанных в перечне объектов, находящихся на забалансовых счетах ОАО "Российские железные дороги" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО "Российские железные дороги", последнее ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представило.
Оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неисполнении заявителем всех возложенных на него обязательств, связанных с передачей спорного недвижимого имущества, и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, ОАО "Российские железные дороги" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО "Российские железные дороги" в апелляционную инстанцию не представило.
Довод ОАО "РЖД" о том, что спорное имущество в силу положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" подлежит передаче в муниципальную собственность является правомерным, однако, не снимает с заявителя возложенной на него обязанности по соблюдению установленной законом процедуры передачи имущества ответчику, указанной выше.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.07.2007 по делу N А48-1699/07-11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1699/2007
Истец: ОАО "РЖД" В ЛИЦЕ ОРЛОВСКО-КУРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ МЖД - ФИЛИАЛА ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Администрация г Орла
Третье лицо: ТЕРУПРАВЛЕНИЕ МИНИМУЩЕСТВА РОССИИ "АГЕНТСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПО Г. МОСКВЕ", ТУМИ России "Агентство федерального имущества по г Москве"
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-169/08
24.01.2008 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-169/08
21.01.2008 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-169/08
01.10.2007 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3827/07