г. Хабаровск |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А73-6544/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Михайловой А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
в заседании участвовали:
от Прокуратуры Хабаровского края: Моргунова Н.Н., удостоверение N 126712
от Правительства Хабаровского края: Кан С.Д., удостоверение N 920
от ООО "Реликт": Азарнин С.А, по доверенности от 11.07.2011, Азарнина М.В. по доверенности от 25.12.2012
от Министерства природных ресурсов Хабаровского края: Долгова Е.А., удостоверение N 7
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Хабаровского края на решение от 08 августа 2013 года по делу N А73-6544/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Медведевой О.В.
по исковому заявлению заместителя прокурора Хабаровского края
к Правительству Хабаровского края и обществу с ограниченной ответственностью "Реликт"
о признании недействительным условия договора аренды лесного участка, заключенного между ответчиками
третье лицо Министерство природных ресурсов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Хабаровского края (далее - Прокуратура, заявитель) обратился в порядке ст.52 АПК РФ в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Правительству Хабаровского края и обществу с ограниченной ответственностью "Реликт" (далее - Правительство и Общество, ответчики) о признании недействительным (ничтожным) пп. "е" п. 11 договора аренды лесного участка от 01.11.2011 N 1053/2011, заключенного между ответчиками, в части возложения на арендатора (Общество) обязанности в случае возникновения лесного пожара на арендуемом лесном участке обеспечить его тушение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 25.06.2013 привлечено Министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее - Министерство).
Решением арбитражного суда от 08.08.2013 заявленные Прокуратурой требования удовлетворены - соответствующее условие договора аренды лесного участка признано недействительным. Суд исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами; Общество не является специализированной противопожарной организацией и а деле нет доказательств наличия у него (у Общества) лицензии на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров.
В апелляционной жалобе Правительство Хабаровского края просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Указывает, что на момент размещения документации об аукционе действовал приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48, которым утверждена форма примерного договора аренды лесного участка, содержащая оспариваемое прокуратурой условие, указанный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 31.03.2010 за N 16769, не отменен, не признан недействующим и обязателен к применению. Указывает, что изменение документации об аукционе и проекта договора аренды лесного участка как ее составной части не допускается. Полагает, что спорное условие договора не противоречит законодательству, поскольку, по мнению заявителя жалобы, обеспечение тушения лесных пожаров предполагает выполнение арендатором лесного участка мероприятий, направленных на предупреждение пожаров и возможность оперативного тушения пожаров уполномоченными организациями; полагает, что из буквального смысла оспариваемого подпункта договора не следует, что он содержит обязанность арендатора по непосредственному тушению лесного пожара, однако не исключает привлечение арендатора для тушения пожара в случаях и порядке, установленных законодательством. Полагает, что прокурор обратился в арбитражный суд не в защиту публичных интересов.
Прокуратура в отзыве просит решение оставить без изменения. Необоснованными считает доводы жалобы о соответствии спорного пункта договора действующему лесному законодательству. Настаивает на том, что оспариваемое условие договора возлагает на арендатора обязанность по непосредственному тушению лесных пожаров на арендованном им лесном участке. Отмечает необходимость лицензирования деятельности по тушению пожаров. Указывает на то, что утвержденная Минсельхозом РФ форма договора является примерной. Отмечает, что в иске ставится вопрос не об изменении договора, а о соответствии его условий требованиям закона. Указывает на наличие у прокурора права на заявление рассмотренного иска.
Общество в отзыве просит решение оставить без изменения. Ссылается на императивный характер норм Лесного кодекса РФ и несоответствие спорного условия договора его требованиям. Считает, что тушение лесных пожаров к мерам по предупреждению этих пожаров не относится. Отмечает, что право на участие в аукционе не поставлено в зависимость от наличия у его участников лицензии на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу выражает согласие с доводами Правительства, просит отменить решение и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных Прокуратурой требований.
В судебном заседании представители Правительства и Министерства настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы по приведенным в ней и отзыве доводам; представители Прокуратуры и Общества высказались в соответствии с представленными отзывами, просили оставить обжалуемое решение в силе.
Проверив законность решения от 08.08.2013, с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов на нее и выступлений участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Установлено, что по итогам аукциона 01.11.2011 между Правительством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 1053/2011.
По условиям договора в аренду предоставляется лесной участок площадью 3694,0 га, являющийся частью лесного участка общей площадью 392215,0 га, расположенного по адресу: Хабаровский край, Амурский муниципальный район, Падалинское лесничество, участковые лесничества: Амурское, кварталы: 1-104, 106-112, 114-123, 125-128, 132; Падалинское, кварталы:1-105, 107-186; Эльбанское, кварталы: 1-54, 56-60, 62-65, 67-69, 75-96, 98-134; Хабаровский муниципальный район, Верхне-Курское участковое лесничество, кварталы: 1-316; кадастровый номер 27-27-05/009/2008-092, предоставляемый в аренду, имеет местоположение: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Падалинское лесничество, кварталы: 245. 277, 278,294,295 Верхне-курского участкового лесничества.
Срок действия договора установлен на 25 лет с момента его государственной регистрации. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 17.11.2011.
В пп. "е" п. 11 указанного договора установлена обязанность арендатора в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение, на территории, прилегающей к арендуемому лесному участку, оказывать помощь в его тушении. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.
Ссылаясь на несоответствие действующему законодательству указанного подпункта в части возложения на арендатора обязанности в случае возникновения лесного пожара на арендуемом лесном участке обеспечивать его тушение, Прокуратура в порядке ст.52 АПК РФ в обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
По общему правилу ст.168 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
В соответствии с п.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.51 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В ч.1 ст.52 ЛК РФ определено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В силу ч.2 ст.53.4 ЛК РФ лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Согласно ч.1 ст. 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
В п.7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (пп. "г" п.13 указанных Правил).
В силу ч.3 ст.53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти - данное закреплено ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пп.4 п.1 ст.83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В силуп.3 этой же нормы средства на осуществление переданных в соответствии с п.1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Из буквального содержания указанных норм материального права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета.
Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами.
Установлено, что Общество не является специализированной противопожарной организацией.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров.
Общество соответствующей лицензией не обладает - данное не оспаривается и не опровергается материалами дела.
При этом содержание пп."е" пункта 11 договора аренды от 01.11.2011 N 1053/2011 позволяет прочтение, согласно которому на арендатора возложена обязанность по тушению лесного пожара на арендуемом лесном участке. В том числе данное токование возможно в совокупности с содержанием приложения N 6 к договору аренды, которым в число мероприятий, выполняемых арендатором по обеспечению пожарной безопасности, входят: подготовка руководителей тушения лесных пожаров; организация и содержание пожарных команд.
Поскольку возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара противоречит названным нормам материального права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск и признал соответствующее условие договора недействительным.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ч.1 ст.180 ГК РФ). В данном случае недействительность рассмотренного условия не влияет на действительность договора в оставшейся части.
Следует отметить, что признание оспариваемого условия недействительным не освобождает арендатора от возложенной на него законодательно обязанности по принятию мер по охране лесов от пожаров. Обжалуемым решением пп."е" п.11 договора аренды признан недействительным лишь в части обязанности арендатора в случае возникновения лесного пожара на арендуемом лесном участке обеспечивать его тушение.
Ссылки заявителя жалобы на то, что оспариваемое условие договора утверждено приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 и содержится в примерной форме договора, не принимаются, поскольку наличие указанного приказа не отменяет действие перечисленных выше нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.
Доводы об отсутствии у Прокуратуры права на заявление настоящего иска отклоняются.
Согласно ст.52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением (иском) о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; применении последствий недействительности таких сделок.
Публично-правовым образованием, в интересах которого предъявлено исковое заявление, является субъект Российской Федерации - Хабаровский край, уполномоченным органом которого выступает Правительство.
При этом, публичные интересы Хабаровского края - это интересы проживающих в данном субъекте граждан, здоровью и жизни которых может быть причинен вред в результате возложения противоречащей закону обязанности по тушению пожара.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет. Решение, принятое с правильным применением норм права, следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08 августа 2013 года по делу N А73-6544/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Н. Головнина |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6544/2013
Истец: Прокуратура Хабаровского края
Ответчик: ООО "Реликт", Правительство Хабаровского края
Третье лицо: Министерство природных ресурсов Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4944/14
19.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-134/14
29.10.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5081/13
08.08.2013 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-6544/13