Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2013 г. N 15АП-14892/13
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
30 октября 2013 г. |
дело N А32-16582/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Т.Г. Гуденица, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Войцешко И.С.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности Кузнецова А.С. от 08/01/2013 N 010/13 (выдана на срок до 31.12.2013 г.)
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2013 г. по делу N А32-16582/2013
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский"
заинтересованное лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу
об оспаривании предписания от 17.05.2013 г. N 238/4/6463/528/ПР/2013,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (далее - департамент) о признании незаконным предписания от 17.05.13 N 238/4/6463/528/ПР/2013 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Решением суда от 24.07.13 заявленные учреждением требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что береговая полоса учреждения, находящаяся на праве постоянного (бессрочного) пользования, является лечебным пляжем, следовательно, не признается объектом общего пользования, в отношении нее не может быть установлен режим доступа неограниченного круга лиц..
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что установкой пересекающих береговую полосу ограждений создаются препятствия для свободного подхода к водному объекту и нарушаются права и охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Департамент своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещён надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя департамента.
Представитель учреждения возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на его законность и обоснованность.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 13.05.13 N 238/4/6463/528/ПР/2013 административным органом была проведена проверка природоохранного законодательства в деятельности общества.
По результатам проверки было выявлено, что в ходе проведения проверки 10 апреля 2013 года в период времени с 12.00 до 16.00 с выездом на место на объект учреждения, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Курортный проспект, 94, установлено следующее:
Согласно свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 481797 от 13.04.2012 учреждение имеет в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок площадью 237415 кв.м. (23:49:0000000:91), свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515100 от 02.12.2011 учреждение имеет в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок площадью 23100 кв.м. (23:49:03 02 024:0006), свидетельства о государственной регистрации нрава серия 23-АК N 138747 от 17.11.2011 учреждению имеет в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок площадью 9200 кв.м. (23:49:03 02 028:0015).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515106 учреждение имеет в оперативном управлении теплицу, площадью 241 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515009 учреждение имеет в оперативном управлении здание общежития, площадью 489 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515087 учреждение имеет в оперативном управлении здание лодочной станции, площадью 1 193 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 544203 учреждение имеет в оперативном управлении здание кухни-столовой N 1, площадью 4283 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515110 учреждение имеет в оперативном управлении машинный зал фуникулера, площадью 159 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515089 учреждение имеет в оперативном управлении спальный корпус N 4, площадью 3141,3 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515107 учреждение имеет в оперативном управлении здание электрохозяйства, площадью 51 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515094 учреждение имеет в оперативном управлении трансформаторную подстанцию-254, площадью 29 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515103 учреждения имеет в оперативном управлении здание трансформаторной подстанции N 17 А, площадью 110 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515098 учреждение имеет в оперативном управлении трансформаторную подстанцию 522, площадью 59,7 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия АК N 515097 учреждение имеет в оперативном управлении здание трансформаторной подстанции 75. площадью 59,7 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 469697 учреждение имеет в оперативном управлении гараж, площадью 1428 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 469696 учреждение имеет в оперативном управлении здание плавательного бассейна, площадью 3932 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 469694 учреждение имеет в оперативном управлении хозкомплексное здание, площадью 3090 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 469695 учреждение имеет в оперативном управлении кинозал, свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК номер 515090 учреждение имеет в оперативном управлении аэрарий В, площадью 642 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515092 учреждение имеет в оперативном управлении спальный корпус N 5, площадью 3057,1 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серии 23-АК N 515091 учреждение имеет в оперативном управлении пляжный павильон, площадью 94.4 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515105 учреждение имеет в оперативном управлении здание лечебного корпуса, площадью 3184,3 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515109 учреждение имеет в оперативном управлении спальный корпус N 6, площадью 3142 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515027 учреждение имеет в оперативном управлении спальный корпус N 7, площадью 7623 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515108 учреждение имеет в оперативном управлении складскую группу, площадью 3873 к в м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515096 учреждение имеет в оперативном управлении здание административного корпуса, площадью 1505 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515104 учреждение имеет в оперативном управлении нежилое здание - резервуар 150 м3, площадью 67.9 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515028 учреждение имеет в оперативном управлении склад горючего, свидетельства о государственной регистрации права серии 23-АК N 515101 учреждение имеет в оперативном управлении пляжный павильон, свидетельства о государственной регистрации права серии 23-АК N 515111 учреждение имеет в оперативном управлении здания ВКХ, площадью 59 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серии 23-АК N 515095 учреждение имеет в оперативном управлении оранжерею с теплицей, площадью 441 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515102 учреждение имеет в оперативном управлении теплицу, площадью 296 кв.м., свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АК N 515093 учреждение имеет в оперативном управлении здание спального корпуса N 3, площадью 3295,7 кв.м.
Согласно уставу учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации и осуществления санаторно-курортного и оздоровительного лечения и медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством и осуществления организационно-методической деятельности лечебно-профилактических учреждений ВС РФ, организации активного отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, и других лиц, имеющих право на льготное обеспечение организованным отдыхом в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а также в отношении лиц, не имеющих права на льготное обеспечение, гражданского персонала ВС РФ, в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном в МО РФ.
Также согласно устава учреждения п. 15 учреждение имеет следующие филиалы:
Филиал "Санаторий "Аврора" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Адлерская, д.5;
Филиал "Санаторий "Адлер" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, УЛ. Ленина, д. 97;
Филиал "Санаторий "Лазурный берег" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Медицинская, д.9;
Филиал "Санаторий "Сочи" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, расположенный по Краснодарский край, г. Сочи, ул. Курортный проспект, д. 85;
Филиал "Санаторий "Сочинский" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Курортный проспект, д. 94;
Филиал "Санаторий "Чемитоквадже" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Курская, д. 57а;
Филиал "Санаторий "Янтарь" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Победы, д. 333;
Филиал "База отдыха "Красная поляна" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Защитников Кавказа, д. 5;
Филиал "База отдыха "Кудепста" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Ленина, д. 302.
Проверкой установлено, что пляж Филиала "Санаторий "Сочинский" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, пляж Филиала "Санаторий "Сочи" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ; пляж Филиала "База отдыха "Кудепста" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, пляж Филиала "Санаторий "Адлер" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, пляж Филиала "Санаторий "Аврора" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ с двух сторон огорожены забором, что мешает свободному доступу на пляж. Также на проходных, на пляжную полосу, установлены таблички, с надписью об ограничении свободного доступа к пляжной полосе общего пользования, что подтверждается фотоматериалом.
17.05.13 по результатам проверки обществу выдано предписание от N 238/4/6463/528/ПР/2013 об устранении нарушений законодательства в сфере охраны природопользования и охраны окружающей среды. Указанным предписанием установлено обществу в срок до 10.06.2013 обеспечить свободный, беспрепятственный доступ на пляж Филиала "Санаторий "Сочинский" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, пляж Филиала "Санаторий "Сочи" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ; пляж Филиала "База отдыха "Кудепста" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, пляж Филиала "Санаторий "Адлер" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ, пляж Филиала "Санаторий "Аврора" ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ.
Не согласившись с указанным предписанием административного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание является незаконным ввиду следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Статьей 6 Водного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования так же предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Статьей 49 Водного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Порядок использования водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, используемые для лечебных и оздоровительных целей установлен Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". В соответствии с пунктом 1 статьей 15 этого закона санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Как верно установлено судом первой инстанции, учреждение является санаторно-курортной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Согласно статье 39 вышеназванного закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц. Согласно санитарных правил "СанПиН 4060- 85 Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации" - лечебный пляж - участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико- географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала (п. 2.1). Согласно пункту 2.3 СанПиН 4060-85, вместимость лечебных пляжей при санаториях для родителей с детьми допускается до 500 мест. п. 2.5. СанПин установлена минимально допустимые нормы на 1 место лечебных пляжей - для морских - это не менее 5 кв.м. Пунктом 3.1 Санитарных правил установлено, что лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом. Из вышеуказанного следует, что ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "СанПиН 4060-85 Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации", устанавливая обязательные требования к лечебным пляжам и их использованию, вводят количественные ограничения на посещение и использование пляжа и исключают неконтролируемое посещение.
Таким образом, береговая полоса учреждения, находящаяся на праве постоянного (бессрочного) пользования, является лечебным пляжем, следовательно, не признается объектом общего пользования, в отношении нее не может быть установлен режим доступа неограниченного круга лиц.
Санаторий в силу своего статуса санаторно-курортной организации должен иметь ограждение для обеспечения сохранности своей собственности и обеспечения безопасности санаторно-курортных услуг для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, а также имущества потребителей. Установление металлического забора, ограничивающего доступ к береговой полосе - лечебному пляжу, принадлежащего санаторию на праве постоянного (бессрочного) пользования, является правомерным и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Наличие ограждения по периметру санатория, соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и свидетельствует о принятие мер по противодействию терроризма на территории учреждения.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции не установил, что в результате действий учреждения возникли препятствия в осуществлении прав и охраняемых законом интересов администрации или иных лиц, что также подтверждается определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.08.2010 N ВАС-7095/2010.
При изложенных обстоятельствах, предписание административного органа от 17.05.2013 N 238/4/6463/528/ПР/2013 об устранении нарушений законодательства в сфере охраны природопользования и охраны окружающей среды, правильно признано судом первой инстанции незаконным и необоснованным.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы департамента и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16582/2013
Истец: ФБУ "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский", Федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу
Третье лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природоользования (Росприроднадзор) по Южному Федеральному округу