г. Киров |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А29-2840/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика - Толмачевой Н.А., действующей на основании доверенности от 19.10.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2013 по делу N А29-2840/2013, принятое судом в составе судьи Огородниковой Н.С.,
по заявлению открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь" (ИНН: 1103019252, ОГРН: 1021100807452)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (ИНН: 1101482803, ОГРН: 1041130401070)
о признании незаконными действий,
установил:
открытое акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь" (далее - ОАО "Воркутауголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) выразившиеся в указании в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 163 от 01.03.2013 наличия неисполненной обязанности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 16 629 593 рубля 30 копеек (КБК 18210301000010000110), в сумме 12 701 рубль 49 копеек (КБК 18210903023010000110), в сумме 1 703 721 рубль 50 копеек (КБК 18210903025010000110), в сумме 979 829 рублей 96 копеек (КБК 18210903081010000110), в сумме 2 742 778 рублей 48 копеек (КБК 18210903082020000110), в сумме 19 840 рублей 62 копейки (КБК 18210903083020000110), в сумме 32 036 рублей 71 копейки (КБК 18210905050010000110), а также налоговых санкции в сумме 179 950 рублей (КБК 18211603010010000140) без указания на утрату возможности взыскания указанных сумм ввиду истечения установленных статьями 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроков на их взыскание и обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Воркутауголь" путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с указанием на утрату возможности взыскания выше указанной задолженности.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2013 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Воркутауголь" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что к реструктурированной задолженности в размере 22 120 502 рублей 06 копеек не могут применяться положения подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество указывает, что указанная задолженность существовала по состоянию на 30.12.2002 и согласно правилам, установленным статьями 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом пропущен срок её взыскания. В связи с чем, задолженность в размере 22 120 502 рублей 06 копеек не подлежит отражению в справе о задолженности.
Заявитель жалобы полагает, что имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что числящаяся на лицевом счете задолженность в спорной сумме нарушает права Общества. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представитель Инспекция указала, что с жалобой Общества не согласна, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "Воркутауголь" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 22 октября 2013 до 09 часов 15 минут.
Надлежащим образом извещенное об объявлении в судебном заседании перерыва Общество своего представителя в судебное заседание после его перерыва также не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ОАО "Воркутауголь".
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Воркутауголь" обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Инспекцией в адрес налогоплательщика была направлена справка N 163 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.03.2013, в которой задолженность Общества перед бюджетом отражена в размере 22 300 452 рублей 06 копеек, в том числе задолженность по процентам за пользование бюджетными средствами по разным видам налогов и сборов в размере 22 120 502 рублей 06 копеек и по налоговым санкциям в размере 179 950 рублей.
Общество, не согласившись с действиями налогового органа по отражению в справке N 163 от 01.03.2013 вышеприведенных сумм задолженности, возможность взыскания которых утрачена, обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что задолженность по процентам за пользование бюджетными средствами не подлежит списанию в порядке, установленном статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации; доказательств нарушения оспариваемыми действиями своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Обществом в материалы дела не представлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
В соответствии с пунктом 3 Методических указаний по заполнению справки при формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм:
- на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации;
- которые реструктурированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей";
- которые подлежат зачету в соответствии с решениями налогового органа, направленными в органы федерального казначейства, но не исполненными на момент выдачи Справки.
Согласно пункту 4 Методических указаний по заполнению справки при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, при формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, Инспекцией выдана Обществу справка N 163 о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 01.03.2013 с указанием задолженности налогоплательщика в размере 22 300 452 рублей 06 копеек, в том числе задолженность по процентам за пользование бюджетными средствами по разным видам налогов и сборов в размере 22 120 502 рублей 06 копеек и налоговым санкциям в размере 179 950 рублей (т. 1 л.д. 15-18).
Решением Инспекции N 25 от 19.12.2001 Обществу было предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам (т. 2 л.д.1-6).
Задолженность в сумме 22 120 502 рублей 06 копеек представляет собой проценты за пользование бюджетными средствами, которые были начислены за 2001-2002 годы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.
В соответствии с Приказом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Коми N 349-П от 25.10.2002 "Об организации работ по постановке крупнейших налогоплательщиков на учет в межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми" в отношении ОАО "Воркутауголь" Инспекцией МНС России по городу Воркуте было принято решение N 1 от 24.01.2003 о закрытии лицевых счетов по налогам, сборам и внебюджетным фондам и передаче лицевых счетов ОАО "Воркутауголь" в Межрайонную инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (т. 2 л.д. 94-96).
При передаче лицевых счетов ОАО "Воркутауголь" в Инспекцию была проведена сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом и внебюджетными фондами, по результатам которой составлен акт сверки расчетов по состоянию на 31 декабря 2002 года с указанием задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами по реструктурированной задолженности в размере 22 120 502 рублей 06 копеек (данная сумма входила в состав задолженности по пени) т. 2 л.д. 118-121).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Начисленные проценты являются платой за пользование бюджетными средствами, обязанность по уплате которых в установленный срок является необходимым условием для предоставления права на реструктуризацию задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
Спорная сумма начислена в связи с реализацией Обществом права на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам перед федеральным и местным бюджетами в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002. Обязательства, возникшие в результате реструктуризации задолженности, не относятся к налоговым обязательствам.
Правила, предусмотренные статьей 59 НК РФ, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 59 НК РФ).
Обязательства, возникшие в результате реструктуризации задолженности, не относятся к обязательствам, связанным с изменением срока уплаты налога и сбора, а также пени, предусмотренным главой 9 НК РФ, а также к процентам, уплата которых предусмотрена статьей 176.1 НК РФ.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что порядок списания, установленный статьей 59 НК РФ, на указанные проценты не распространяется.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции от 12.02.2004 N 04-04-22/4 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 179 950 рублей.
24.02.3004 Инспекцией в адрес Общества направлено требование N 7/766 об уплате штрафа (т. 2 л.д. 8). Требование получено налогоплательщиком 03.03.2004, но не исполнено.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что Инспекция в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки не приняла меры для взыскания штрафа. Соответствующие доказательства Инспекцией не представлены.
На дату выдачи справки N 163 от 01.03.2013 срок на принудительное взыскание штрафа истек как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Следовательно, факт утраты налоговым органом права на взыскание спорной задолженности подтвержден материалами дела.
Между тем, в силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В данном случае Общество в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило надлежащие доказательства, того, каким образом оспариваемые действия налогового органа нарушили его права и законные интересы в сфере осуществления им предпринимательской деятельности и какие неблагоприятные последствия или препятствия возникли при осуществлении предпринимательской деятельности.
Довод Общества о непринятии заявки на участие в конкурсе в соответствии с законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку основан на предположениях, не подтвержден документально и не основан на фактических обстоятельствах.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 23.07.2013 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При подаче апелляционной жалобы Обществом уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей по платежному поручению от 19.08.2013 N 16532. Из положений подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы по делам о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа составляет 1 000 рублей. Таким образом, на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату Обществу, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2013 по делу N А29-2840/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу по добыче угля "Воркутауголь" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 19.08.2013 N 16532 государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2840/2013
Истец: ОАО по добыче угля "Воркутауголь"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-232/14
12.03.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2840/13
29.10.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7607/13
23.07.2013 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2840/13