г. Самара |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А55-15406/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 24 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 31 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Биомед" - представителя Левиной Т.В. (доверенность от 11.06.2013),
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - представителя Мардовцевой Ю.И. (доверенность от 27.12.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4, дело по апелляционной жалобе Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2013 по делу N А55-15406/2013 (судья Асадуллина С.П.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Биомед", г. Самара,
к Межрегиональному управлению федеральной службы по регулированию федеральной алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород,
о признании незаконным и отмене постановления от 06.06.2013 N 3/293Ю о назначении административного наказания по делу N 08-09/293Ю/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Биомед" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления федеральной службы по регулированию федеральной алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее -ответчик) от 06.06.2013 N 3/293Ю о назначении административного наказания по делу N 08-09/293Ю/2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, административный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Судом сделан неверный вывод о том, что заявитель не является субъектом административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
07.05.2013 в ходе проведенной проверки при осуществлении контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу проверен порядок представления ООО "Биомед" декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815, за 1 квартал 2013 года.
По мнению ответчика обязанность представления декларации предусмотрена действующим законодательством, а именно: пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Статьей 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ устанавливаются правовые основы производства и оборота этилового алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1 данного Федерального закона его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Постановлением от 06.06.2013 N 3/293Ю ООО "Биомед" привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Указанная норма, предусматривает ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Заявитель, полагая, что вынесенное постановление противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Заявитель в обоснование правомерности непредставления декларации сослался на то, что не относится к субъектам, на которых законом возложена обязанность по декларированию производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", не является организацией, осуществляющей производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявленные требования удовлетворены.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
ООО "Биомед" осуществляет деятельность на территории Российской Федерации на основании лицензии N ФС-99-02-002269 от 05.04.2012, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление фармацевтической деятельности (без ограничения срока действия, л.д. 19-21) с правом розничной торговли лекарственными средствами для медицинского применения, хранение лекарственных средств для медицинского применения, перевозки лекарственных средств для медицинского применения, с правом розничной торговли (в аптеках) лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств.
Приобретаемая заявителем субстанция, производимая ООО "Гиппократ", является лекарственным средством, не является этиловым спиртом по фармакопейным статьям в значении статьи 2.1. Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, - раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм Вышеуказанный лекарственный препарат - "этиловый спирт - раствор для наружного применения в приготовления лекарственных форм" внесен в государственный реестр лекарственных средств, что подтверждается регистрационными удостоверениями N ЛСР-009481/09 от 25.11.2009, NЛСР-009384/09 от 19.11.2009, выданным на препарат Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 25.11.2009.
Таким образом, в силу п. 3 ст. 1 от 22.11.1995 N 171-ФЗ, с учетом особенностей препарата - этилового спирта и его производственного цикла, производимого ООО "Гиппократ", продукция не подпадает под действие Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Имеющиеся в деле договор о фармацевтической субстанции N С12.9 от 08.08.2012, заключенный между ООО "Биомед" и ООО "Аптека Фармикон"; договоры поставки товаров N БИ 00415186 от 10.01.2013, N БИ 00415187 от 10.01.2013, заключенные между ООО "Биомед" и ОГУП "Фармация" также не свидетельствуют о производстве и обороте ООО "Биомед" этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Имеющийся в материалах дела договор поставки N 01-01/07 от 01.01.2007, заключенный между ООО "Биомед" и ООО "Гиппократ" на сбыт лекарственных препаратов на основе оптовых закупок заявителем у ООО "Гиппократ", также свидетельствует о розничной торговле спорным препаратом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что деятельность ООО "Биомед" подпадает под регулирование специальных нормативных правовых актов - Федерального закона N 61-ФЗ от 12.04.2010 "Об обращении лекарственных средств" (статья 2 настоящего Закона).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 61-ФЗ от 12.04.2010 под лекарственными средствами понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, под обращением лекарственных средств понимается переработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств; субъектами обращения лекарственных средств являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств.
Согласно статье 54 Федерального закона N 61-ФЗ от 12.04.2010 оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 7 "Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения", утв. Приказом Минздрава РФ от 28.12.2010 N 1222н, оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, Федеральный закон N 61-ФЗ от 12.04.2010 "Об обращении лекарственных средств" и иные нормативно-правовые акты, содержащие специальные нормы, не содержат требований о декларировании лекарственных средств и лекарственных препаратов, используемых в медицинской деятельности.
Как следует из материалов дела, заявителем деятельность по производству и обороту (оптовой продаже) этилового спирта, не расфасованной спиртосодержащей продукции, алкогольной и спиртосодержащей продукции не осуществляется, доказательства обратного не представлены.
Также в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона N 61-ФЗ от 12.04.2010 "Об обращении лекарственных средств" государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств включает в себя: лицензионный контроль в сфере производства лекарственных средств и в сфере фармацевтической деятельности и федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств, которые осуществляются уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Кроме того, вступившими в силу судебными актами по делу N А72-877/2013, NА55-24742/2010; NА43-24611/2010; Ульяновского областного суда от 25.09.2012 по делу N12-105/2012, установлено, что ООО "Гиппократ" осуществляет производство лекарственных средств на основании лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление деятельности по производству лекарственных средств - нестерильные лекарственные средства жидкие, субстанции, производимые биотехнологическими методами (этиловый спирт 95%, субстанция-жидкость); лекарственные средства, производимые им, внесены в Государственный реестр лекарственных средств на основании регистрационного удостоверения лекарственного средства; оборот продукции, выпускаемой ООО "Гиппократ" регулируется положениями Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N61-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного, судом правомерно удовлетворено требование заявителя, оспариваемое постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию федеральной алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 06.06.2013 N 3/293Ю признано незаконным и отменено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2013 по делу N А55-15406/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15406/2013
Истец: ООО "Биомед"
Ответчик: Межрегиональное управление федеральной службы по регулированию федеральной алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу