г. Санкт-Петербург |
|
01 ноября 2013 г. |
Дело N А56-17594/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачева О.В.
судей Будылева М.В., Загараева Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. Г. Брюхановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20409/2013) УПФ РФ (ГУ) в Курортном районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2013 по делу N А56-17594/2013 (судья Н. Г. Соколова), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского регионального благотворительного фонда инвалидов "Мир, согласие и здоровье"
к УПФ РФ (ГУ) в Курортном районе Санкт-Петербурга
3-е лицо: ОПФ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Об оспаривании решений
при участии:
от заявителя: Орлов А. И. (доверенность от 25.05.2013); Козлов В. А. (выписка из протокола от 04.04.2009 N 11)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-го лица: не явился (извещен)
установил:
Санкт-Петербургский общественный региональный благотворительный фонд инвалидов "Мир, согласие и здоровье" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курортном районе Санкт-Петербурга (далее - Управление) от 20.12.2012 N 088 017 12 РЗ 0026471 об отказе в осуществлении зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов и решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Отделение) от 15.03.2013 N 19-02-124/3234 об отсутствии оснований для возврата излишне уплаченной суммы штрафа.
Решением суда первой инстанции от 21.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Фонду в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители Фонда с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Управление и Отделение, Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Материалами дела установлено, что Управлением проведены проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионной фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонда обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов (ФОНД) за 1 и 2 кварталы 2010 года и установлено, что РСВ-1 за 3 месяца 2010 года и 6 месяцев 2010 года Фондом предоставлены 01.10.2010, то есть с нарушением установленного срока.
По результатам проверок составлены акты камеральных проверок от 18.10.2010 N 08801730004495 и N 08801730004500, на основании которых вынесены решения от 23.11.2010 N088 01710РК 0003509, N088 01710РК0003501 о привлечении Фонда к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонда Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции действовавшей в спорный период) (далее - Закон N212-ФЗ) за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа в сумме 200 руб. (100 руб. за 1 квартал 2010 года и 100 руб. за 2 квартал 2010 года).
Штрафные санкции оплачены фондом 14.10.2010.
18.12.2012 Фонд обратился в Управление с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного штрафа в сумме 200 рублей.
Решением Управления N 08801712РЗ0026471 от 20.12.2012 Фонду отказано в возврате суммы 200 рублей в связи с тем, что указанная сумма штрафа не является излишне уплаченной.
16.02.2013 Фонд обратился в Отделение с заявлением о возврате 200 руб. излишне уплаченных штрафов.
Отделением принято решение от 15.03.2013 N 19-02-124/3234 об отсутствии оснований для возврата излишне уплаченной суммы штрафа.
Считая решения Управления и Отделения не соответствующими требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Фонда указал, что поскольку штрафы в сумме 200 рублей уплачены по решениям, вынесенным Управлением с нарушением требований действующего законодательства, решения об отказе в возврате излишне уплаченного штрафа не соответствуют требованиям Федерального закона N 212-ФЗ.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" сумма излишне уплаченных страховых взносов, пени и санкций подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1). В соответствии с ч. 2 ч. 26 Закона N 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму.
Согласно п. 1 ст. 62 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2010 года, за исключением части 5 статьи 8, части 2 статьи 12, части 10 статьи 15 данного нормативного правового акта.
В силу пункта 3 статьи 62 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 28 февраля 2006 года N 11074/05 право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога, в данном случае страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет, что должно подтверждается определенными доказательствами - платежными поручениями об уплате страховых взносов. При этом наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Таким образом, в предмет доказывания по требованию о возврате сумм излишне уплаченного налога, пени, штрафа входят обстоятельства уплаты соответствующих сумм в бюджет в большем размере, чем предусмотрено, что подлежит доказыванию плательщиком в соответствии со ст. 65 АПК РФ.
Как следует из материалов дела в обоснование наличия излишней уплаты штрафа в сумме 200 рублей Фондом представлено платежное поручение N 31 от 04.10.2010.
При этом, платежное поручение само по себе не подтверждает наличие переплаты по санкциям и не может являться надлежащим доказательством наличия у Фонда переплаты в сумме 200 рублей.
Материалами дела так же установлено, что в связи с нарушением срока предоставления расчета страховых взносов (РВС-1) за 1 квартал 2010 года и 2 квартал 2010 года Решениями Управления от 23.11.2010 N 08801710РК0003501 и N 08801710РК0003509 Фонд привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 200 рублей (100 рублей за каждое правонарушение).
Уплаченный 04.10.2010 Фондом штраф в размере 200 рублей зачтен в счет исполнения решений N 08801710РК0003501 и N 08801710РК0003509.
Решения Управления от 23.11.2010 N 08801710РК0003501 и N 08801710РК0003509 являются действующими, не отменены вышестоящим органом, не оспорены Фондом в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, поскольку вступившими в силу решениями Управления Фонд привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 200 рублей, уплаченный по платежному поручению от 04.10.2010 штраф в сумме 200 рублей не является излишней уплатой санкции и не образует переплаты, подлежащей возврату в порядке ст. 26 ФЗ N 212-ФЗ.
Поскольку Фондом не предоставлено доказательств наличия переплаты в соответствующий бюджет, Управление и Отделение правомерно отказали в возврате денежных средств.
На основании изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания недействительными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курортном районе Санкт-Петербурга от 20.12.2012 N 088 017 12 РЗ 0026471, решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 15.03.2013 N 19-02-124/3234.
Вывод суда первой инстанции о том, что при вынесении решений N 08801710РК0003501 и N 08801710РК0003509 Управлением допущено нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки, противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
На основании пункта 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом для уплаты страховых взносов признается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Материалами дела установлено, что Фондом были совершены правонарушения, ответственность за которые предусмотрена пунктами 1 и 2 статьи 46 Закона N 212-ФЗ. поскольку страхователь расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 1-й квартал и 2 квартал 2010 представил в орган Пенсионного фонда Российской Федерации 01.10.2010, то есть с нарушением срока, установленного подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ.
Факт несвоевременности представления Обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 и 2 кварталы 2010 года подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформления результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Законом N 212-ФЗ.
На основании части 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ (в редакции спорного периода) камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно пункту 3 статьи 34 Закона N 212-ФЗ в случае, если выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющимся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Материалами дела подтверждается, что представленные Фондом расчеты не содержали ошибок, то есть у Управления отсутствовала обязанность извещать Фонд о выявленных ошибках и предоставлять время на их исправление.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.
Как следует из материалов дела, акты камеральной проверки от 18.10.2010 N 08801730004495 и N 08801730004500 были составлены Управлением в отсутствие представителя Фонда.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 данного Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (часть 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Из материалов дела усматривается, что согласно списку внутренних почтовых отправлений от 18.10.2010 N 277, кассового чека ФГУП Почта России, акты камеральных проверок от 18.10.2010 N 08801730004495 и N 08801730004500 направлены Фонду заказным письмом с почтовым идентификатором 19770631287092.
Согласно распечатке сведений об отслеживании почтовых отправлений с интернет-сайта Почты России почтовое отправление с почтовым идентификатором 19770631287092 вручено адресату 25.10.2010.
18.10.2010 Управлением оформлены уведомления о вызове плательщика страховых взносов N 08801710ВП0004493 и N 08801710ВП0004493, в которых Фонд уведомлялся о том, что рассмотрение актов камеральных проверок состоится 23.11.2010 в 11.00 в кабинете N 6.
Согласно списку внутренних почтовых отправлений от 19.10.2010 N 281, кассового чека ФГУП Почта России, уведомления о вызове страхователя для рассмотрения акта проверки и других материалов дела, направлены в адрес Фонда заказным письмом с почтовым идентификатором 19770631287429.
Из распечатки сведений об отслеживании почтовых отправлений с интернет-сайта Почты России почтовое отправление с почтовым идентификатором 19770631287429 вручено адресату 22.10.2010.
Таким образом, о времени и месте рассмотрения материалов проверок Фонд был уведомлен 22.10.2010, то есть за месяц до рассмотрения материалов проверки. Однако своим правом на защиту заявитель не воспользовался, 23.11.2010 Фонд своего представителя не направил.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренные Федеральным законом N 212-ФЗ.
Материалами дела установлено, что Фонд уведомленный о времени и месте рассмотрения материалов проверки своего представителя не направил.
Руководитель Управления, установив, что Фонд надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки принял решения от 23.11.2010 N 08801710РК0003501 и N 08801710РК0003509 о привлечении Фонда к ответственности за нарушение срока предоставления расчета, в виде штрафа в размере 100 рублей за каждое правонарушение.
Таким образом, материалами дела не подтверждено нарушение Управлением процедуры рассмотрения материалов проверки и принятия решений.
Вывод суда первой инстанции о нарушении Управлением процедуры привлечения Фонда к ответственности, с учетом установленных материалами дела обстоятельств, связанных с надлежащим извещением Фонда о рассмотрении материалов проверки по итогам проведения мероприятий контроля и с доказанностью факта надлежащего извещения Фонда о времени и месте рассмотрения материалов проверки, признается ошибочным.
Доводы Фонда об отсутствии обязанности по предоставлению расчетов за 1 и 2 кварталы 2010 года подлежит отклонению.
В силу части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся в том числе организации.
В силу пункта 1 статьи 2 указанного Закона для его целей под организациями понимаются в том числе - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 50 ГК РФ следует, что Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно статьи 2 ФЗ "О некоммерческих организациях" 12.01.1996 N 7-ФЗ н Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Благотворительной организацией, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций (статья 7 Закона). Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.
Как следует из материалов дела Санкт-Петербургский общественный региональный благотворительный фонд инвалидов "Мир, согласие и здоровье" создан в организационно правовой форме - Общественный фонд, зарегистрирован 31.07.1998, что подтверждено свидетельством о регистрации Общественного объединения.
Согласно выписки из ЕГР ЮЛ сведения о Фонде внесены 11.02.2003, присвоен ОГРН 1037858020903.
Таким образом, Санкт-Петербургский общественный региональный благотворительный фонд инвалидов "Мир, согласие и здоровье" является юридическим лицом, и в силу прямого указания пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ признается плательщиком страховых взносов с исполнением всех обязанностей, предусмотренных законом, в том числе по предоставлению расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
Отсутствие штатных работников и выплат в пользу физических лиц не является основанием для освобождения Фонда от обязанности по предоставлению расчетов.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные Фондом требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2013 по делу N А56-17594/2013 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17594/2013
Истец: Санкт-Петербургский региональный благотворительный фонд инвалидов "Мир, согласие и здоровье"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курортном районе Санкт-Петербурга
Третье лицо: Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2506/14
13.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10375/13
01.11.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20409/13
21.08.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-17594/13