г. Саратов |
|
01 ноября 2013 г. |
Дело N А12-15305/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (ИНН3444121098, ОГРН 1053444025920, адрес местонахождения: Волгоградская область, г. Фролово, ул. Карла Маркса, 25)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 августа 2013 года по делу N А12-15305/2013 (судья Романов С.П.)
по заявлению Администрации Гуровского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3422008476, ОГРН 1053478208233, адрес местонахождения: Волгоградская область, Ольховский район, х. Гурово, ул. Набережная, 3)
к Территориальному отделу в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (ИНН3444121098, ОГРН 1053444025920, адрес местонахождения: Волгоградская область, г. Фролово, ул. Карла Маркса, 25)
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (ИНН 3444121098, ОГРН 1053444025920, адрес местонахождения: 400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, 10 Б, 2)
о признании ненормативного акта недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
Администрации - не явился, извещена,
ТО в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области - не явился, извещен,
Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области - не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Гуровского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области (далее - заявитель, Администрация) с заявлением к Территориальному отделу в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - ТО в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области) о признании недействительным предписания от 19.04.2013 N 14.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области).
Решением от 28 августа 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области признал незаконным и отменил предписание Территориального отдела в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 19.04.2013 N 14.
ТО в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Администрация в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области в порядке статьи 262 АПК РФ письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Администрация извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 80283 8 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание заявитель не обеспечил.
ТО в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 80284 5 о вручении корреспонденции). Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя территориального отдела. Судом заявленное ходатайство удовлетворено.
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовые уведомления N 80286 9 и N 80285 2 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 01 октября 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Территориальный отдел в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области вынес в адрес Администрации Гуровского сельского поселения предписание от 19.04.2013 N 14 о выполнении работ по дезинсекции, дезинфекции на территориях, на которых имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний, а именно - организации дезинсекционной обработки водоемов и прилегающих к ним территорий Гуровского сельского поселения в 5 этапов в срок с 20.05.2013 по 29.08.2013.
Не согласившись с требованиями, содержавшимися в предписании, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что у Администрации, не являющейся правообладателем водных объектов, отсутствуют обязательства по их содержанию.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 (ред. от 13.07.2012) утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно указанному Постановлению вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки, относятся к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Статьей 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.1993 N 5487-1 закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вышеуказанная статья изложена в новой редакции, согласно которой субъективный состав по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения из числа государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан расширен органами местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается также путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 323-ФЗ, профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ранее выявления таких заболеваний.
В силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (далее - Федерального закона N 52-ФЗ), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Таким образом, при выдаче такого рода предписаний достаточно наличие фактических оснований необходимости внесения таких предписаний органу местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктами 8, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно статье 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Муниципальную систему здравоохранения составляют: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
В статье 29 Федерального закона N 52-ФЗ закреплено, что санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Закона.
Согласно статье 50 Федерального закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарных правил; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, определяется Санитарно-эпидемиологическим правилами СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" (приложение N 1). Инфекционные заболевания - это заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку. Лихорадка Западного Нила входит в перечень инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории (СП 3.4.2318-08).
Лихорадка Западного Нила (далее - ЛЗН) это зоонозная, природно-очаговая, арбовирусная инфекция с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, протекающая у человека в виде острого лихорадочного заболевания с симптомами общей интоксикации, головными болями, миалгией, артралгией, сыпью, в тяжелых случаях с развитием серозного менингита и менингоэнцефалита.
Возбудителем является вирус Западного Нила (семейство Flaviviridae, род Flavivirus, комплекс японского энцефалита). Переносчиками, осуществляющими передачу вируса позвоночным, являются орнитофильные комары родов Culex и Aedes, Anopheles, принадлежащие к различным видам, родам, семействам и отрядам, особенно водно-околоводного комплекса, а также домашние. (МУ 3.4.2552-09.3.4. "Санитарная охрана территории. Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Методические указания").
Основными переносчиками вируса ЛЗН людям являются комар различных видов, а резервуаром инфекции в природных очагах служат главным образом птицы. Лихорадкой Западного Нила поражается сельское население, живущее по берегам рек и озер, в поймах, дельтах рек, где имеется большое количество диких водоплавающих птиц и комаров, а также городские жители, посещающие дачные участки и базы отдыха, охотники, рыболовы. Заражение может происходить в домах с затопленными подвалами, где и происходит размножение комаров.
Согласно пункту 7.5.1 Методических указаний "Мероприятия по борьбе с лихорадкой Западного Нила на территории Российской Федерации. Методические указания. МУ 3.1.3.2600-10", утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека 19.04.2010, при регистрации на территории 5 и более случаев ЛЗН и ухудшении ситуации по сравнению с исходной, эпидемиологическая обстановка расценивается как чрезвычайная и проводится весь комплекс противоэпидемических мероприятий, предусмотренных в этих случаях.
Таким образом, данное предписание выдано в пределах полномочий отдела и не противоречит статьям 14, 50 Федерального закона N 131-ФЗ, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
При выдаче такого рода предписаний достаточно наличие фактических оснований необходимости внесения таких предписаний органу местного самоуправления.
В 2010 году в Ольховском районе зарегистрирован 1 случай заболевания Лихорадкой Западного Нила.
Таким образом, на территории Ольховского района сформировался очаг заболевания Лихорадкой Западного Нила.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Данным предписанием на Администрацию в рамках ее полномочий возложена обязанность организации и контроля за осуществлением профилактических мер.
В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные и водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер - искусственный водоем, относящийся к поверхностным водным объектам.
Частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 указанной статьи, которой предусмотрено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с положениями статей 25 - 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области водных отношений относится право владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в их собственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что из приведенных положений законодательства следует, что лицами, обязанными содержать водные объекты, а также проводить на них соответствующие санитарные мероприятия являются собственники либо уполномоченные ими лица.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу, что у Администрации, не являющейся правообладателем водных объектов, отсутствуют обязательства по их содержанию.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки ТО в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области письмом от 27.02.2013 N 03/598 запросил у главы поселения сведения о находящихся на территории Гуровского сельского поселения водных объектах и их ведомственной принадлежности.
Согласно ответу от 11.03.2013 N 35, на территории поселения расположены гидротехнический сооружения прудов "Прудки", "Каменный", "Новый", "Чиганов", находящиеся в муниципальной собственности.
Как следует из приложения N 1 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями", Гуровскому сельскому поселению безвозмездно передано имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, в том числе: гидротехнические сооружения прудов "Прудки", "Каменный", "Новый", "Чиганов" (пункты 1-4 раздела ХХ приложения N 1).
В материалах дела так же имеется акт приема-передачи муниципального имущества, передаваемого в собственность Гуровского сельского поселения, от 29.12.2006 года, подписанный главой Ольховского муниципального района и главой Гуровского сельского поселения, согласно которому Гуровскому сельскому поселению передано имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, в том числе: гидротехнические сооружения прудов "Прудки", "Каменный", "Новый", "Чиганов" (л.д. 36-39).
Учитывая изложенное, лицом, обязанным содержать указанные гидротехнические сооружения прудов, а также проводить на них соответствующие санитарные мероприятия является Гуровское сельское поселение, в связи с чем Администрация данного поселения должна обеспечить проведение полного объема дезинсекционных профилактических мероприятий, направленных на снижение численности переносчиков вируса лихорадки Западного Нила.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования заявителя оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 августа 2013 года по делу N А12-15305/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Администрации Гуровского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным и отмене предписания Территориального отдела в г.Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области N 14 от 19.04.2013 г. - отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-15305/2013
Истец: Администрация Гуровского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Территориальный отдел в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребитилей и благополучия человека по Волгоградской области, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области