город Омск |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А75-3181/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Кудриной Е.Н., Рябухиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8188/2013) Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.07.2013 по делу N А75-3181/2013 (судья Тихоненко Т.В.), принятое по иску Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1078601000103, ИНН 8601030798) к Государственному предприятию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Лесосервисная компания "Югралесхоз" (ОГРН 1038600007258) о взыскании 39 244 руб. 92 коп,
установил:
Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к государственному предприятию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Лесосервисная компания "Югралесхоз" (далее - ответчик) о взыскании в федеральный бюджет недополученного дохода в размере 39 244 руб. 92 коп. в результате заключения договора купли-продажи лесных насаждений для обеспечения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов N 9-5/ГК от 11.06.2010.
Определением от 24.04.2013 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 14.06.2013 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.07.2013 по делу N А75-3181/2013 исковые требования Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставлены без удовлетворения.
Не соглашаясь с решением суда, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры указывает на необходимость использования при расчете платы за заготовку древесины в порядке проведения сплошных санитарных рубок корректирующих коэффициентов к ставкам с учетом степени повреждения насаждений, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Стороны, надлежащим образом извещённые в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционной жалобы, оценив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании государственного контракта N 34а/10-11 от 29.03.2010 между истцом (продавец) и ответчиком (покупатель) был заключен договор N 9-5/ГК от 11.06.2010, по условиям которого истец продает, а ответчик покупает лесные насаждения, площадью 17,5 га, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Октябрьского района, Территориальное управление - Няганское лесничество, Ендырское участковое лесничество, квартал 76, выд. 6 (л.д. 9-32).
Покупатель осуществляет заготовку древесины в объеме равном 3 297 куб.м (пункт 6 договора).
Форма рубки установлена в виде сплошной санитарной рубки (пункт 8 договора).
Согласно пункту 10 договора вывозка древесины осуществляется до 25.12.2010 одновременно с заготовкой.
В соответствии с пунктом 13 договора плата по настоящему договору составляет 26 163 руб.
Срок действия договора установлен с 11.06.2010 по 25.12.2010 (пункт 26 договора).
В феврале 2013 истец направил в адрес ответчика претензионное письмо (л.д. 33), в котором пояснил, что при определении цены договора был необоснованно применен понижающий коэффициент, в результате чего образовалась недоимка в федеральный бюджет, которую ответчик должен оплатить.
Указанные обстоятельства в отсутствии добровольного возвращения ответчиком в федеральный бюджет недополученного дохода в размере 39 244 руб. 92 коп, явились причиной для обращения истца в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим исковым заявлением.
Отказ в удовлетворении исковых требований послужил поводом для подачи истцом апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В силу статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе. Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (статья 8 ГК РФ).
Как верно определено судом первой инстанции, к спорным правоотношениям подлежат применению положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с положениями частей 1-4 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом.
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
Наличие обязательственных отношений с ответчиком, основанных на договоре купли-продажи лесных насаждений N 9-5/ГК от 11.06.2010, истец не оспаривает, соответствующие доводы в апелляционной жалобе не приводит.
По указанной причине суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки изложенных в обжалуемом решении суда выводов по существу спора.
Как отмечено выше, в качестве основного довода апелляционной жалобы Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры указывает на необоснованное неприменение ответчиком при расчете платы за заготовку древесины в порядке проведения сплошных рубок корректирующих коэффициентов к ставкам с учетом степени повреждения насаждений, установленных постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Суд апелляционной инстанции, отклоняя названный довод подателя жалобы, обращает внимание на следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 75 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании части 3 статьи 75 ЛК РФ к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как установлено статьей 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. Размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73-76 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 76 ЛК РФ плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, который определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. При этом ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установлены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Из перечисленных выше правовых норм следует, что размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений не может быть ниже минимального размера, который при заготовке древесины на землях, находящихся в федеральной собственности, определяется по утвержденным Постановлением ставкам.
Из материалов дела следует, что данное условие при подписании сторонами договора купли-продажи лесных насаждений N 9-5/ГК от 11.06.2010 соблюдено, размер платы за заготовку древесины определен в размере 26 163 руб.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 77 ЛК предусмотрено, что при заключении договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
При заключении договора купли-продажи лесных насаждений N 9-5/ГК от 11.06.2010 и в ходе его исполнения, условия заключенного договора ни одной из сторон не оспаривались, в том числе, по основаниям недействительности (ничтожности) указанной сделки, вопрос об изменении цены сторонами договора, в том числе, Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не ставился.
Таким образом, спорный договор заключен по результатам аукциона, подписан сторонами без каких-либо замечаний относительно его условий, что в порядке статьи 421 ГК РФ свидетельствует о взаимном согласии сторон с размером установленной платы.
Дав надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному к выводу о том, что, заключив договор купли-продажи лесных насаждений N 9-5/ГК от 11.06.2010, истец, тем самым, принял установленную организатором цену в размере 26 163 руб., оплаченную ответчиком в полном объеме, изменение которой по требованию продавца в одностороннем порядке является не допустимым.
Указанные выводы суда первой инстанции подателем жалобы посредством представления надлежащих доказательств не опровергнуты.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного и в отсутствии иных доводов, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.07.2013 по делу N А75-3181/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Е.Н. Кудрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3181/2013
Истец: Департамент природных ресурсов и несерьевого сектора экономики ХМАО-Югры, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Ответчик: Государственное предприятие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Лесосервисная компания "Югралесхоз", ГП ХМАО- Югры Лесосервисная компания "Югралесхоз"