г. Самара |
|
30 октября 2013 г. |
Дело N А55-18581/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Севастьянов А.В., доверенность от 02.04.2013 г., Заряев И.Г., доверенность от 15.11.2012 г.,
от ответчика - Черкасова Е.Г., доверенность от 28.12.2012 г. N 12-9365,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 октября 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2013 г. по делу N А55-18581/2012 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары" (ОГРН 1036300667259), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Ярмарки Самары" (далее - заявитель, МП г.о. Самара "Ярмарки Самары")обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росимущества по Самарской области) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения, выраженного в сообщении от 05.05.2012 г. N 01/025/2012-652.
Решением суда первой инстанции от 22.08.2012 г., оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.11.2012 г., заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения, выраженный в сообщении от 05.05.2012 г. N 01/025/2012-652. Суд обязал ответчика по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем проведения государственной регистрации права хозяйственного ведения МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" на часть объекта дорожного хозяйства, указанного в заявлении от 22.03.2012 г.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2013 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2012 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что исходя из определенного законодателем содержания права хозяйственного ведения на передаваемое собственником унитарному предприятию имущество, которое он должен использовать в соответствии с предметом и целями своей деятельности, извлекая из него прибыль, улица или ее часть, используемых по соответствующему назначению неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не могут быть переданы на праве хозяйственного ведения унитарным предприятиям.
Спорный объект является частью улицы, однако данное обстоятельство предметом исследования и оценки судов не являлось.
При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции от 15.07.2013 г. заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения, выраженный в сообщении от 05.05.2012 г. N 01/025/2012-652. Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что вывод суда первой инстанции о возможности передачи сооружения (части тротуара) в хозяйственное ведение муниципальному предприятию для осуществления своих уставных задач прямо противоречит указанию Федерального арбитражного суда Поволжского округа, содержащемуся в постановлении от 10.04.2013 г.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в собственности муниципального образования - городской окруа Самара находится объект недвижимого имущества - объект дорожного хозяйства - улица Сергея Лазо, протяженностью 1394 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, ул. Сергея Лазо, в границах от улицы Парижской Коммуны до Волжского шоссе, кадастровый номер 63:01:0000000:0:6209, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.09.2009 г. сделана запись регистрации N 63-63-01/113/2009-006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 03.09.2009 г. серии 63-АД N 198070 (т. 1 л.д. 39).
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 01.03.2012 г. N 445 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием городского округа Самара "Ярмарки Самары" части объекта дорожного хозяйства" за заявителем закреплено на праве хозяйственного ведения часть объекта дорожного хозяйства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Сергея Лазо, литера I (реестровый номер 00030Н), описание и схематический план которой указан в приложениях N 1, N 2 к настоящему приказу (т. 1 л.д. 50-52).
На основании указанного приказа 16.03.2012 г. между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" было подписано дополнительное соглашение к договору от 23.12.1998 г. N 000009Х о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, согласно которому указанное выше муниципальное имущество включено в состав муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МП г.о. Самара "Ярмарки Самары". Приложением к данному дополнительному соглашению также являлось описание и схематический план спорной части сооружения (л.д. 56-60, 6164).
22.03.2012 МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества - часть объекта дорожного хозяйства шириной 3 м, расположенного на расстоянии 13 м от дома N 15 по ул. Сергея Лазо, в 8,5 м от бордюрного камня ул. Сергея Лазо, в 1,5 м от бордюрного камня пер. Банковский, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, ул. Сергея Лазо, литера I.
Управление Росреестра по Самарской области сообщением от 05.05.2012 г. N 01/025/2012-652 отказало заявителю в государственной регистрации права хозяйственного ведения на указанный объект на основании абзацев 2, 4 и 10 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Отказ в государственной регистрации мотивирован следующими обстоятельствами.
Передаваемое в хозяйственное часть сооружения не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, следовательно, право хозяйственного ведения на часть указанного сооружения, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
Из приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 01.03.2012 г. N 445 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием городского округа Самара "Ярмарки Самары" части объекта дорожного хозяйства" не представляется возможным однозначно идентифицировать объект, часть которого передается в хозяйственное ведение.
Документы, подтверждающие полномочия Крючкова А.С. как исполняющего обязанности руководителя Департамента на момент принятия вышеназванного приказа в Управление Росреестра не поступили.
Считая отказ в государственной регистрации незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" обратилось с арбитражный суд с настоящими требованиями.
Пунктом 1 ст. 17 Закона о регистрации определено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Как следует из материалов дела, заявителем в качестве правоустанавливающего документы на государственную регистрацию был представлен приказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 01.03.2012 г. N 445 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием городского округа Самара "Ярмарки Самары".
В соответствии с абзацами 2, 4, 10 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что часть сооружения является самостоятельным объектом, которая может быть передана в хозяйственное ведение; заявителем были представлены документы, необходимые для идентификации спорного объекта; доказательств самостоятельного истребования у органа местного самоуправления документа, подтверждающие полномочия Крючкова А.С. как исполняющего обязанности руководителя Департамента на момент принятия приказа от 01.03.2012 г. N 445, материалы регистрационного дела не содержат.
При новом рассмотрении судом первой инстанции установлено, что предоставленная в хозяйственное ведение часть сооружения представляет собой часть тротуара, входящего в состав сооружения, которое планировалось использовать для организации объекта дорожной инфраструктуры - временного торгового павильона. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что передача части сооружения (функциональное назначение - части тротуара) в хозяйственное ведение МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" для осуществления своих уставных задач не противоречит нормам действующего законодательства и не препятствует неограниченному кругу лиц пользоваться тротуаром на бесплатной основе. При этом ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит ограничения, запрета по передаче в хозяйственное ведение элементов обустройства автомобильных дорог, к которым отнесен тротуар.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Согласно п. 12 чт. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
На основании п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Положениями статей 16 и 54 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 6, 13, 15, 27 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены: вопросы местного значения, к которым относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; общие требования к использованию автомобильных дорог, согласно которым право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, и к их полномочиям относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
При необходимости оказания услуг для муниципальных нужд при осуществлении дорожной деятельности предусмотрен муниципальный заказ на оказание таких услуг, размещение которого осуществляется в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Пунктом ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено создание казенного предприятия в случае, если преобладающая часть услуг предназначена для нужд муниципального образования. При этом возможность передачи автомобильных дорог общего пользования в хозяйственное ведение унитарным предприятиям законодательством не предусмотрена.
Таким образом, исходя из определенного законодателем содержания права хозяйственного ведения на передаваемое собственником унитарному предприятию имущество, которое он должен использовать в соответствии с предметом и целями своей деятельности, извлекая из него прибыль, улица или ее часть, в том числе тротуар, используемые по соответствующему назначению неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не могут быть переданы на праве хозяйственного ведения унитарным предприятиям.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции на основании п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ следует отменить, в удовлетворении требований МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" - отказать.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2013 г. по делу N А55-18581/2012 отменить.
В удовлетворении требований муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18581/2012
Истец: Муниципальное предприятие г. о. Самара "Ярмарки Самары"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3393/13
30.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17493/13
15.07.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18581/12
10.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1789/13
27.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12852/12
22.08.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18581/12
14.06.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-18581/12