город Ростов-на-Дону |
|
01 ноября 2013 г. |
дело N А32-4421/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей А.Н. Стрекачёва, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
М.Г. Чудиновой
при участии:
от ООО "Транспорт и услуги": представитель Акимова И.С. по доверенности от 14.08.2012 г., Воронина Н.В. по доверенности от 14.08.2012.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2013 по делу N А32-4421/2013 об оспаривании решения налогового органа по заявлению ООО "Транспорт и услуги"
(ИНН 2315076952, ОГРН 1022302387667, г. Новороссийск Краснодарского края) к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску принятое в составе судьи Ивановой Н.В.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транспорт и услуги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - налоговый орган, инспекция) от 05.12.2012 N 58543 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 122 621,40 руб., взыскании недоимки по НДС в размере 613 107 руб. и пени в размере 17 463,57 руб.; решение от 05.12.2012 г. N 1777 об отказе в возмещении полностью НДС в сумме 1 762 994 руб. (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2013 по делу N А32-4421/2013 решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края от 05.12.2012 N 58543 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - признано недействительным в части доначисления к уплате в бюджет НДС в размере 613 107 рублей, пени по НДС в размере 17 463 рублей 57 копеек, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату НДС в размере 122 621 рублей 40 копеек. Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края от 05.12.2012 N 1777 об отказе ООО "Транспорт и услуги" в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 762 994 рубля признано недействительным.
Не согласившись с решением суда от 25.07.2013 по делу N А32-4421/2013 Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя апелляционную жалобу, налоговый орган указал на отсутствие международного характера при осуществлении перевозки, в организации которой принимал участие заявитель; договор перевозки не является международным; договор, на основании которого заявитель оказывал свои услуги, не является гражданско-правовым договором транспортной экспедиции, поскольку не соответствует требованиям к договорам данного вида в соответствии с требованиями ст. 164 НК РФ и ГОСТ Р 52298-2004. По нулевой ставке НДС облагаются только услуги, оказанные по договору полной транспортной экспедиции (то есть с перевозкой), а если экспедитор произвел погрузочно-разгрузочные работы, перевалку, оформление документов по отдельному договору (без перевозки), то организатором международной перевозки он не является. По мнению налогового органа, из представленных обществом договоров (соглашений) следует, что их предметом является оказание услуг, а не организация перевозки товаров. Налогоплательщик не принимал товар для перевозки, не нес за него ответственность, не организовывал перевозку в пункт отправления, расположенный вне территории Российской Федерации. Применение ставки 0 % по НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, не предусматривающих международной перевозки, подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не предусмотрено. Анализ условий договоров, заключенных обществом на оказание транспортно-экспедиционных услуг, условия и характер оказанных услуг опровергают факт непосредственного участия общества в организации международной перевозки. В пакете документов, подтверждающих применение ставки по НДС - 0 %, не представлены договоры, подтверждающие организацию международной перевозки, платежные документы за услуги международной перевозки и иные документы, подтверждающие организацию такой перевозки, в связи с чем, основное условие применение ставки 0 % по НДС обществом не соблюдено.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2013 по делу N А32-4421/2013 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Транспорт и услуги" предоставил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель ООО "Транспорт и услуги" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Транспорт и услуги" 19.04.2012 в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2012 года.
Налоговым органом в период с 19.07.2012 по 19.10.2012 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт от 06.11.2012 N 46102 и вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.12.2012 N 58543, N 1777 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению.
Решением N 1777 от 05.12.2012 обществу отказано в возмещении НДС в сумме 1 762 994 руб. Решением N 58543 от 05.12.2012 общество привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога в размере 122 621,41 руб., начислены пени в размере 17 463,57 руб., предложено уплатить недоимку по НДС в размере 613 107 руб., штрафы и пени, предложены внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с решениями налоговой инспекции, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой.
УФНС РФ решением от 25.01.2013 N 20-12-54 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения и утвердило решения налоговой инспекции.
Не согласившись с решениями Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края от 05.12.2012 N 58543 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 05.12.2012 N 1777 об отказе в возмещении НДС, считая их незаконными и необоснованными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения проверил соблюдение налоговой инспекцией требований, установленных статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, и не установил процессуальных нарушений принятия оспариваемых решений. Решение суда первой инстанции в этой части соответствует установленным по делу обстоятельствам и статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежнофинансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
В силу прямого указания в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации "под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации".
Положения вышеуказанного подпункта распространяются также на услуги "по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок" и на ТЭУ, "оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки". При этом в целях указанного подпункта к ТЭУ относятся "участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора".
Таким образом, в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в спорном периоде (1 квартал 2012 года) помимо услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок было закреплены еще два вида услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по НДС - это непосредственно услуги по международной перевозке товаров и ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Соответственно, и в первом, и во втором случаях основанием для оказания данных услуг являются отдельные договоры - перевозки и транспортной экспедиции.
В первом случае - договор перевозки, на основании которого "перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату" (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 164 ограничивает возможность применения налоговой ставки 0 процентов только случаями международной перевозки, как указано выше.
Во втором случае - договор транспортной экспедиции, на основании которого "одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой".
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции "может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором".
При этом, согласно пункту 1 статьи 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, если "из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц". Однако Налоговый кодекс Российской Федерации также ограничивает возможность применения налоговой ставки 0% по НДС только к ТЭУ, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Кроме этого, в пункте 2 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель разделил понятия "экспедитор" и "перевозчик", указав, что правила главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Необходимо также иметь ввиду, что Гражданским кодексом Российской Федерации установлен специальный вид договоров - договоры об организации перевозок (статья 798 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с указанной статьей "Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки". Заключение подобного договора подчеркивает длительные хозяйственные связи сторон, участниками договоров об организации перевозок являются перевозчик и грузовладелец - лицо, принимающее на себя обязанность систематически предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме и в обусловленные сроки.
Таким образом, предмет договора транспортной экспедиции и предмет договора организации перевозок не совпадают, но как было отмечено выше, договором транспортной экспедиции могут (а не должны) быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза (абзац 2 пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Буквальное толкование нормы, содержащейся в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с вышеуказанными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, позволяет суду сделать следующие выводы:
- в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель установил для налогообложения НДС по ставке 0% закрытый перечень работ (услуг) в отношении товаров, ограниченный только необходимостью наличия непосредственной связи таких работ (услуг) с перемещением указанных товаров через таможенную границу Российской Федерации;
- в отношении ТЭУ - налогоплательщик вправе применить ставку 0% при оказании таких услуг, если они: оказываются на основании договора транспортной экспедиции и связаны с международной перевозкой товаров, по поводу которых оказывается услуга экспедитором.
Таким образом, для подтверждения правомерности применения налогоплательщиками-экспедиторами нулевой ставки по НДС до 01.01.2011 года существенное значение имел факт помещения товара, в отношении которого оказывалась услуга под таможенный режим экспорта и вывоза этого товара за пределы Российской Федерации, а после 01.01.2011 года - существенным условием для применения этими же налогоплательщиками нулевой ставки по НДС в отношении ТЭУ является оказание их на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой товара.
Из представленных в материалы дела документов следует, что связь оказанных заявителем услуг в отношении товаров с их международной перевозкой доказана представленными в материалы настоящего дела документами.
В подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, обществом представлены следующие документы.
Договоры от 16.02.2011 N 04CSL2Yd11 и от 29.12.2011 N 15CSL2Yd11 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенные ООО "Транспорт и услуги" с ТОО "Казахойл Актобе" (Республика Казахстан);
Предметом указанных договоров являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р-Южная Озереевка".
Согласно договорам ООО "Транспорт и услуги" обязуется: осуществлять таможенное оформление груза, своевременно извещать компанию "Казахойл Актобе" о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные документы: коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов, оформление других необходимых документов. За выполненные услуги Заказчик выплачивает Экспедитору вознаграждение 0,12$ США за каждую тонну погруженного груза.
По указанным выше договорам налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен",
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Контракт от 06.12.2011 N CW915413, заключенные ООО "Транспорт и услуги" с ТОО "Тенгизшевройл" (Республика Казахстан).
В соответствии с условиями договоров о подрядных услугах ООО "Транспорт и услуги" предоставляет полный объем портовых услуг по перевалке и экспедированию, включая таможенное оформление всего объема сырой нефти и других нефтепродуктов, отправляемых на экспорт морским путем через порт Новороссийск.
По письменному запросу ТОО "Тенгизшевройл" подрядчик организует перевалку сырой нефти через ОАО "Новороссийский Морской Торговый Порт" и морской терминал ЗАО КТК-Р, включая организацию, представление и осуществление оплаты всех необходимых портовых услуг и сборов для обеспечения перевалки груза ТОО "Тенгизшевройл" на морские суда, представленные ТОО "Тенгизшевройл.
Экспедиторское и таможенное оформление включает: выполнение таможенного оформления груза ТОО "Тенгизшевройл", своевременное оповещение ТОО "Тенгизшевройл" о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдачу морскому терминалу ЗАО КТК-Р экспортного поручения на погрузку, оформление и подписание необходимых товарно-транспортных и других необходимых документов (коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов).
Оплата производится в течение 30 банковских дней со дня получения ТОО "Тенгизшевройл" счетов-фактур, выставленных Подрядчиком. Оплата производится в течение десяти банковских дней со дня получения ТОО "Тенгизшевройл" месячного суммарного счета подрядчика.
Экспортная выручка по настоящему договору должна быть зачислена на расчетный счет продавца по реквизитам, указанным в контракте.
Подрядчику за услуги по контракту от 06.12.2011 N CW915413 оплата - 0,05$ за каждую тонну (брутто) погруженного груза, согласно судовому коносаменту.
По указанным выше договорам налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен";
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Договор от 01.12.2011 N 2941-20 о закупках транспортно-экспедиторских услуг, заключенные ООО "Транспорт и услуги" с АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" (Республика Казахстан).
Приложением от 01.12.2011 N 1 АО "РД "КазМунайГаз" оплачивает 0,10$ США, за каждую тонну (брутто) погруженной нефти.
Предметом указанных договоров являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р".
Согласно договору ООО "Транспорт и услуги" обязуется: предоставлять услуги по таможенному оформлению груза, своевременно извещать компанию АО "РД "КазМунайГаз" о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные и другие необходимые документы (коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов).
Оплата услуг поставщика производится в течение 5 рабочих дней с момента получения оригинала счета-фактуры и акта оказанных услуг, подписанного и скрепленного печатями сторон. Окончательный расчет производится в дол. США в течение 30 рабочих дней со дня предоставления Поставщиком акта сверки, подписанного уполномоченными представителями сторон.
По указанным выше договорам налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен";
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Договор от 15.10.2007 N AP/Y/07/1631 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО "Транспорт и услуги" с компанией "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." (Республика Казахстан).
Предметом договора является предоставление объема портовых услуг по перевалке и экспедированию, включая таможенное оформление груза. В рамках договора ООО "Транспорт и услуги" обязуется: оказать услуги по таможенному оформлению груза, своевременно извещать компанию "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные и другие необходимые документы (коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов).
По условиям оплаты подрядчик ООО "Транспорт и услуги" должен направить в адрес компании "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." счет, выставленный в валюте по контракту, за услуги, выполненные в течение предыдущего месяца в течение 15 дней после окончания каждого календарного месяца. В течение 30 календарных дней после получения ежемесячного Счета по указанному адресу, компания "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." оплатит в соответствии с любыми применяемыми операциями. Срок действия контракта 5 лет после даты начала предоставления услуг.
Приложением предусмотрена ставка за оказанные услуги в размере 0,0624$ США за МТ брутто.
По указанному выше договору налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен";
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Договор от 14.01.2003 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО "Транспорт и услуги" с ТОО СП "Арман" (Республика Казахстан).
Предметом договора являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р-Южная Озереевка".
Согласно договору ООО "Транспорт и услуги" обязуется: осуществить таможенное оформление, своевременно извещать компанию "Арман" о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные и другие документы (коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов).
Заказчик производит оплату услуг экспедитора отдельно по каждому счету в течение 5 рабочих дней (по приложению N 2 - в течение 14 рабочих дней) с даты получения счета-фактуры.
Приложением от 20.11.2007 N 5 продлен срок действия контракта до 31.12.2009, а в части услуг - по 28.02.2010. Приложением от 06.12.2001 N 10 срок действия договора продлен до 31.12.2012.
Приложением от 25.12.2009 N 6 услуги Экспедитора оплачиваются в размере 0,12$ США за каждую тонну погруженного груза.
По указанному выше договору налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен";
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Договор от 11.04.2008 N 14/2008 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО "Транспорт и услуги" с ТОО СП "Матин" Казахстан, г. Атырау (Республика Казахстан).
Приложением от 23.12.2008 N 3 за услуги Экспедитора Заказчик оплачивает - 0,12$ США, за каждую тонну (брутто) погруженной нефти. Приложением от 14.09.2009 N 4 изменены банковские реквизиты.
Договоры от 16.08.2006 N 215 и от 20.12.2011 N 487 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО "Транспорт и услуги" с ТОО "Саутс Ойл" (Республика Казахстан).
Предметом договоров являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум".
Согласно договорам ООО "Транспорт и услуги" предоставляет следующие услуги: таможенное оформление груза, своевременное извещение компании "Саутс Ойл" о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдает экспортное поручение на погрузку, оформляет и подписывает необходимые товарно-транспортные и иные документы (коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов).
При завершении отчетного месяца экспедитор передает заказчику всю необходимую документацию, предусмотренную настоящим договором, а также акты выполненных работ. Заказчик обязан в 5-ти дневный срок подписать акты и один экземпляр направить экспедитору или предоставить мотивированный отказ.
Заказчик производит оплату услуг экспедитора отдельно по каждому счету в течение 10 рабочих дней с даты получения счета-фактуры и подписанного акта выполненных работ.
Приложением от 25.12.2008 N 6 предусмотрена ставка - 0,15$ США за каждую тонну (брутто) погруженной нефти. Приложение вступает в силу с 01.01.2009. Приложением от 03.12.2009 N 10 срок действия договора продлевается до 31.12.2010, в части оплаты услуг по 28.02.2011, приложением от 06.12.2010 N 19 - до 31.12.2011 (в части оплаты услуг до 28.02.2012).
Приложениями N 16-18 предусмотрена предоплата услуг в сумме от 3000 до 5000$ США.
По указанным выше договорам налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен";
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Договор от 01.02.2012 N Т-22 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО "Транспорт и услуги" с АО "Метен Петролиум". Предметом договора являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление грузовых документов, связанные с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО "Каспийский трубопроводный Консорциум - Р "Южная Озеровка".
Согласно договору ООО "Транспорт и услуги" предоставляет услуги по таможенному оформлению грузов, своевременному извещению контрагента о требованиях действующего законодательства Российской Федерации, выдаче экспортного поручения на погрузку, оформлению и подписанию необходимых товарно-транспортных и других документов (коносамента, грузового манифеста, сертификата качества, сертификата количества, акта учета стояночного времени, сертификата происхождения, акта замера пустот в грузовых танках, сертификата осмотра грузовых танков, расписки капитана в получении проб от нефтебазы, расписки капитана в получении грузовых документов). За услуги экспедитора заказчик оплачивает 0,15$ США за каждую тонну (брутто) погруженной нефти.
По указанному выше договору налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен",
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Также обществом представлены иные документы:
- инвойсы, счета-фактуры, выставленные в адрес заказчиков услуг.
- акты выполненных работ, с указанием количества обслуживаемого груза и стоимости услуг, заверенные двумя сторонами.
- книга продаж за 1 квартал 2012 года.
Положениями подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено применение НДС по ставке 0% в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Под перевалкой для целей указанной статьи понимается погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Из представленных документов следует, что заявитель, выступая в качестве экспедитора, осуществлял транспортно-экспедиционное обслуживание груза в морском терминале ЗАО "КТК-Р", документальное оформление организации перевалки грузов, информационное сопровождение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2011) налогообложение производится по налоговой ставке 0% при выполнении услуг по международной перевозке товаров.
В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При этом подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит каких-либо оговорок, ограничивающих применение его норм в случае, если договором транспортной экспедиции при организации международной перевозки предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, данной нормой Налогового кодекса не определено.
В связи с чем, с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса, следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
Согласно названному ГОСТ в целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные данным Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Следовательно, договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг. Содержание фактических услуг составляют, например, проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке, упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, погрузка и выгрузка груза, организация доставки груза на станцию или в порт либо со станции получателю. Наряду с фактическими экспедитору приходится выполнять также юридические действия. Таково согласование с перевозчиком условий перевозки, заключение договоров перевозки от своего имени или от имени клиента, организация перевалки груза на другие виды транспорта, оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика, прохождение таможенных процедур, участие в составлении коммерческих актов и другое.
Таким образом, договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличатся содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.
Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет закрытого перечня. Но во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Тем самым на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод налогового органа о том, что каждая из услуг, относящихся в соответствии с ГОСТ Р 52298-2004 к категории транспортно-экспедиционных, может образовать самостоятельный предмет договора транспортной экспедиции, лишает смысла существование в Гражданского кодекса Российской Федерации особой разновидности таких договоров и отдельной главы, регулирующей правоотношения сторон по таким договорам. Отдельные элементы работ и услуг экспедитора полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров. Так, погрузо-разгрузочные работы охватываются договором подряда, доставка грузов - договором перевозки, обеспечение его сохранности - договором хранения, оформление сдачи и приемки - договорами поручения или комиссии, в зависимости от того, выступает ли экспедитор от имени клиента или от собственного имени, оформление документов на экспортируемый товар - договором возмездного оказания услуг.
Вышеизложенные доводы ошибочны и противоречат главе 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону N 87-ФЗ, Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554), которыми при определении порядка осуществления транспортно-экспедиционной деятельности не устанавливается каких-либо ограничений в отношении права экспедитора указать в договоре и оказывать часть из перечисленных в ГОСТ Р 52298-2004 услуг. В статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации при перечислении видов транспортно-экспедиционных услуг для целей применения данной статьи, также не установлено никаких оговорок о необходимости оказывать все из обозначенных услуг в качестве условия применения налоговой ставки по НДС 0%.
Налогоплательщик вправе претендовать на применение налоговой ставки 0% по НДС в рамках подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и не оказывая всех услуг, из перечисленных в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при условии оказания их в отношении товаров на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой таких товаров. Данный вывод подтверждается рядом писем Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, в частности: от 20.01.2011 N 03-07-08/16, от 17.02.2011 N 03-07-08/54, от 18.04.2011 N 03-07-08/114, от 13.05.2011 N 03-07-08/148, от 25.07.2011 N 03-07-08/240, от 29.07.2011 N 03-07-08/244.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод налогового органа о том, что "транспортно-экспедиционная деятельность заключается в оказании услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (экспедиционные услуги) на основании договора транспортной экспедиции", "действия по организации перевозки являются определяющим критерием для отнесения услуг к транспортно-экспедиционным..." как необоснованный и допускающий вольное толкование правовых норм, нарушающие принцип формальной определенности закона, предполагающий точность и ясность законодательных предписаний.
Общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2) и принципа верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов (статья 4, часть 2; статья 15, части 1 и 2). Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался в своих постановлениях о критериях определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, в частности, в постановлениях от 21.01.2010 N 1-П, от 25.04.1995 N 3-П, от 15.07.1999 N 11-П и от 11.11.2003 N 16-П.
Арбитражная практика также следует соблюдению принципа определенности, единства понимания и толкования правовых норм, в частности, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определяет, что в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы, а в случае ее неопределенности, неясности - все сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
При указанных обстоятельствах, вывод налогового органа о необоснованном применении обществом нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость не обоснован и не соответствует материалам дела.
Из содержания обжалуемого обществом решения от 05.12.2012 N 58543 следует, что налоговый орган не оспаривает соответствие оказанных налогоплательщиком услуг требованиям гражданского законодательства и понятию транспортно-экспедиционных услуг, равно как и не опровергает сам факт международной перевозки груза, экспедируемого ООО "Транспорт и услуги".
Кроме того, налоговый орган не оспаривает полноту и достаточность подтверждающих документов; отказ в праве на применение нулевой ставки вызван неверным толкованием налоговым органом подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о документальном подтверждении обществом права применения ставки "0 %", обществом представлен полный пакет документов, позволяющий идентифицировать конкретный перечень оказываемых услуг.
При указанных обстоятельствах, довод налогового органа о необоснованном применении обществом нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость не обоснован и не соответствует материалам дела, в связи с чем, требования общества обоснованы и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС СКО от 09.07.2013 г. по делу N А32-45077/2011 с участием ООО "Транспорт и услуги" и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2013 по делу N А32-4421/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4421/2013
Истец: ООО "Транспорт и услуги"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску
Третье лицо: ИФНС России по г. Новороссийску КК