г. Томск |
|
10 ноября 2011 г. |
Дело N А02-460/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.11.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.11.2011.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Кайгородовой М.Ю.
Марченко Н. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Деминой К.А.
при участии:
от истца: без участия (извещен)
от ответчиков: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов РФ в лице УФК по Республике Алтай
на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 15.08.2011
по делу N А02-460/2011 (судья Якшимаева Ф.Ю.)
по иску МУП "Жилище" Майминского муниципального образования
к 1) Муниципальному учреждению "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский района 2) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Республике Алтай,3) Министерству финансов Республики Алтай о взыскании 1677224 рублей 34 копеек,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Жилище" Муниципального образования "Майминский район" (далее - МУП "Жилище") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском о взыскании с МУ "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский район" 1 677 224,34 руб. задолженности по муниципальному контракту от 01.07.2009 г.
Определением от 12.07.2011 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация, в лице Министерства финансов РФ и Министерство финансов Республики Алтай.
Решением от 15.08.2011 Арбитражный суд Республики Алтай взыскал с Министерства финансов РФ, в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай за счёт казны Российской Федерации в пользу МУП "Жилище" 1 677 224,34 руб. в возмещение убытков. В удовлетворении иска к МУ "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский район" и Министерству финансов Республики Алтай отказано.
В апелляционной жалобе Управления Федерального казначейства по Республике Алтай просит отменить принятое по делу решение и отказать в удовлетворении иска к Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ, в связи с тем, что она является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Кроме того, заявитель сослался на своё ненадлежащее уведомление о времени и месте проведения судебного заседания.
Истец в отзыве представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, своих представителей на судебное заседание не направили. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между МУ "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский район" и МУП "Жилище" заключен муниципальный контракт от 01.07.2009, предметом которого, является регулирование отношений сторон, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям населения Майминского района по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе в соответствии с Законом Республики Алтай от 07.07.2008 N 78 - РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай".
Согласно пункту 2.4. контракта МУ "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский район" приняло на себя обязательства ежемесячно до 15 числа следующего месяца возмещать расходы исполнителю (истцу) на основании ведомости, счет - фактуры, справки, подтверждающей стоимость услуг, в пределах выделенных ассигнований, по мере поступления из бюджета.
Судом первой инстанции установлено, что МУП "Жилище" в 2009 г. оказывало услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим на территории Майминского района Республики Алтай, в том числе педагогическими работникам образовательных учреждений. Согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2009 задолженность по оплате услуг перед МУП "Жилище" составляла 4 429 018,75 руб.
По расчёту истца задолженность МУ "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский район" по возмещению расходов на основании муниципального контракта на момент обращения с иском составила 1 677 224,34 руб., которая предъявлена к взысканию в рамках настоящего дела. Правильность данного расчёта в ходе рассмотрения дела не опровергнута и не оспорена.
Принимая решение об удовлетворении иска к Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 статьи 55 Закона "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
07.07.2008 принят Закон Республики Алтай N 78-РЗ, устанавливающий в соответствии со ст. 55 Закона "Об образовании" в целях формирования межбюджетных отношений размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 3, ст. 4 названного закона, возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, производится на основании заключенных с организациями договоров. Возмещение расходов, связанных с освещением жилого помещения, осуществляется по установленным тарифам и показаниям приборов учета электроэнергии, потребленной для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Таким образом, право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) закреплено в абз.3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании", а размер, условия и порядок возмещения указанных расходов, установлен в Законе Республики Алтай N 78-РЗ от 07.07.2008.
Применительно к изложенному, решение вопросов социальной поддержки педагогических работников не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При отсутствии доказательств нецелевого использования денежных средств, полученных Муниципальным образованием "Майминский район" на указанные цели, суд первой инстанции пришёл к выводу, что Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом "Об образовании", в связи с чем, руководствуясь положениями ст.ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, взыскал с Министерства финансов РФ, в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай за счёт казны Российской Федерации в пользу МУП "Жилище" 1 677 224,34 руб. в возмещение убытков.
В апелляционной жалобе Управления Федерального казначейства по Республике Алтай ссылаясь на положения абз. 3 п. 5 статьи 55 Закона "Об образовании", п. 30 ст. 16 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, ст. 8 Федерального закона "О введение в действие Жилищного кодекса РФ", считает, что ответчиком по настоящему делу должно выступать то публично-правовое образование, к расходным обязательствах которого отнесено финансирование соответствующих льгот, а именно Республика Алтай, в лице Министерства финансов Республики Алтай.
Вместе с тем, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Применительно к изложенному, согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Пунктом 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных актов субъектов РФ при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов РФ и по предметам совместного ведения, указанных в п.п. 2, 5 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статья 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривает финансирование работников, пользующихся льготами в соответствии Законом "Об образовании" за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, либо бюджета муниципального образования.
Таким образом, меры социальной поддержки, установленные Законом "Об образовании" являются расходными обязательствами Российской Федерации. Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ.
Изложенные выводы соответствуют руководящим разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в постановлении от 22.06.2006 г N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
С учётом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Возражения апелляционной жалобы в отношении данных обстоятельств основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут быть признаны обоснованными.
Апелляционный суд также не признаёт обоснованными доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о времени и месте проведения судебного заседания, в связи со сменой адреса Арбитражного суда Республики Алтай.
Определение о назначении судебного заседания на 09.08.2011 было получено Управлением Федерального казначейства по Республике Алтай ещё 18.07.2011, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением о вручении.
Довод апеллянта о его явке в судебное заседание, назначенное на 15.08.2011 по прежнему месту нахождения арбитражного суда Республики Алтай, с целью реализации им права на личное участие в судебном заседании первой инстанции не подтвержден соответствующими доказательствами.
При этом, смена Арбитражным судом Республики Алтай своего адреса являлось обще известным фактом, данные обстоятельства подтверждаются и отзывом истца на апелляционную жалобу.
Соответственно информацию о смене места нахождения арбитражного суда Республики Алтай Управление Федерального казначейства по Республике Алтай могло своевременно узнать при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности.
Таким образом, материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу и влияли на его обоснованность и законность. Оснований для отмены обжалуемого решения, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 110, ст.268, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 15.08.2011 по делу N А02-460/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Кайгородова М.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-460/2011
Истец: МУП "Жилище" МО "Майминский район"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, МУ "Управление социальной защиты населения администрации МО "Майминский р-н"
Третье лицо: Министерство финансов Республики Алтай, УФК по Республике Алтай, Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай, Управление Федерального Казначейства по Республике Алтай