г. Томск |
|
17 мая 2012 г. |
Дело N А67-149/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.05.2012.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Кайгородовой М.Ю.
Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шейерман Л.В.
при участии:
от истца: Плетенкина М.Н., представитель по доверенности от 15.10.2011, паспорт
от ответчика: Когут М.С., представитель по доверенности от 24.05.2011, паспорт
от третьих лиц:
от Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Томска: Гетунова Т.Н., представитель по доверенности от 01.02.2012
от Департамента городского хозяйства Администрации г.Томска: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы
Департамента городского хозяйства Администрации г. Томска и
Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска
на решение Арбитражного суда Томской области от 12.03.2012 по делу N А67-149/2012
по иску ОАО "ТГК N 11"
к Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации г. Томска
о взыскании 74 663,83 руб. неосновательного обогащения
третьи лица: Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска, Департамент городского хозяйства Администрации г. Томска
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11", истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском (уточненным в порядке статей 47, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и просит взыскать с Муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов администрации Города Томска 74 663,81 руб. неосновательного обогащения за период с 15 декабря 2008 г. по май 2011 г. в связи с отпуском тепловой энергии на помещение общей площадью 154,6 кв. м., расположенное по адресу: г. Томск, ул. К. Маркса, 15а.
Определением арбитражного суда от 02.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска на стороне ответчика, привлечены Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, Департамент городского хозяйства администрации Города Томска.
Решением от 12.03.2012 арбитражный суд Томской области взыскал с муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов администрации города Томска, за счет казны муниципального образования "Город Томск" в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11", 74 663,81 руб. неосновательного обогащения, 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, всего 76 663,81 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом Департамент городского хозяйства Администрации г. Томска и Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска каждый обратились с апелляционной жалобой, в которой просят судебный акт первой инстанции отменить (изменить), ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норма материального права. В своих доводах апеллянты ссылаются на следующее, что получателем услуг в спорный период являлся не ответчик, а иное лицо, обязательства по оплате полученной тепловой энергии лежат на Томской региональной детско-юношеской общественной организации "Туристско-экспедиционный отряд "Искатель".
Истец в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, представитель истца в судебном заседании не согласился с доводами апеллянтов, в удовлетворении апелляционных жалоб просит отказать, указав, что ОАО "ТГК-11" не является стороной в договоре безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 25.08.2008, в связи, с чем прав требования у истца к ссудополучателю не возникло.
Представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционных жалобах поддержал.
Представитель Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Томска апелляционную жалобу поддержал, по основаниям приведенным в жалобе. Жалобу Департамента городского хозяйства Администрации г.Томска счел так же обоснованной и подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента городского хозяйства Администрации г.Томска надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционных жалоб, рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения от 12.03.2012, апелляционный суд не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела Согласно Постановлению Мэра г. Томска от 03.09.2007 N 529 помещения общей площадью 154,6 кв. м., расположенные по адресу: г. Томск, ул. К. Маркса, 15а, переданы в муниципальную имущественную казну г. Томска.
25.03.2008 Департаментом недвижимости администрации г. Томска, муниципальным учреждением "Томское городское имущественное казначейство", действующими и совместно представляющими Муниципальное образование "Город Томск" (ссудодатель), и Томской региональной детско-юношеской общественной организации "Туристско-экспедиционный отряд Искатель" (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования нежилым имуществом, являющихся муниципальной собственностью г. Томска (далее - договор) (т. 1 л.д. 12-14).
В соответствии с условиями договора ссудодатель предоставляет во временное безвозмездное владение и пользование имущество: нежилые помещения, площадью 154,6 кв. м., расположенные по адресу: г. Томск, ул. К. Маркса, 15а. (п. 1.1. договора).
В соответствии с п. 8.1 договор заключен на неопределенный срок, вступает в силу с 24.09.2007 и с момента подписания акта приема-передачи.
В период 15 декабря 2008 г. по май 2011 г. г. ОАО "ТГК-11" поставляло тепловую энергию на нужды отопления в нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Томск, ул. К. Маркса, 15а, имеющие площадь 154,6 кв. м.
Выше указанные обстоятельства подтверждаются актами включения отопления, горячего водоснабжения от 20.09.2008, от 13.10.2009, от 27.09.2010, актами отключения отопления, горячего водоснабжения от 12.05.2008, от 12.05.2009, от 18.05.2010, от 16.05.2011.
Согласно пояснительным запискам, начисление за тепловую энергию в спорный период производилось расчетным способом в соответствии с "Методикой определения количеств тепловой энергии и телоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", утв. Приказом Госстроя от 06.05.2000 (далее - Методика), исходя из отопительной нагрузки объекта, времени работы системы, температуры наружного воздуха и коэффициента распределения. В соответствии с пунктом 24 Методики при временном отсутствии у потребителя тепловой энергии (абонента) приборов учета, или в период до их установки, для определения потребленных тепловой энергия и теплоносителя применяется расчетный метод учета.
Согласно пункту 25 Методики количество тепловой энергии и теплоносителя, использованных отдельным абонентом без приборов учета, рассматривается как соответствующая часть общего количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленного всеми абонентами без приборов учета в системе теплоснабжения. Общее количество тепловой энергии определяется отдельным потребителям - пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузкам, указанным в договоре теплоснабжения.
Стоимость тепловой энергии в спорный период определялась истцом в соответствии с: Приказом Региональной энергетической комиссии Томской области от 25.10.2006 N 41/267 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям системы централизованного теплоснабжения г. Томска"; Приказом Региональной энергетической комиссии Томской области от 08.11.2007 N 65/468 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям системы централизованного теплоснабжения г. Томска"; Приказом Региональной энергетической комиссии Томской области от 16.12.2008 N 78/456 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей системы централизованного теплоснабжения г. Томска"; Приказом Региональной энергетической комиссии Томской области от 17.11.2009 N 58/347 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей системы централизованного теплоснабжения г. Томска"; Приказом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 29.11.2010 N 53/291 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей системы централизованного теплоснабжения г. Томска".
Всего в указанный период отпущено тепловой энергии на сумму 74 663,81 руб.
В обоснование заявленных требований истец сослался на положения статей 210, 309, 539, 544, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указав, что ответчик как собственник нежилого помещения ненадлежащим образом исполняет обязанности по оплате отпущенной тепловой энергии, вследствие чего получил неосновательное обогащение за счет истца.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований, указав, что неисполнение "ссудополучателем" обязательства заключить договоры об оказании коммунальных услуг и нести расходы по их оплате не исключает обязанность Муниципального образования "Город Томск" погасить спорную задолженность перед истцом и противоречит бремени собственника по содержанию и обеспечению своего имущества (статья 210 ГК РФ).
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подлежащих применению, поддерживая которые и отклоняя доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции исходит из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п.3.2.7. договора безвозмездного пользования нежилым имуществом, являющихся муниципальной собственностью г. Томска, ссудополучатель обязан в течение недели с момента заключения договора заключить со специализированными организациями договоры об оказании коммунальных услуг (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, вывоз мусора и т.д.). Самостоятельно нести расходы по их оплате, установить приборы учета индивидуального потребления.
Согласно акту приема - передачи нежилые помещения, площадью 154,6 кв. м., расположенные в жилом двухэтажном здании по адресу: г. Томск, ул. К. Маркса, 15а с 24.09.2007 были переданы во временное безвозмездное владение и пользование Томской региональной детско-юношеской общественной организации "Туристско-экспедиционный Искатель".
Довод апеллянтов о возникновении обязанности оплаты полученной тепловой энергии лицом, осуществлявшим пользование нежилым помещением в спорный период, судом отклоняется, поскольку неисполнение "ссудополучателем" обязательства заключить договоры об оказании коммунальных услуг и нести расходы по их оплате не исключает обязанность Муниципального образования "Город Томск" погасить спорную задолженность перед истцом и противоречит бремени собственника по содержанию и обеспечению своего имущества (статья 210 ГК РФ).
Кроме того ОАО "ТГК-11" не является стороной в договоре безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 25.08.2008, в связи, с чем прав требования у истца к ссудополучателю не возникло.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку согласно Постановлению Мэра г. Томска N 529 от 03.09.2007 помещения общей площадью 154,6 кв. м., расположенные по адресу: г. Томск, ул. К. Маркса, 15а, переданы в муниципальную имущественную казну г. Томска, то бремя их содержания лежит на Муниципальном образовании "Город Томск".
Расчет суммы задолженности за период с 15 декабря 2008 г. по май 2011 г. судом проверен, признан обоснованным, лицами, участвующими в деле не оспорен.
Документов, подтверждающих оплату задолженности в истребуемой сумме, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Ссылка подателей жалобы на судебную практику, отклоняется апелляционным судом, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами. Нарушения единообразия судебной практики судом первой инстанции не допущено.
В силу пункта 1 статьи 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности, то есть взыскание может производиться за счет казны.
В соответствии с положением о департаменте финансов администрации города Томска, утвержденным Решением Думы города Томска от 15.09.2005 N 1001, департамент финансов является финансовым органом администрации города Томка, обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления (пункт 1.2 положения). Департамент финансов имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени администрации г. Томска и муниципального образования "Город Томск" (пункт 1.6 положения).
Согласно пунктам 3.57, 3.58 департамент финансов составляет и ведет реестр расходных обязательств г. Томска, представляет интересы муниципального образования "Город Томск" по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствии иного органа, обладающего необходимыми полномочиями.
Поскольку в материалы дела не были представлены доказательства, подтверждающие наличие иного бюджетного органа, в полномочия которого входит представление интересов муниципального образования "Город Томск" по вопросам о предъявлении требований из неосновательного обогащения, а также подтверждающие отнесение данного полномочия к ведению иного главного распорядителя бюджетных средств, суд первой инстанции обоснованно указал, что интересы муниципального образования "Город Томск" должен представлять департамент финансов администрации города Томска.
Суд апелляционной инстанции отмечает так же, что доводы указанные в апелляционных жалобах были предметом рассмотрения суда первой инстанции и не нашли своего подтверждения в материалах дела. Новых обстоятельств, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, при рассмотрении дела в апелляционном суде не возникло.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и документов дела судом первой инстанции и апеллянтом, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, так как выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства РФ.
Арбитражный апелляционный суд считает, что оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 110, ст.268, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 12.03.2012 по делу N А67-149/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Кайгородова М. Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-149/2012
Истец: ОАО "ТГК N11"
Ответчик: Департамент финансов Администрации г. Томска, Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска
Третье лицо: Департамент городского хозяйства администрации г. Томска