Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 февраля 2008 г. N КА-А40/9651-07-П-2
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2008 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.03.2006, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2006 удовлетворено заявление ООО "Севергазпром" о признании незаконными как не соответствующие главе 21 НК РФ п.п. 2, 3, 4 резолютивной части решения от 19.08.2005 N 60, п.п. 2, 4 решения от 19.08.2005 N 60/д МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2. На налоговый орган возложена обязанность возместить обществу из федерального бюджета НДС по экспортной (по ставке 0 процентов) налоговой декларации за апрель 2005 г. в сумме 2814694 руб., в возмещении которого было отказано решением от 19.08.2005 N 60/д путем зачета.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.10.2006 N КА-А40/8468-06 указанные судебные акты изменены. В части признания незаконными указанных решений налогового органа по счетам-фактурам, выданным ООО "Газпромтранс", и обязании налогового органа возместить по ним НДС судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2007 признано недействительными как не соответствующие главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации решения МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 19.08.05 N 60 и N 60/д в части отказа в возмещении сумм НДС, уплаченных ООО "Севергазпром" поставщику ООО "Газпромтранс". На инспекцию возложена обязанность возместить обществу путем зачета НДС в сумме 573134,27 руб., уплаченный им ООО "Газпромтранс".
В части требования о возмещении сумм НДС 384728,78 руб. и 137692,34 руб. отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.07 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекции содержится просьба об отмене решения и постановления в удовлетворяющей требования заявителя части, отклонении его требований. Инспекция считает, что оказанные заявителю ООО "Газпромтранс" услуги непосредственно связаны с экспортом товаров, в связи с чем подлежат налогообложению на налоговой ставке 0%.
Общество в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении его требований и об обязании инспекции возместить путем зачета НДС в сумме 522 421,12 руб. По мнению общества, вывод суда о несоответствии счетов-фактур N НФ-0019110 от 30.11.04 г. и НФ-0019186 от 30.11.04 г. требованиям ст. 169 НК РФ необоснован, поскольку в счетах-фактурах названо содержание услуги "ставка ТЭО", а ТЭО расшифровывается как транспортно-экспедиционное обслуживание. Кроме того, в счетах-фактурах имеется ссылка на договор транспортной экспедиции N 200122 от 04.10.02.
В заседании суда кассационной инстанции Обществом представлены документы, свидетельствующие о переименовании ООО "Севергазпром" в ООО "Газпром трансгаз Ухта".
Совещаясь на месте, суд определил: приобщить к материалам дела копию устава ООО "Газпром трансгаз Ухта", копии решения участника об изменении ООО " Севергазпром" фирменного наименования, выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения, уведомления о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Выслушав представителей сторон, обсудив их письменные пояснения, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене решения и постановления арбитражных судов.
Судами установлено, что в декларации по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2005 года обществом заявлены вычеты по услугам, оказанным ему ООО "Газпромтранс" на основании договора транспортной экспедиции N 200122 от 04.10.02 г.
Налоговый орган, отказывая в предоставлении вычета по счетам-фактурам N НФ-0017378 от 30.10.2004 на сумму 15187,60 рублей, N НФ-0019095 от 30.11.2004 на сумму 14635,52 рублей, N НФ-0019187 от 30.11.2004 на сумму 117463,52 рубля, N НФ-0019110 от 30.11.2004, исходил из того, что оказанные Обществу услуги подлежали налогообложению по ставке 0 процентов в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Проверяя обоснованность отказа в предоставлении налоговых вычетов, судебные инстанции установили, что в рамках договора транспортной экспедиции N 200122 от 04.10.02 и дополнительного соглашения к нему от 14.08.03, в соответствии со счетами-фактурами N НФ-0017378 от 30.10.2004 на сумму 15187,60 рублей, N НФ-0019095 от 30.11.2004 на сумму 14635,52 рублей, N НФ-0019187 от 30.11.2004 на сумму 117463,52 рубля ООО "Газпромтранс" передало заявителю в аренду вагоны (цистерны).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 данной нормы Кодекса.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Договор аренды транспортных средств не относится к договорам по оказанию услуг, охватываемых действием положений пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Следовательно, названные положения статьи 164 НК РФ на передачу вагонов (цистерн) не распространяются.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.07.2006 N 2316/06.
Как следует из указанных счетов-фактур, за услуги по предоставлению в аренду цистерн поставщиком предъявлялся к уплате НДС по налоговой ставке 18%, а за организацию экспортной перевозки - по ставке 0%.
Суды установили, что за услуги по транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, ООО "Газпромтранс" выставляло счета-фактуры со ставкой 0%.
Таким образом, как правильно указали суды, отказ обществу по указанному в оспариваемом решении основанию в принятии к вычету НДС по счетам-фактурам в отношении сумм, выставленных обществу за предоставление цистерн, является необоснованным.
Вместе с тем, оценив содержание счетов-фактур N НФ-0019110 от 30.11.04 (НДС 384728,78 руб.-т. 5, л.д. 30) и НФ-0019186 от 30.11.04 (137692,34 руб. - т. 5, л.д. 51), судебные инстанции установили, что они не соответствуют требованиям пп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ, поскольку не содержат наименования поставляемых товаров (описания выполненных работ, оказанных услуг), а указанная в данных счетах-фактурах "ставка ТЭО" не является ни товаром, ни работой, ни услугой.
Ссылка в счетах-фактурах на договор транспортной экспедиции не является доказательством надлежащего составления счета-фактуры, так как договором предусмотрены различные виды услуг, облагаемых НДС как по ставке 0%, так и по ставке 18%.
При таких обстоятельствах отсутствие детализации услуг, оказанных в соответствии со спорными счетами-фактурами, не позволяет проверить обоснованность применения налоговой ставки 18%.
В связи с изложенным судебные инстанции правомерно отклонили требования общества о возмещении НДС по названным счетам-фактурам.
В то же время, учитывая, что оспариваемое решение налогового органа указанных оснований для отказа в вычетах не содержит, суд первой инстанции правомерно признал это решение полностью незаконным в части эпизода по вычетам по поставщику "Газпромтранс".
Принимая во внимание, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступали в качестве ответчика, с Инспекции подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 7 марта 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2007 года по делу N А40-74981/05-128-636 оставить без изменения, кассационные жалобы ООО "Севергазпром" и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения.
Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 в доходы федерального бюджета госпошлину 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что за услуги по транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, ООО "Газпромтранс" выставляло счета-фактуры со ставкой 0%.
Таким образом, как правильно указали суды, отказ обществу по указанному в оспариваемом решении основанию в принятии к вычету НДС по счетам-фактурам в отношении сумм, выставленных обществу за предоставление цистерн, является необоснованным.
Вместе с тем, оценив содержание счетов-фактур N НФ-0019110 от 30.11.04 (НДС 384728,78 руб.-т. 5, л.д. 30) и НФ-0019186 от 30.11.04 (137692,34 руб. - т. 5, л.д. 51), судебные инстанции установили, что они не соответствуют требованиям пп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ, поскольку не содержат наименования поставляемых товаров (описания выполненных работ, оказанных услуг), а указанная в данных счетах-фактурах "ставка ТЭО" не является ни товаром, ни работой, ни услугой.
...
Принимая во внимание, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступали в качестве ответчика, с Инспекции подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2008 г. N КА-А40/9651-07-П-2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/9651-07-П-2
20.06.2007 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5598/2007
20.06.2007 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5911/2007
29.05.2006 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4803/2006